| |
| |
| |
| |
| |
ТЕМА УРОКА | Банковские услуги |
ТИП УРОКА | Урок изучения нового материала |
ЦЕЛЬ УРОКА | Формирование финансовой грамотности обучающихся через знакомство с деятельностью финансовых организаций |
Планируемые результаты : | - Предметные: 1. Формирование представлений обучающихся о понятиях «банк», «банковская система», «депозит», «кредит», «микрофинансовые организации», «платежная карта», «банкинг». 2. Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг. 2. Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка; объяснять экономический смысл потребительского кредитования; различать виды и потребительскую полезность карт; описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания; выражать собственное отношение к правилам финансовой безопасности. - Метапредметные: 1. Умение производить простые расчеты на условных примерах: проценты по депозитам и кредитам. 2. Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в экономике семьи. 3. Контроль и самоконтроль выполнения действий по изучению экономике семьи. 4. Умение планировать свою деятельность, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при заполнении чек-листов по элементарным вопросам экономики семьи. - Личностные: 1. Осознание себя как потенциального участника банковской системы. 2. Понимание важности личного участия в системе банковской деятельности. 3. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. |
Базовая технология | Системно-деятельностный подход |
Средства обучения | - Технические: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки - Интернет-ресурсы: платформы LerningApps.org, YoyTube - Дидактический материал: УМК Л. Н. Боголюбова и И. В. Липсица;; видеоклипы «Как появились банки?», «Физминутка», чек-листы для каждой группы. |
Методы обучения | Словесные, иллюстративные, проектный метод, метод развития критического мышления, метод контроля и самоконтроля |
План урока | 1. Организационное начало урока – 5 минут. 2. Изучение нового материала (работа в группах) - 20 минут. 3. Закрепление изучение материала (решение практических заданий) -10 минут. 4. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление отметок – 10 минут. |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы | 1. УМК Боголюбова Л. Н. и УМК Липсица И. В. 3. Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «О потребительском кредите (займе)» 4. Www.cbr.ru – Банк России. Статистика. Банковский сектор. |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
деятельность учителя | деятельность обучающихся |
I. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА - 5′ | 1. Приветственное слово учителя | Приветствие обучающихся Настрой обучающихся на учебную деятельность - Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок. Начинаем урок. | - Организация рабочего места - Ответное приветствие учителю | Личностные: - управление своим настроение; - выражение эмоции; - соблюдение дисциплины на уроке Метапредметные: - организация своего рабочего места; - сознательный настрой на познавательную деятельность - умение планировать свою деятельность: определять цели и задачи урока; - умение анализировать финансовую проблему | - Организация обучающихся - качественная готовность к уроку |
2. Интерактивная игра «Поделись позитивом» | - Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок? Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Не все ребята пришли с позитивным настроем. Давайте им поможем настроиться на урок: улыбнемся, произнесем приятные слова и пожмем руки. | - Обмениваются позитивными репликами, поднимают настроения одноклассникам. | - Создание позитивного настроения и комфортной обстановки на уроке |
3. Постановка учебной цели и задачи | Активизация знаний обучающихся - Сейчас вам необходимо будет определить тему урока, его цель и задачи. Создание проблемной ситуации - Представим, что у вашего дедушки Вани за пять лет скопилась приличная сумма денег о продажи овощей на рынке, к тому же он продал свой домик в деревне и переехал жить в город, где у него была маленькая квартирка на первом этаже. Все свои сбережения дедушка держал дома, припрятав в укромном месте. Но однажды, когда он ушел в магазин, к нему забрались грабители. Денег, правда, они найти не успели, так как вернувшийся дедушка их спугнул, и он сбежали, выпрыгнув в окно. Вы с родителями пришли морально поддержать деда. Случившееся, конечно, его сильно расстроило и заставило сомневаться в надежности тайника дома для сохранения своих накоплений. Постановка проблемного вопроса -?- Как следовало поступить дедушке при решении вопроса о хранении денег? - Чтобы добиться финансового благополучия, можно, конечно, последовать примеру Барона - персонажа поэмы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», который хранил все свои сокровища в виде золота и ценностей в подвале замка: «Счастливый день! Могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать. Не много, кажется, но понемногу Сокровища растут …» Но такой путь намного труднее, длиннее и опаснее (чем мы убедились на примере дедушки Вани), чем использование возможностей различных финансовых организаций, в первую очередь, банков. | Анализ проблемной ситуации, формулировка темы урока, определение цели и задач урока | - Осознание темы урока - Формулирование цели и задач урока - Решение проблемного вопроса |
