kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Социальные группы"направлен на формирование УУД,через  системно-деятельную технологию с методикой развития личности.

 Урок реализует следующие цели:

1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать и объяснять зачем люди объединяются в группы, что даёт человеку группа, можно ли входить в различные группы одновременно, почему человек становится лидером?

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: определять и объяснять своё отношение к различным социальным группам, строить взаимодействие в группах, даже имея собственное мнение, определять общегрупповые ценности и цели, понимать  их необходимость, как главное условие существования группы, формулировать и обосновывать свою точку зрения на право принятия ценностей и норм различных социальных групп.

3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности и права: договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, связанные со столкновением разных ценностей и интересов.

Обязательный минимум содержания: большие и малые группы, одноклассники, сверстники, друзья, группы формальные и неформальные, лидеры, групповые нормы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы. »

Технологическая карта урока 3.

Тема: Социальные группы.

7 класс.

Цели урока по линиям развития личности.

1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать и объяснять зачем люди объединяются в группы, что даёт человеку группа, можно ли входить в различные группы одновременно, почему человек становится лидером?

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: определять и объяснять своё отношение к различным социальным группам, строить взаимодействие в группах, даже имея собственное мнение, определять общегрупповые ценности и цели, понимать их необходимость, как главное условие существования группы, формулировать и обосновывать свою точку зрения на право принятия ценностей и норм различных социальных групп.

3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности и права: договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, связанные со столкновением разных ценностей и интересов.

Обязательный минимум содержания: большие и малые группы, одноклассники, сверстники, друзья, группы формальные и неформальные, лидеры, групповые нормы.

ВПС: Обществознание 6 класс

МПС: «История Древнего мира», «Всемирная история 6 класс», «История России 6 класс».

УМК:

-Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. М., «Просвещение», 2011.

-Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая Н.И.Методические рекомендации к учебнику Обществознание 6 класс. М., Просвещение 2008г.

- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 6 класс. М., «Просвещение», 2008.

Конституция РФ. М., 2002.

-Г.И. Аверьянова обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 6-7 класс. М., «Эксмо» 2008.

-С.Н. Степанько. Обществознание 6-7 класс. Поурочное планирование к учебнику Л.Н. Боголюбова. Волгоград, «Учитель»2007.

-Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 6 класс.- М.: Просвещение, 2006;

-Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 6-7 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;

Оборудование: Презентация по теме, компьютер, интерактивная доска

Технологии: системно-деятельная, информационная, методика развития личности


Проблема урока:

«Почему, живя в обществе, человек должен соблюдать общегрупповые ценности?»

Поиск решения проблемы.

1. Почему в древности и в Средние века люди не могли жить в одиночку?

Потому, что группа (сословие или профессиональная группа) защищала человека, давала ему определённые права, но при этом требовала неукоснительное соблюдение внутригрупповых норм, нарушение грозило изгнанием, а в конечном итоге смертью.

2. Может ли человек быть полноценным членом общества не входя в социальные группы?

Нет, это же принцип существования человеческого общества: люди, объединенные общей целью уже социальная группа.

3.Что же такое групповые нормы? Это механизм защиты любой социальной группы, подобные ценности есть и у человечества, как у большой социальной группы.

Примерный вывод по проблеме: Участие в социальной группе даёт человеку определённые права, человечество-это крупнейшая форма объединения людей, только соблюдение общечеловеческих ценностей (групповых норм) даёт возможность человечеству выжить. Поэтому живя в обществе человек должен соблюдать его нормы и ценности.




Учитель (возможные вопросы, действия)


Ученики (ожидаемые ответы, действия)



Применяемые учебные действия



Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы



– Прослушайте притчу Эзопа «Отец и сыновья»:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

(Автор Эзоп (VI век до н. э) перевел Лев Толстой)

- В чем смысл поступка отца?
















– Отец хотел, что бы сыновья жили в согласии друг с другом.

-Что бы они были дружны.
















Выделение главного и определение смысла текста.



– Почему братья не могут жить поодиночке?

-Вспомните из курса истории жизнь древних или средневековых людей.

-Могут ли братья служить моделью современного человечества?

-Если современное человечество-это тоже семья своего рода, чего не хватает нынешним братьям, чтобы договориться?

-Могут, но отец боится, что его поодиночке сыновей погубят.

-В одиночку выжить было нельзя, из города или общины становился изгоем.

- Нет, отец уговорил сыновей жить в согласии.

Умение анализировать имеющуюся информацию.



– Какой вопрос может возникнуть на основе этого противоречия? Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки.

Примерная формулировка проблемы урока: «Почему, живя в обществе, человек должен соблюдать общегрупповые ценности?»

Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока.

Формулирование проблемного вопроса.



Учитель записывает проблему урока на доске.

Ученики записывают проблему урока в тетрадях.


Версии


– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока.

Ученики предлагают свои версии и записывают их в тетрадях.

Выдвижение версий.



Актуализация знаний, планирование деятельности


– Что мы уже знаем по этой проблеме? Какие знания нам пригодятся для её решения?

– Мы знаем, что семья-это группа со своими ценностями;

-В древности и средние века человек мог выжить только в группе (сословие, например)

Умение выделять главное.



Учитель даёт задание классу для работы в парах в течение трёх минут, два варианта представляют на доске:

– Учитывая, что семья, самая маленькая группа людей попробуйте установить свою иерархию социальных групп, пользуясь учебником на стр.19-21

Образец правильного ответа для проверки:

Народ

Профессиональная группа

Класс, коллектив, секция, кружок

Друзья

Семья

Организация сотрудничества.

