Предмет: обществознание УМК (автор учебника): Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская. Тема: Отношения со сверстниками. Дружба. |
Цель:сформировать образовательные компетенции (учебно-познавательную, аналитическую, коммуникативную и рефлексивную) учащихся по теме «Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими», подвести учащихся к пониманию того, какое значение для человека имеет общение со сверстниками, старшими и младшими, «одинаково» ли это общение по своей структуре. |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- обучающиеся должны знать и понимать смысл понятий «общение со сверстниками», «общение со старшими и младшими» | Познавательные УУД | Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество) | Коммуникативные УУД (общение) | По направлениям воспитания |
Знать: понятия «общение со сверстниками», «общение со старшими и младшими». Уметь: научиться различать понятия одноклассники, сверстники и друзья, осознавать их роль в жизни человека. | - самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. | - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | - участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. -анализируют речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств | - применение правил делового сотрудничества; оцениваниесобственной учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Этапы урока |
Содержание этапов | Деятельность учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
Мотивационно-целевой этап: |
Создание мотивационной основы учебной деятельности Учитель предлагает детям материал для наблюдения, практические задания, вопросы, результатом выполнения которых будет осмысление детьми цели предстоящей учебной деятельности: что я буду узнавать, чему учиться сегодня на уроке. Это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения;организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.). | На экране воспроизводится короткометражный фильм о том, как шёл к знаниям всемирно знаменитый математик Лев Понтрягин. После просмотра видео учащимся задан вопрос: «Как вы считаете, ребята, стать достойным человеком Л. С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и…?» | Формирование у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность Учащиеся высказывают своё мнение. |
Организация целеполагания Учитель организует коллективное обсуждение проблемы или возникшего затруднения, определить причину затруднения, предлагает высказаться по поводу возможных ответов на проблемный вопрос, выдвинуть гипотезу, предположение, таким образом, организуется коллективно-распределительная деятельность для определения учебной задачи. | Сообщает о том, что дружба – неотъемлемая и важная часть жизни человека на всём его жизненном пути. -Какую учебную цель поставим перед собой? Что хотите узнать? Узнать, что такое дружба и чем друзья отличаются от приятелей. | Отвечают на вопросы. Формулируют цель учебной деятельности: дать своё собственное определение понятию «дружба». |
2.Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности |
Актуализация имеющихся знаний | Наш урок сегодня начнётся с того, что мы дадим определение понятию «дружба». Учитель обращается к детям: «Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать определение – что такое дружба?» Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте вместе определим цель и задачи урока. Сейчас мы с вами выполним задания в группах. Первая группа работает со словарями В. И. Даля и О. И. Ожегова, и выписывает толкования слова «дружба». Затем подбирает подходящие по смыслу прилагательные к слову «дружба». Вторая группа собирает из данных частей пословицы и думает над значением получившихся пословиц, подбирает однокоренные слова к слову «дружба». Для выполнения заданий вам даётся 5 минут. (подведение итогов работы групп, обобщение сказанного) Одно из однокоренных слов к слову «дружба» вы написали слово «друг». Ответьте на вопрос: чем приятель отличается от друга? - Как вы думаете, сколько у человека может быть настоящих друзей? - Давайте обратимся за правильным ответом к тексту учебника. | Слушают учителя. Формулируют тему, цель и задачи урока Работа в группах. |
3. Этап изучения нового / практический этап |
3.1.Организация открытия «нового» знания Учитель организует деятельность детей по открытию «нового» знания: предлагает им сконструировать новый или изменить известный способ, провести наблюдение и сделать вывод, выбрать нужную информацию и т.п. Дети составляют алгоритм, формулируют правило, моделируют и т.п. | Работа с учебником стр. 128-130 Откройте страницу 128 вашего учебника. Сейчас ученикпрочтёт пункт «Какой ты друг?». Согласны ли вы с этими утверждениями? | Дети читают текст учебника. Отвечают на вопрос учебника Выбирают нужную информацию. |
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности. | Вашему вниманию представлены следующие высказывания. Выберите то, что для вас важно в дружбе: - Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания. - Защищать друг друга от обидчиков. - Придумывать вместе интересные игры. - Уметь посочувствовать, поддержать, утешить. - Угощать друг друга сладостями. - Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна. - Уметь уступать друг другу. - Часто ходить друг к другу в гости. - Говорить друг другу всегда только приятные слова. - Уметь делиться новостями. - Помогать друг другу. - Уметь слушать друг друга и понимать. - Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга. - Не ссориться друг с другом по пустякам. - Искренне радоваться успехам друг друга. | |
3.2.Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. | -Давайте познакомимся с кодексом дружбы, который разработали отечественные социологи и психологи. 1. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться. 2.Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему. 3. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу. 4. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами. 5.Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость. -Предлагаю составить кодекс дружбы нашего класса. Для этого вам надо назвать соответствующие выражения. - Что нужно делать, чтобы сохранить свою дружбу? (Не поступать с другом так, как не хотел бы ты, чтобы поступали с тобой.) | Находят нужную информацию, производят фронтальную проверку работы. Ответы детей |
4.Этап самоконтроля |
4.1.Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап. | Ребята, сегодня мы говорили о дружбе, я уверена, что этот разговор действительно был полезен вам. На мой взгляд, вы сегодня хорошо поработали. Как вы считаете, этот урок научил вас чему-то новому? | | Перечисляют |
4.2.Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов. | Как вы считаете, какую дружбу можно считать настоящей? Можно ли по вашему мнению обойтись без друзей? Предлагаю ситуацию: Однажды мы с приятелем шли из магазина. Я нес полный пакет с сахарным песком, а у Максима в руках была сумка с фруктами. Он нечаянно задел ногой мой пакет с сахаром, порвав его. Песок рассыпался по дороге. Максим стал хохотать, а я растерялся и не знал, что дальше делать. Было очень неприятно, что друг причинил мне столько неприятностей. Что бы вы сделали на моем месте? Бывает, происходит всякое в жизни, и у всех людей разные взгляды на ситуации, но главным бывает то, какое решение вы принимаете в той или иной ситуации, когда вы думаете, что является самым необходимым для ваших друзей. Всегда важно искреннее, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга. Даже великий философ Сократ рассуждал так: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей». | Ответы детей | Ответы детей | Слушают учителя. |
5.Домашнее задание |
Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание (на выбор): 1) Написать письмо своему другу «Я хотел бы тебе сказать…» 2) Написать рассказ «Мой друг» | Записывают домашнее задание |
6. Этап рефлексии учебной деятельности |
6.1. Рефлексия результатов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы). | Учитель предлагает ответить на вопросы: -Какую учебную задачу мы с вами поставили в начале урока? -Удалось ли нам её решить до конца? -Нужно ли продолжать изучение данной темы? -Где вам могут пригодиться эти знания? | Делают вывод о достижении цели урока. Высказывают свои мнения. | |
6.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель). | - Какие задания помогли в изучении нового материала? -Какие из них были наиболее интересными? - Какие вызвали трудность? | | Выделяют способы учебной деятельности, позволившие решить поставленные задачи. |
6.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.) | Лесенка успеха: Всё удалось Были проблемы Остались вопросы Ничего не получилось | Определяют свои эмоции, испытанные в ходе работы. |