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - 20′ | 1. Беседа с обучающимися | - Какие услуги предоставляются гражданам современные банки? Что нужно знать, чтобы грамотно ими воспользоваться для пользы своего семейного бюджета? Разберемся в этом. Знакомство обучающих со значением понятия «банк», «банковская система»; объяснение функций банка. Фронтальная беседа по ролику Объяснение значения Центрального банка РФ для государства и общества. | Просмотр видеоролика «откуда появились банки» https://youtu.be/zJv5XLpxiOk Запись определения термина «банк», «банковская система» в тетрадях | Личностные: - развитие познавательного интереса по теме; - формирование границ собственного знания и «незнания» Метапредметные: - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний для решения задач в области личных и семейных финансов Предметные: - ознакомление с понятиями «банк», «банковская система»; - рассмотрение структуры банковской системы - определение функций банка | - Понимание сущности терминов «банк», «банковская система», осмысление функций банка |
2. Опрос по терминам | - Выбор 5 спикеров групп. - Опрос по терминам: инфляция, семейный бюджет, реальный доход, номинальный доход, сбережения. | Раскрытие смысла термина (обучающийся, который дал полное определение термину, становится спикером). Спикеры набирают команду в группы для создания мини-проекта: Группа 1 «Депозит» (Приложение 1) Группа 2 «Кредит» (Приложение 2) Группа 3 «МФО» (Приложение 3) Группа 4 «Платежная карта» (Приложение 4) Группа 5 «Дистантбанкобслуживание» (Приложение 5) | Личностные: - понимание принципа хранения денег на банковском счете; - оценивание вариантов использования финансовых услуг для удовлетворения своих бытовых вопросов; - осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих затрат; - осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании; - умение рассчитывать банковский процент; - умение пользоваться банковской картой и услугами бакинга; - умение оформлять кредит; - умение высказывать свои мысли; - умение работать в группе, строить коммуникацию с одноклассниками и учителем - ведение здорового образа жизни Метапредметные: - умение сознательно организовывать свою деятельность; - умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности; - использование причинно-следственных связей; - искать необходимую информацию на сайтах банков и др. финансовых организаций; - оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; - откладывать деньги на определенный срок, используя банковские услуги; - умение защищаться от мошенников Предметные - знакомство с основными видами банковских услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережений на различных этапах жизненного цикла | - Понимание сущности понятий «депозит», «процентная ставка», «банковский кредит», «потребительский кредит», «ипотечный кредит», «целевой кредит», «МФО», «платежная карта», «дебетовая карта», «кредитная карта», «банкомат», «мобильный бакинг», «онлайн-бакинг» . Описание различных форм банковского обслуживания и финансовых услуг - Умение характеризовать и конкретизировать примерами основные финансовые услуги банка; - Объяснение экономический смысла потребительского кредитования; - Умение различать виды и потребительскую полезность карт; - - Умение описывать роль дистанционных форм банковского обслуживания - Выражение собственного отношения к правилам финансовой безопасности - Проектирование своей деятельности - Умение работать в команде - Умение брать ответственность за членов команды на себя - Осуществлять контроль и самоконтроль |
3. Работа в группах | Осуществление контроля | Работа в группах по заданиям чек-листа. Подготовка к ответам на вопросы с опорой на чек-лист. Защита мини-проекта. |
4. Физминутка | Проведение физминутки https://yandex.ru/video/preview/11586438232868195292 | Выполнение упражнений физминутки |
III. Первичное закрепление изученного материала - 10′ | Мини – практикум (Приложение 6) | Выполнение практических заданий для закрепления темы урока: - решение задач Решение кроссворда с помощью платформы LerningApps.org https://learningapps.org/watch?v=p2t8kzqga21 | Решение практических заданий с применением полученных знаний на уроке | Личностные: - Понимание принципа хранения денег на банковском счете; - понимание возможных рисков при сбережении, взятии кредита в банке и иных финансовых организациях Метапредметные: - умение использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; | - Умение вести расчеты с целью определения суммы долга займа; - Умение определять сумму банковского процента; - Умение делать правильный выбор по улучшению личного и семейного благосостояния, определять риски |
IV. Рефлексия деятельности - 5′ | «Заполни анкету» | Организация обсуждение итогов урока, оценка степени усвоения обучающимися темы урока - В современной социально-экономической ситуации хранить сбережения дома не только опасно, но и неразумно. Деньги могут украсть, может случиться пожар, к тому же стоимость денег уменьшает инфляцию. - Свои доходы можно не только уберечь от разных рисков, но и нарастить с помощью разных финансовых организаций. - Финансовых организаций существует очень много, поэтому при выборе организации необходимо проявить осмотрительность. Следует выяснить как можно больше о деятельности выбранной организации (в том числе на сайтах официальных контролирующих и правозащитных организаций), проанализировать найденную информацию и только тогда принимать решение. | Оценка своей работы на уроке, качество усвоения знаний Заполнение анкеты (устно) 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | Личностные: - умение рассчитывать сумму и процент переплаты кредитов и займов - умение проверить себя; - умение давать оценку своим действиям | - усвоение темы уроки, осознание достигнутых обучающимися цели и задач урока |
V. Выставление отметок. Домашнее задание - 5′ | | - Выставление отметок и краткий анализ - Домашнее задание -проведите мини-исследование на тему «Современная ипотека в России». Подготовьте устное сообщение (презентацию) о целях, условиях ипотеки, правах и обязанностях участников и их возможных рисках - На этом урок окончен. До свидания, ребята! | - Запись домашнего задания в дневник | | - Умение осуществлять самоконтроль |