Умение группировать и систематизировать обществоведческую информацию.



– В какое количество социальных групп может входить человек?

– В различное.




– Какие группы мы предпочитаем выбирать?

– Те, в которых чувствуем себя комфортно.


– А в профессиональной группе человек всегда себя чувствует комфортно?

Высказывают своё мнение. Точки зрения могут разделиться.


– Что мы должны узнать, чтобы найти решение проблемы? Посмотрите, какие частей параграфа учебника по нашему уроку нужно изучить, чтобы найти ответы на наши вопросы. Посовещайтесь в парах, как переформулировать название каждого пункта параграфа в пункт плана решения нашей проблемы.

Ученики предлагают свои варианты. Допустимы разные формулировки; главное, чтобы они опирались на заголовки пунктов (на исходный материал) и привязывали их к решаемой проблеме (в авторском варианте). Например, так:

1. Что общего в различных социальных группах?

2. Причины вступления в социальные группы (малые, большие)? (Может ли человек жить в обществе вне социальных групп?)

3.Идущий впереди.

4. Что такое групповые нормы?

Составление плана действий.

Организация сотрудничества.



Учитель записывает план урока на доске.



1. Что общего в различных социальных группах?


–Итак, мы уже определили, иерархию социальных групп. Используя учебник стр.19-20 ответьте на вопросы

-Как можно определить, что данные люди составляют социальную группу?

– Как по составу различаются социальные группы?

Составьте схему профессиональных социальных групп и различных групп по интересам по вариантам.

Приведите пример какой - либо деятельности, в рамках одной профессиональной группы.




– По наличию общей цели и общего дела.


-Группы бывают большие и малые.


Организация сотрудничества.

Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы.

Формулирование суждений.



– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– У каждой социальной группы своё общее дело и своя цель.

Формулирование вывода.

2. Причины вступления в социальные группы (малые, большие)?

(Может ли человек жить в обществе вне социальных групп?)

– В начале урока мы говорили о том, что мы вступаем в разные социальные группы, но ни все из них позволяют нам чувствовать комфортно. Как вы думаете, почему? Прочитайте текст учебника на с. 20-21.

– Наверное потому, что часть больших групп существует не только с целью психологической комфортности, например народ, государство или профессиональная группа.

Умение строить логические рассуждения, анализировать причинно-следственные связи.


– Найдите в тексте слова, объясняющие психологическую основу группы (не менее 10)


Ученики выполняют задание.

Организация сотрудничества.

Умение систематизировать обществоведческую информацию

– Какую же причину возникновения групп мы видим с точки зрения истории человечества?

– Первые группы появились как форма защиты человека, как от окружающего мира, так и от подобных себе.

Формулирование суждений.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– В древности и в средние века группа защищала человека, давала ему определённые права. Человек по-прежнему нуждается в защите, а значит он не может жить вне общества и оставаться полноценной личностью.

Формулирование вывода.

3.Идущий впереди.

– Поработайте с учебником стр.21-22 ответьте на вопрос, какими качествами должен обладать настоящий лидер, приведите примеры исторических и общественных деятелей, объясните понятия формальный и неформальный лидер.

– Увлекает за собой, берёт руководство группой на себя, готов разделить успехи и достижения, нести ответственность за поступки.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.



- Сформулируйте определение «Лидер» (в парах)

Предлагают свои варианты.

Ученики записывают определение лидера в тетради.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

Определение понятий.

4. Что такое групповые нормы?

-Давайте вспомним детскую песенку «Антошка», как вы относитесь этому обаятельному персонажу?

Ребята выражают своё мнение

Формулирование суждений.


- Составьте схему: виды поощрений (стр. 24)





-Перечислите правила поведения рыцарского сословия, почему их групповые нормы назывались «кодекс чести»? (стр.26-27)

-Чьё поведение вам ближе средневекового рыцаря или Тимура из книги А. Гайдара?

-Подберите поговорки и «крылаты выражения», подтверждающие слова отца из притчи Эзопа.


Отвечают на вопросы




Один в поле не воин, один за всех и все за одного, семеро одного не ждут, дружно –не грузно, а врозь хоть брось.

Умение определять и объяснять свое отношение к общественным нормам.










Формулирование суждений.


– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Это механизм защиты любой социальной группы, подобные ценности есть и у человечества, как у большой социальной группы.

Формулирование вывода.

Вывод по проблеме урока, применение новых знаний.

– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать?

Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.

Примерный вывод по проблеме:

Участие в социальной группе даёт человеку определённые права, человечество-это крупнейшая форма объединения людей, только соблюдение общечеловеческих ценностей (групповых норм) даёт возможность человечеству выжить. Поэтому живя в обществе человек должен соблюдать его нормы и ценности.

Формулирование вывода.

– Давайте сравним наши выводы мнением авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной?

Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их.

Формулирование вывода.

Используя свои новые знания, выполните задания 7и 8 на с. 30.

Ученики выполняют задания и предлагают свои объяснения.

Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.

Домашнее задание

Проанализируйте стихотворение А.С.Пушкина, ответьте на вопросы (с. 29-30),

В классе и дома п.4,9 (с. 29-30).

Ученики записывают задание в тетрадях.

Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.

Умение доказывать суждение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока.Тема: Социальные группы.

Автор: Крайникова Ольга Вячеславовна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства