kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока-исследования по обществознанию по теме "Семейные правоотношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана в соответсвии с современными требованиями ФГОС и отражает все этапы, которые необходимы при проведении урока-исследования по теме заявленной в документе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока-исследования по обществознанию по теме "Семейные правоотношения"»

Технологическая карта урока-исследования

Данные об учителе: Барышников Денис Вадимович

Предмет: обществознание Класс: 9 Учебник (УМК): Боголюбов Л. Н., Матвеев А.И. Обществознание. 9 класс.

Тема урока: Семейные правоотношения Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Обществознание. 9 класс.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

  • регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

  • познавательными УУД:

- самостоятельный сбор информации и отбор из этой информации ключевых моментов, которые помогут для решения поставленной проблемы (3 уровень);

У большинства учащихся не сформированы:

  • коммуникативные УУД:

- высказать свою точку зрения по поставленной проблеме и аргументирование ее, имеющимися данными;

  • личностные УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

опознают понятия «семья в социальном плане», «семья в юридическом плане», «брак в юридическом плане», «церковный брак» и т.д.

3 уровень – понимание понятий, о которых пойдет речь и активное использование их в речи, а также умелое объяснение этих понятий, что они означают


называют что такое семья, что включает в себя понятие семьи, какие отношения должны быть в семье, что такое брак и с какой целью он заключается, условия заключения брака и т.д.

2 уровень – воспроизведение самостоятельно найденной информации




анализируя и оценивая текст учебника, определяют, что такое семья в социальном и юридическом плане, что такое брак и какие условия нужны для заключения брака, что такое брак в юридическом плане, что такое семейные отношения, особенности семейных правоотношений, права и обязанности членов семьи и т.д.

3 уровень – реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий


планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах исторического исследования

Познавательные УУД

сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень – совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действий учащихся

Коммуникативные УУД

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

2 уровень – высказывать свою точку зрения без инициативы учителя, по проблеме поставленной учителем перед учениками

Личностные УУД

осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

3 уровень – выполнение учебного действия с использованием опорных слов и воспроизведение информации полученной на уроке по памяти без опоры на текст


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

вызвать познавательный интерес к проблеме;

организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации сомнения

Фронтальная, индивидуальная

  1. Предлагает детям вспомнить, что собой представляет семья, кто является членами семьи и какие отношения существуют между членами семьи, а также решить задачи, касающиеся семенных правоотношений.


  1. Сообщает, что семья играет большую роль в жизни человека и общества, в ней заключены общественные отношения. Семья – это очаг хозяйствования, среда воспитания и культуры. Семья учит искусству жить вместе.


  1. Просит высказать предположения, что означает семья в социальном и юридическом плане











  1. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.

  1. Воспроизводят в устной форме известные сведения











  1. Обдумывают информацию













  1. Высказывают предположения о семье, кто являются членами семьи, и какие отношения существуют между членами семьи.

Обнаруживают расхождения во мнениях и осознают неполноту своих знаний. Решают практические задачи по семейным правоотношениям.


  1. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель).

Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы и ознакомится с ситуацией, описанной в учебнике на странице 154 и высказать свое мнении по решению данной задачи, которая находится на этой странице

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий (например, обратиться к тексту учебника, почитать дополнительную литературу в интернете; обратиться к журналам, в которых описываются семейные правоотношения или к документам, регулирующим семейные правоотношения)

Регулятивные УУД: планировать, то есть составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Организовать поиск решения проблемы

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

Индивидуальная, фронтальная

  1. Называет страницы учебника для чтения и координирует действия учащихся.


  1. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном.


  1. Говорит ученикам о необходимости составить сравнительную таблицу в тетради, где нужно сравнить функции семьи в социальном и юридическом плане.


  1. Задает вопросы обобщающего характера.


  1. Сообщает что такое семья в социальном и юридическом плане.


