Тема урока | Роль государства в экономике, 8 класс |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Создать условия для формирования представления о способах воздействия государства на экономику. |
Задачи урока | Раскрыть понятия налог, государственный бюджет, налогообложение. Охарактеризовать основные виды налогов. Сформировать представление о роли государства по распределению налогов. |
УМК | Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2019 г |
Образовательные ресурсы | Презентация «Роль государства в экономике» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/2011/06/05/rol-gosudarstva-v-ekonomike |
Формы и методы обучения | Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Владеть понятиями налог, косвенный налог, прямой налог, бюджет, государственный бюджет; уметь показывать на конкретных примерах виды налогов; характеризовать основные меры государственного распределения налогов. | Познавательные Объяснять, как знания о налогах влияют на повседневную жизнь граждан; характеризовать связь налоговых поступлений и финансовой политики государства; уметь видеть разницу между сбалансированным, профицитным и дефицитным бюджетом Регулятивные Составлять план действий; владеть навыками самоконтроля, осознавать качество и уровень усвоения знаний. Коммуникативные Осуществлять диалог с учителем и одноклассниками; решать образовательные проблемные ситуации, выступать устно с результатами своей работы. | Осознание актуальности информации урока для определения собственной позиции по отношению к уплате налогов; осознание необходимости личной готовности к самостоятельной творческой деятельности. |
|
Ученики научатся | Определять способы воздействия государства на экономику. Называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством. Решать экономические задачи. |
Получат возможность научиться | Строить логические цепочки рассуждений. Ставить учебные цели и задачи. Самостоятельно искать пути решения проблемы. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организационный момент 1 мин. | Приветствие. Знакомство с темой урока. | Записывают тему урока в тетрадях. |
Этап мотивации к учебной деятельности 3 мин. | Фронтальная работа. Предлагает выделить обществоведческие термины, относящиеся к экономической сфере общества ТЕРМИНЫ: спрос, религия, цена, стоимость, производительность, наука, мораль, экономические блага, предложение, дефицит, деньги, искусство, образование, политические партии. | Выполняют задание: Спрос, цена, стоимость, экономические блага, предложение, спрос, дефицит, производительность, деньги – эти термины относятся к экономической сфере. |
Этап актуализации знаний 5 мин | Предлагает решить экономическую задачу и определить параметры рыночного равновесия (первая часть задачи – приложение). Просматривает работы учеников. | Решают в тетрадях. Один ученик работает у доски. |
Предлагает изменить условие задачи (приложение 1, 2-я часть) и посмотреть, как изменятся параметры на рынке. | Решают, предлагают свои варианты решения. |
Этап выявления затруднений и причин. 3 мин | Что в условии задачи вызвало у вас затруднение? | Участвуют в обсуждении |
Какую цель мы поставим на урок? | Формулируют цель урока (узнать, что такое налоги, государственный бюджет; как государство в условиях рынка может воздействовать на экономику) |
Изучение нового материала. 15 мин | Самостоятельная работа с материалом учебника. Назовите круг экономических проблем, регулируемых государством. Вопрос: где государство берёт источники денежных средств для решения данных экономических задач? | Читают текст на стр. 195 Отвечают на поставленный вопрос. |
Предлагает всем стать участниками совместного изучения нового материала 1 группа работает с темой «Почему мы платим налоги» Предлагает алгоритм выполнения задания: Поставьте цель вашего задания. Сформулируйте определение понятия налог. 1. С чего взимается прямой налог? 2. Кто является плательщиком налога? 3. С каких источников дохода взимается налог? 4. Какова единая ставка налога? 1. Что такое косвенный налог? 2. Какие товары облагаются косвенным налогом? 3. Что такое таможенная пошлина? 4. В виде чего существуют косвенные налоги? Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы. 2 группа работает с темой «Государственный бюджет» Предлагает алгоритм выполнения задания: 1) Поставьте цель вашего задания. 2) Сформулируйте определение понятия «Государственный бюджет». 3) Определите, из каких частей состоит бюджет. 4) Назовите статьи дохода. 5) Назовите статьи расхода. 6) Оформите схему «Государственный бюджет». Обратите внимание, что участвовать в ответе должны все представители группы. ФИЗКУЛЬТПАУЗА | Изучение материала (стр.195-197), распределение вопросов между членами группы, обсуждение Записывают определение «Налоги». Оформляют схему на доске: НАЛОГИ ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ С доходов ФЛ с продаж С доходов ЮЛ таможенные С имущества сборы Недвижимость НДС Распределение вопросов между членами группы, обсуждение Оформляют схему на доске ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДНАЯ РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ ЧАСТЬ Налоги Оборона Штрафы Безопасность Платежи и сборы Соц.услуги Продажа гос. Правопорядок имущества |
Этап первичного закрепления 10 минут | Презентация итогов работы групп. Объясняет понятия дефицитный, сбалансированный и профицитный бюджет Демонстрирует и комментирует отдельные слайды презентации. | Записывают в тетрадях схемы Записывают: БЮДЖЕТ: Доход Расход - Профицитный Доход Доход = Расход - Сбалансированный |
Итоги урока. 4 мин | Возвращает ко второй части задачи. Объясняет решение задачи с опорой на новую изученную тему. Проводит беседу по вопросам: Зачем государству нужны налоги? Какие экономические проблемы регулирует любое государство? | Записывают решение задачи в тетради. Отвечают на вопросы. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 2 мин | Предлагает оценить свою работу на уроке и степень удовлетворённости уроком. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Домашнее задание (дифференцированный подход). 2 мин. | 1) задание 2,3 (стр.200) 2) Предлагает объяснить слова американского публициста Джона Колемана «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». Что хотел сказать автор? Какую проблему он затронул? Какое противоречие чувствуете в словах автора? | Осуществляют выбор домашнего задания. Записывают домашнее задание. |
Задача 1.
а) Определите новые параметры равновесия.
а) Для определения первоначальных параметров равновесия необходимо приравнять функции QS и QD:
или Q = 250 – 4 · 40 = 90.
Определим новые параметры равновесия. Приравняем новую функцию предложения к заданной функции спроса.
или Q = 250 – 4 · 42 = 82.
в) Величина налоговых поступлений (Т) определяется с учетом размера налога за 1 л бензина (t) и количества продаваемого на рынке бензина после введения налога Q2: