Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы.
Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы.
Урок по теме "Социальные группы"направлен на формирование УУД,через системно-деятельную технологию с методикой развития личности.
Урок реализует следующие цели:
1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать и объяснять зачем люди объединяются в группы, что даёт человеку группа, можно ли входить в различные группы одновременно, почему человек становится лидером?
2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: определять и объяснять своё отношение к различным социальным группам, строить взаимодействие в группах, даже имея собственное мнение, определять общегрупповые ценности и цели, понимать их необходимость, как главное условие существования группы, формулировать и обосновывать свою точку зрения на право принятия ценностей и норм различных социальных групп.
3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности и права: договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, связанные со столкновением разных ценностей и интересов.
Обязательный минимум содержания: большие и малые группы, одноклассники, сверстники, друзья, группы формальные и неформальные, лидеры, групповые нормы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы. »
Технологическая карта урока 3.
Тема: Социальные группы.
7 класс.
Цели урока по линиям развития личности.
1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать и объяснять зачем люди объединяются в группы, что даёт человеку группа, можно ли входить в различные группы одновременно, почему человек становится лидером?
2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: определять и объяснять своё отношение к различным социальным группам, строить взаимодействие в группах, даже имея собственное мнение, определять общегрупповые ценности и цели, понимать их необходимость, как главное условие существования группы, формулировать и обосновывать свою точку зрения на право принятия ценностей и норм различных социальных групп.
3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности и права: договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, связанные со столкновением разных ценностей и интересов.
Обязательный минимум содержания: большие и малые группы, одноклассники, сверстники, друзья, группы формальные и неформальные, лидеры, групповые нормы.
ВПС: Обществознание 6 класс
МПС: «История Древнего мира», «Всемирная история 6 класс», «История России 6 класс».
УМК:
-Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. М., «Просвещение», 2011.
-Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая Н.И.Методические рекомендации к учебнику Обществознание 6 класс. М., Просвещение 2008г.
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 6 класс. М., «Просвещение», 2008.
Конституция РФ. М., 2002.
-Г.И. Аверьянова обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 6-7 класс. М., «Эксмо» 2008.
-Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 6 класс.- М.: Просвещение, 2006;
-Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 6-7 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
Оборудование:Презентация по теме, компьютер, интерактивная доска
Технологии: системно-деятельная, информационная, методика развития личности
Проблема урока:
«Почему, живя в обществе, человек должен соблюдать общегрупповые ценности?»
Поиск решения проблемы.
1. Почему в древности и в Средние века люди не могли жить в одиночку?
Потому, что группа (сословие или профессиональная группа) защищала человека, давала ему определённые права, но при этом требовала неукоснительное соблюдение внутригрупповых норм, нарушение грозило изгнанием, а в конечном итоге смертью.
2. Может ли человек быть полноценным членом общества не входя в социальные группы?
Нет, это же принцип существования человеческого общества: люди, объединенные общей целью уже социальная группа.
3.Что же такое групповые нормы? Это механизм защиты любой социальной группы, подобные ценности есть и у человечества, как у большой социальной группы.
Примерный вывод по проблеме: Участие в социальной группе даёт человеку определённые права, человечество-это крупнейшая форма объединения людей, только соблюдение общечеловеческих ценностей (групповых норм) даёт возможность человечеству выжить. Поэтому живя в обществе человек должен соблюдать его нормы и ценности.
Учитель (возможные вопросы, действия)
Ученики (ожидаемые ответы, действия)
Применяемые учебные действия
Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы
– Прослушайте притчу Эзопа «Отец и сыновья»:
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
(Автор Эзоп (VI век до н. э) перевел Лев Толстой)
- В чем смысл поступка отца?
– Отец хотел, что бы сыновья жили в согласии друг с другом.
-Что бы они были дружны.
Выделение главного и определение смысла текста.
– Почему братья не могут жить поодиночке?
-Вспомните из курса истории жизнь древних или средневековых людей.
-Могут ли братья служить моделью современного человечества?
-Если современное человечество-это тоже семья своего рода, чего не хватает нынешним братьям, чтобы договориться?
-Могут, но отец боится, что его поодиночке сыновей погубят.
-В одиночку выжить было нельзя, из города или общины становился изгоем.
- Нет, отец уговорил сыновей жить в согласии.
Умение анализировать имеющуюся информацию.
– Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки.
Примерная формулировка проблемы урока: «Почему, живя в обществе, человек должен соблюдать общегрупповые ценности?»
Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока.
Формулирование проблемного вопроса.
Учитель записывает проблему урока на доске.
Ученики записывают проблему урока в тетрадях.
Версии
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока.
Ученики предлагают свои версии и записывают их в тетрадях.
Выдвижение версий.
Актуализация знаний, планирование деятельности
– Что мы уже знаем по этой проблеме? Какие знания нам пригодятся для её решения?
– Мы знаем, что семья-это группа со своими ценностями;
-В древности и средние века человек мог выжить только в группе (сословие, например)
Умение выделять главное.
Учитель даёт задание классу для работы в парах в течение трёх минут, два варианта представляют на доске:
– Учитывая, что семья, самая маленькая группа людей попробуйте установить свою иерархию социальных групп, пользуясь учебником на стр.19-21
Образец правильного ответа для проверки:
Народ
Профессиональная группа
Класс, коллектив, секция, кружок
Друзья
Семья
Организация сотрудничества.
Умение группировать и систематизировать обществоведческую информацию.
– В какое количество социальных групп может входить человек?
– В различное.
– Какие группы мы предпочитаем выбирать?
– Те, в которых чувствуем себя комфортно.
– А в профессиональной группе человек всегда себя чувствует комфортно?
Высказывают своё мнение. Точки зрения могут разделиться.
– Что мы должны узнать, чтобы найти решение проблемы? Посмотрите, какие частей параграфа учебника по нашему уроку нужно изучить, чтобы найти ответы на наши вопросы. Посовещайтесь в парах, как переформулировать название каждого пункта параграфа в пункт плана решения нашей проблемы.
Ученики предлагают свои варианты. Допустимы разные формулировки; главное, чтобы они опирались на заголовки пунктов (на исходный материал) и привязывали их к решаемой проблеме (в авторском варианте). Например, так:
1. Что общего в различных социальных группах?
2. Причины вступления в социальные группы (малые, большие)? (Может ли человек жить в обществе вне социальных групп?)
3.Идущий впереди.
4. Что такое групповые нормы?
Составление плана действий.
Организация сотрудничества.
Учитель записывает план урока на доске.
1. Что общего в различных социальных группах?
–Итак, мы уже определили, иерархию социальных групп. Используя учебник стр.19-20 ответьте на вопросы
-Как можно определить, что данные люди составляют социальную группу?
– Как по составу различаются социальные группы?
Составьте схему профессиональных социальных групп и различных групп по интересам по вариантам.
Приведите пример какой - либо деятельности, в рамках одной профессиональной группы.
– По наличию общей цели и общего дела.
-Группы бывают большие и малые.
Организация сотрудничества.
Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы.
Формулирование суждений.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– У каждой социальной группы своё общее дело и своя цель.
Формулирование вывода.
2. Причины вступления в социальные группы (малые, большие)?
(Может ли человек жить в обществе вне социальных групп?)
– В начале урока мы говорили о том, что мы вступаем в разные социальные группы, но ни все из них позволяют нам чувствовать комфортно. Как вы думаете, почему? Прочитайте текст учебника на с. 20-21.
– Наверное потому, что часть больших групп существует не только с целью психологической комфортности, например народ, государство или профессиональная группа.
Умение строить логические рассуждения, анализировать причинно-следственные связи.
– Найдите в тексте слова, объясняющие психологическую основу группы (не менее 10)
Ученики выполняют задание.
Организация сотрудничества.
Умение систематизировать обществоведческую информацию
– Какую же причину возникновения групп мы видим с точки зрения истории человечества?
– Первые группы появились как форма защиты человека, как от окружающего мира, так и от подобных себе.
Формулирование суждений.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– В древности и в средние века группа защищала человека, давала ему определённые права. Человек по-прежнему нуждается в защите, а значит он не может жить вне общества и оставаться полноценной личностью.
Формулирование вывода.
3.Идущий впереди.
– Поработайте с учебником стр.21-22 ответьте на вопрос, какими качествами должен обладать настоящий лидер, приведите примеры исторических и общественных деятелей, объясните понятия формальный и неформальный лидер.
– Увлекает за собой, берёт руководство группой на себя, готов разделить успехи и достижения, нести ответственность за поступки.
Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.
- Сформулируйте определение «Лидер» (в парах)
Предлагают свои варианты.
Ученики записывают определение лидера в тетради.
Умение обобщать информацию и выделять главное.
Определение понятий.
4. Что такое групповые нормы?
-Давайте вспомним детскую песенку «Антошка», как вы относитесь этому обаятельному персонажу?
Ребята выражают своё мнение
Формулирование суждений.
- Составьте схему: виды поощрений (стр. 24)
-Перечислите правила поведения рыцарского сословия, почему их групповые нормы назывались «кодекс чести»? (стр.26-27)
-Чьё поведение вам ближе средневекового рыцаря или Тимура из книги А. Гайдара?
-Подберите поговорки и «крылаты выражения», подтверждающие слова отца из притчи Эзопа.
Отвечают на вопросы
Один в поле не воин, один за всех и все за одного, семеро одного не ждут, дружно –не грузно, а врозь хоть брось.
Умение определять и объяснять свое отношение к общественным нормам.
Формулирование суждений.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Это механизм защиты любой социальной группы, подобные ценности есть и у человечества, как у большой социальной группы.
Формулирование вывода.
Вывод по проблеме урока, применение новых знаний.
– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать?
Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.
Примерный вывод по проблеме:
Участие в социальной группе даёт человеку определённые права, человечество-это крупнейшая форма объединения людей, только соблюдение общечеловеческих ценностей (групповых норм) даёт возможность человечеству выжить. Поэтому живя в обществе человек должен соблюдать его нормы и ценности.
Формулирование вывода.
– Давайте сравним наши выводы мнением авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной?
Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их.
Формулирование вывода.
Используя свои новые знания, выполните задания 7и 8 на с. 30.
Ученики выполняют задания и предлагают свои объяснения.
Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.
Домашнее задание
Проанализируйте стихотворение А.С.Пушкина, ответьте на вопросы (с. 29-30),
В классе и дома п.4,9 (с. 29-30).
Ученики записывают задание в тетрадях.
Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.