  1. Организует самостоятельное чтение текста учебника с целью поиска ответа.

  1. Читают учебник Боголюбова параграф «Семейные правоотношения».


  1. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей.



  1. Составляют таблицу в своих тетрадях.









  1. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.


  1. Слушают информацию, задают вопросы.



  1. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию, делают выводы.

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- выборочно пересказывать текст;

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- формулировать вопросы;

- формулировать выводы.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение практической задачи

Групповая

Предъявляет задачу на доказательство, что такое семья в социальном и юридическом плане, что такое брак и семейные правоотношения.

Обсуждают условия и решения задачи, формулируют ответ.

Познавательные УУД:

- подведения под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

- оценивать действия членов семьи и определять их влияние на создание семейных правоотношений

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Создание письменного текста

Индивидуальная, групповая, фронтальная

  1. Предлагает оценить факт достижения цели урока.


  1. Предлагает ученикам вернуться к задачам, которые они решали в начале урока и еще раз попытаться ответить на возникшие у них вопросы после того как ученики прошли тему «Семейные правоотношения» и сделать выводы уже после того как они узнали новые для себя факты.



  1. Предлагает написать эссе, начав его с фразы: «Оказывается, семейные правоотношения - это…». Помимо этого составить синквейн на понятия семья и брак.

  1. Оценивают степень достижения цели.



  1. Отвечают на предлагаемые им задачи, но уже с новыми взглядами и новыми знаниями, которые они узнали после прохождения темы «Семейные правоотношения».









  1. Пишут тексты, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга.

Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий.

Коммуникативные УУД:

Адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.


Дата: Подпись учителя:

Семейные правоотношения

Урок обществознания в 9 классе

Цели:

  1. способствовать пониманию учащихся, что такое семейные правоотношения;

  2. обеспечить усвоение понятий, что такое семья в социальном плане; семья в юридическом плане; что такое брак в юридическом плане; что такое церковный брак; условия заключения брака; что такое семейные правоотношения; кто такие близкие люди; что такое личные имущественные и не имущественные отношения;

  3. совершенствовать умение учащихся давать характеристику семейным правоотношениям на основе анализа учебника.

I. Мотивационно-целевой этап

Встреча с проблемой

  1. Актуализация опыта.

Учитель предлагает детям вспомнить, что собой представляет семья, кто является членами семьи и какие отношения существуют между членами семьи. Помимо этого учитель спрашивает у учеников, какие документы могут регулировать семейные правоотношения?

Затем учитель сообщает:

Семья играет большую роль в жизни человека и общества, в ней заключаются общественные отношения. Семья – это очаг хозяйствования, среда воспитания и культуры. Семья учит искусству жить вместе.

  1. Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, что означает семья в социальном плане? Как вы думаете, что означает семья в юридическом плане? Чтобы ответить на данные вопросы учитель предлагает решить задачи, которые регулируют семейные правоотношения. Для того чтобы решить данные задачи он раздает ученикам Гражданский и Семейный кодекс Российской Федерации, в котором ученики должны найти статьи позволяющие найти решение задач, розданных учителем.

Задача 1

Анастасия Никифорова (19 лет) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать свой брак указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака в органах местного самоуправления по месту жительства.

Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Правы ли работники ЗАГСа?

Задача 2

Е.Ю.Молчанов  дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. В том числе автомобиль "Москвич", дом в деревне, деньги, видеомагнитофон.

Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством.

При расторжении брака в суде супруга Молчанова Татьяна Загорная потребовала определить доли супругов в общей собственности с учётом стоимости перечисленного имущества. По её мнению Молчанов расходовал его в ущерб интересам семьи.

Какое решение примет суд?

Ученики высказывают свои предложения: часть дополняет друг друга, часть противоречат.

Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предложениях?

II. Ориентировочный этап

  1. Осознание и оформление проблемы:

Учитель предлагает детям сформулировать возникшие у них вопросы и рассмотреть жизненную ситуацию, описанную в учебнике на странице 154 и высказать свое мнение о ситуации. Высказывают предположения и пути решения данной задачи, которая произошла с двадцатипятилетней девушкой.

Задача 3.

Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром — состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная.

Вопросы детей: что такое семья в социальном плане? Что такое семья в юридическом плане? Как создается брак и что он означает в юридическом плане?

III. Поисково-исследовательский этап

Построение знаний

  1. Выбор методов исследования.

Учитель обращается к детям с вопросом: как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы? Учащиеся говорят о необходимости обратиться к тексту учебника, чтобы найти ответы: что такое семья в социальном и юридическом плане? Затем проанализировать информацию и ответить на вопросы.

  1. Сбор информации.

Учащиеся читают учебник Боголюбова параграф 18, где даются ответы на интересующие их вопросы (стр. 154-156).

  1. Организация работы.

В ходе фронтальной беседы учащиеся обмениваются информацией. В тетрадях пишут понятия, которые пытаются раскрыть и ответить на вопросы, что такое семья в юридическом и социальном плане. Дети заполняют таблицу, что такое семья в юридическом и социальном плане.

Семья в социальном плане

Семья в юридическом плане

1) это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой;

2) духовная общность семьи;

3) во главе угла семейный отношения, регулируемые нормами права.

1) это союз лиц, соединенный правами и обязанностями, вытекающими из официального оформления брака.


Во время заполнения таблицы ученики осознают, что не знают, что такое брак? У них возникает чувство того, что они не обладают нужной информацией и пытаются самостоятельно найти ответ на интересующий их вопрос, что такое брак?

IV. Практический этап

  1. Построение объяснения.

- Что такое семья в социальном плане?

- Что такое семья в юридическом плане?

- Что такое брак?

- Совпали ли ваши суждения с тем, что в учебнике?

  1. Сопоставление с культурным аналогом.

На самом деле, то, что вы прочитали в учебнике, есть семья в социальном и юридическом плане. Вы правильно ответили на поставленные вопросы, которые ставили перед собой.

Обращение к классу:

- Какой вопрос у вас возник? Что такое брак и какую цель брак несет в себе?

Ответ на вопрос учителя детям предлагается найти самостоятельно, прочитав текст учебника на стр. 155-158.

В ходе прочтения текста учебника ученики наталкиваются на подзаголовки: Правоотношения супругов, правоотношения родителей и детей.

Ученики начинают задавать вопрос учителю, что такое правоотношения супругов, а также детей и их родителей?

Учитель предлагает самим найти ответы ученикам на интересующие их ответы. Для этого ученикам предлагается прочитать текст учебника на стр. 159-160 (Правоотношения супругов) и на стр. 160-162 (Правоотношения родителей и детей). Предлагает решить практическую задачу, описанную в учебнике.

Задача 4.

Харисова и Князев в течение двух лет состояли в близких отношениях без оформления брака. 2 мая 1996 г. Князев погиб при исполнении трудовых обязанностей. 1 февраля 1997 г. у Харисовой родился сын. Она обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания Князевым отцовства, указав, что они жили одной семьей, ждали ее беременности. Князев был очень огорчен тем, что у них нет детей, о чем было известно всем их друзьям и родителям Харисовой. О своей беременности Харисова узнала вскоре; после смерти Князева. Их с Князевым общие знакомые хотя и сочувствовали ей, но были рады, что у нее останется память о любимом человеке. Установление факта признания отцовства необходимо Харисовой при оформлении пенсии по случаю гибели кормильца и наследства. Против установления факта признания отцовства возражала мать Князева как единственная его наследница. Она пояснила суду, что этот ребенок рожден не от Князева, так как у него вряд ли могли быть дети. От бесплодия он никогда не лечился, но его первая жена расторгла с ним брак по причине отсутствия беременности. Сейчас она замужем за другим мужчиной, и у нее родился сын. Сожительствуя с Харисовой, Князев также не имел детей, о чем очень сожалел, так как у них с Харисовой сложились хорошие отношения.

