1 этап Мотивационно-целовой Задача: привлечь внимание учащихся к проблеме взаимосвязи человека и общества. | Перед началом урока класс разделить на 4 группы: деление «Угощение конфетами» (четыре цвета фантиков, цветные полоски) «ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВОЕННОЕ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, НЕЖЕЛИ ПЧЕЛЫ И ВСЯКОГО РОДА СТАДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» АРИСТОТЕЛЬ (384-322гг. до н.э.) Задание: прочитайте высказывания, выделите главную мысль, согласны вы с этим мнением автора? На сегодняшнем уроке я предлагаю вам обсудить эту тему. Может быть в современном мире происходит и не так, ведь Аристотель жил спустя 25 веков назад. Отрывок из м/ф «Маугли» (человеческое поведение Маугли); Вопрос: 1. Знакомы ли вы с героем м/ф «Маугли» 2. Сюжет м/ф «Маугли» соответствует или не соответствует реальной жизни? В чем его несоответствие? 3. Можно ли назвать Киплинга фантастом или плохим обществоведом? Почему? 4.Ребята, мы ведь не обозначили тему сегодняшнего урока, попробуйте сформулировать тему самостоятельно, как бы вы назвали сегодняшний разговор? (Человек и общество. Человек в обществе. Общество и роль человека в нем. Роль общества в жизни человека. Зависимость общества и человека) 5.Какая формулировка вам больше нравится, давайте выберем, пусть она будет темой нашего урока. 6.Зачем человеку общество? | Индивидуальная работа Показ фрагмента из м/ф «Маугли» (человеческое поведение Маугли); Фронтальная беседа | Появление интереса к теме. Подвести ребят к тебе урока |
2 этап Поисково-операционный Задачи: -осознание понятия «общество»; -показать неразрывную связь общества и человека, -освоить способ работы с понятием «общество», -составить модель «общество». | блок -Что такое общество? ( Работа с понятием, работа со словарем) ( -большая группа людей, объединившаяся для совместной деятельности, конкретный этап в историческом развитии народа, страны, человечество в целом). -Прочтите определение и подчеркните в нем ключевые слова (4-6 слов) 2 блок: Задание: Найдите составные части общества которые лежат у вас на столе.(Совместная деятельность, отношения между людьми, духовная сфера, социальная сфера, исторический процесс, экономика, политика, и т.д.). Самая первая группа составившая выходит к доске и представляет составные части общества. (Составляется 2 «калейдоскопа» ребятам предлагается самим их назвать) 3 блок: Для чего необходимо общество? В чем его предназначение? (сохранение условий существования группы людей, обеспечение безопасности, обеспечение защиты, производство материальных благ) Приведите примеры Ради чего существует общество? Для чего создается материальное благо? Что является высшей целью существования общества? ( Человек) Вывод: уровень жизни человека зависит от уровня развития общества | -работа индивидуально- групповая. работа в группах составление модели «Общество» из предложенных компонентов, - защита моделей представителями групп Мозговой штурм «Функции Общества» Фронтальная беседа | Результат: Осознание понятия «общество» и его сущность Выделение ключевых слов Создание модели «общество» Представление результатов работы группы Понимание функций общества, умение находить и приводить примеры на каждую функцию |
3 этап Рефлексия Задача: осознать ценность общества для человека | Рефлексия: В развитом обществе комфортно жить человеку? Давайте посмотрим, к чему приводит существование человека вне общества. (показ сюжета о девочке на цепи в собачьей будке. Мальчик –волк) Зачем человеку нужно общество? Какую ценность общество несет для человека? (Человек становится человеком только в обществе, общество дает человеку защищенность, безопасность, создает условия для комфортного существования) Слово мудрым: «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок» Л.Н.Толстой (1823-1910) | Фронтальная беседа Просмотр видеосюжета | Мысль: Осознание ценности общества для человека. |