Как решить дело? Какой факт, и в каком порядке подлежит установлению в данном случае?

  1. Формулирование выводов.

Учащиеся приходят к выводу, что брак – это союз мужчины и женщины; цель брака: создание семьи; брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния); брак – это союз, порожденный между супругами на юридических правах и обязанностях.

Условия заключения брака:

  1. взаимное добровольное согласие;

  2. достижение брачного возраста (18 лет);

  3. отсутствие других браков;

  4. отсутствие близкого родства;

  5. дееспособность.

Семейные отношения – это общественные отношения урегулированные нормами семейного права.

Особенности семейных правоотношений:

  1. субъекты не посторонние, а близкие люди (члены семьи);

  2. в основе юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и т.д.;

Права и обязанности членов семьи:

  1. неимущественные, которые возникают по поводу нематериальных благ, например, выбор фамилии;

  2. имущественные, которые связаны с имуществом и алиментными обязанностями, то есть содержанием.

При заключении брака муж или жена имеют право на свободный выбор фамилии, то есть оставить свою фамилию или выбрать фамилию супруга. Супруги имеют право на свободный выбор рода занятий, профессии и места жительства. Супруги совместно решают вопросы семейно жизни: материнства, отцовства, воспитания и образования детей. Семья строится на взаимоуважении и взаимопомощи. Супруги имеют право на личную совместную и раздельную собственность. Личная – это все, то, что приобретено от брака. Общая – это приобретенная во время совместной жизни.

С прекращением брака имущество делится поровну по брачному договору заключенного у нотариуса. Он решает судьбу вещей приобретенных супругами во время совместной жизни. Оговаривается материальная помощь в случае развода. «Свидетельство о расторжении брака» - это официальный документ подтверждающий, что брак расторгнут.

Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении» их органов ЗАГСа, где указаны ФИО, дата рождения и родители. Родители имеют право воспитывать детей. Они должны обеспечить ребенку светлое детство и обеспечить получение основного общего образования. Родители в праве содержать детей и защищать их интересы, а также содержать. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. Ребенку принадлежит право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками. Имеет право на содержание от своих родителей.

10 лет – учет мнения ребенка должен быть обязательным.

14 лет – ребенок может обращаться в суд.

18 лет – полное совершеннолетие ребенка, при котором наступает полная дееспособность.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам вернуться к задачам, которые они решали в начале урока и еще раз попытаться ответить на возникшие у них вопросы после того как ученики прошли тему «Семейные правоотношения» и сделать выводы уже после того как они узнали новые для себя факты.

Предполагаемые ответы учеников на задачи после пройденной темы:

1) эмансипированный согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний не приобретает брачную дееспособность в силу только одного факта эмансипации. Для вступления в брак он должен получить соответствующее разрешение в органах местного самоуправления на общих основаниях; 2) суд должен отклонить требование Т. Загорной в отношении перечисленного имущества, так как оно принадлежит только Молчанову (п.1 ст.36 СК РФ), который может распоряжаться им по собственному желанию.

Учащиеся пишут эссе, начав его с фразы: «Оказывается, семейные правоотношения - это…». Затем тексты зачитываются соседу по парте, а затем один из учеников класса подводит итог всего урока (читает свое сообщение перед всем классом, а остальные его внимательно слушают и осознают для себя, что узнали на сегодняшнем уроке). Составление синквейна на понятия семья и брак.

Синквейн на тему Семья

семья

большая дружная

любят заботятся живут

все вместе под одной крышей

ячейка общества

Синквейн на тему Брак

брак

добровольно, торжественно

преобразуется, упорядочивается, реализуется

регулируемая обществом постоянная связь

семья



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барышников Денис Вадимович

Дата: 07.11.2016

Номер свидетельства: 356298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства