Планируемые результаты: 1.предметные: умение решать познавательные учебные задачи; овладение смысловым чтением текста; 2. личностные: готовность к разнообразной созидательной деятельности, способность к осмыслению собственных возможностей и опыта, умения принимать себя и других без осуждения, сформированность навыков рефлексии; развитие навыка выявления и связывания образов, способности формулировать идеи, гипотезы, понятия об объектах и явлениях; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам. 3. метапредметные: умение работать с информацией представленной в различных видах (текст, видеофрагмент); составлять план действий; определять форму представления результата работы | Цели для учителя: Образовательные – научить учащихся работать с различными видами источников; Развивающие – закрепить навыки работы с различными видами информации, выделения главного в тексте, навыки анализа и логического мышления; закрепить навыки представления результата работы Воспитательные – воспитывать уважение к одноклассникам, формируя навык взаимодействия на уроке |
Тип урока: открытия новых знаний | Форма урока: практикум |
Опорные понятия, термины: экономика, потребность, производство, экономическое благо, свободное благо | Новые понятия: факторы производства, земля, труд, капитал, информация, предпринимательские способности |
Формы контроля: Работа с различными видами источников, беседа, дискуссия, поиск важной информации, построение выводов | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: § 8 п.1-2 + термины 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - § 8 п.1-2+ записи в тетради+ термины 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - § 8 п.1-2+ записи в тетради+ термины+ привести примеры использования всех факторов производства при организации бизнеса. |
Оборудование урока: УМК: Обществознание. 7 класс.// Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;// под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2020. — 159 с. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, папка индивидуальных заданий; |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Обучающие и развивающие задания | Диагностирующие задания |
I 1 мин. | Организационный момент: Добрый день ребята! Сегодня у нас урок, на котором мы будем решать познавательную задачу. Для успеха нам понадобятся тетради для записей, учебник, дополнительные материалы и немного воображения. | Проверяют готовность к уроку | | | Самоконтроль и ответствен-ность при подготовке к уроку | Создание психологически выверенной рабочей обстановки в классе |
II. 7 мин | Актуализация опорных знаний: Щадящий опрос по д/з: 1.Поработаем с базовыми определениями и понятиями: А)Что такое «экономика», «производство», «экономическое благо», «свободное благо». Б) В чем главная цель экономики? В) На какие главные экономические вопросы, следует отметить до начала процесса производства? Г)Каков основной способ удовлетворения потребностей общества? Д) Перечислите основные стадии производства? Что необходимо для организации производства? Тема урока: Факторы производства | Отвечают на вопросы Заполняют пропуски на доске Формулируют и записывают тему в тетрадь | Устные ответы –термины «экономика», «экономическое благо», «свободное благо» Работа с терминами у доски А) «производство». Составить определение из фрагментов текста. Закрепляется на доске магнитами или пишется от руки. Б) Правильно расположить стадии производства Щадящий опрос | | Развитие аналитических способностей и познавательного интереса к предмету | Формирование уверенности, коррекция знаний учащихся; |
III. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. На столе у вас файл с условиями проблемной задачи на урок. Давайте внимательно ознакомимся с его содержимым. Определить основные факторы производства. | Читают ситуативное содержание кейса «Буратино и дерево с золотыми листьями» | Кейс «Буратино и дерево с золотыми листьями» Папа Карло продал свою старую куртку и купил Буратино Азбуку, что тот смог пойти в школу. Но Буратино продал Азбуку, чтобы сходить в театр. Там он познакомился с новыми друзьями –куклами, которых обижал владелец Карабас-Барабас. Тогда Буратино решил все изменить. Для этого ему надо было: Выкупить Азбуку, чтобы пойти учиться; Купить папе Карло новую куртку; Выкупить театр для своих друзей-кукол. | Вопросы и задания: 1. Мог ли Буратино сам создать Азбуку, куртку, новый театр? Почему? (Что нужно чтобы создать Азбуку, куртку и т.д.?) Факторы производства – это экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. | Развитие навыка планирования деятельности | Совместное творчество при определении целей и задач урока |
IV. 22 мин | Изучение нового материала: | Смотрят и анализируют видеофрагмент (2 мин) Работают с дополнительнымм материалом и учебником. | Давайте выясним, как Буратино – предприниматель пытался достичь цели? С чего Буратино решил, что можно вырастить волшебное дерево? Что необходимо в первую очередь, чтобы посадить дерево? Придя на Поле чудес, что сделал Буратино? Что должно было увеличиться в результате этого предприятия? Могло ли дерево вырасти само без усилий Буратино? Работа с дополнительным источником: 1.Используя текст и объясните, что включает в себя каждый фактор производства. 2. Какой фактор производства в этом тексте не упоминается? 3.Попробуйте дать определение пропущенному в тексте фактору производства. | 1. Что было необходимо Буратино чтобы все это купить? 2. Определите способы, при помощи которых Буратино мог бы получить деньги? а) положительный б) отрицательный в) авантюрный 3. Какой способ выбрал Буратино? Почему? 4. Можно действия Буратино назвать предпринимательскими? | Работа с проблемными задачами Построение аналитических выводов Отвечают на вопросы к тексту | Закрепление навыков работы с различными видами источников Контроль познавательных умений |
V. 3 мин | Рефлексия: | Отвечают на вопросы | 1.Какие факторы производства ты запомнил? 2. Какой из них самый важный? | | Закрепление навыков самостоятельной работы | Контроль и самоконтроль деятельности |
VI. 1 мин. | Подведение итогов урока и работы | Выставление оценок и отметок |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 8 п.1-2+ записи в тетради+ термины § 8 п.1-2+ записи в тетради+ термины+ привести примеры использования всех факторов производства при организации бизнеса. |
Процесс производства представляет собой превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги. Факторами производства являются: труд, земля, капитал. Но экономическое процветание любой фирмы обеспечивается не только названными ресурсами, но и предпринимательскими способностями. Предприниматели направляют свои организационные и управленческие усилия на то, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся производственные ресурсы. Это позволит им достичь высоких результатов (большее количество продукции лучшего качества) и получить в случае успеха прибыль.
У каждого фактора производства есть конкретный хозяин. Владелец фактора производства должен получать прибыль за то, что его ресурс используется. Каждый из нас владеет хотя бы одним из факторов производства, который может приносить доход. Капитал— имущество, способное приносить доход. Капитал — это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства. Обратите внимание на то, что понятие «капитал» имеет несколько значений: физический капитал (здания, оборудование и т.д.) и денежный капитал.
Земля — это природные ресурсы (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые), используемые в хозяйственной деятельности для производства экономических благ.
Предпринимательские способности – это управленческие таланты людей, необходимые для соединения трех основных факторов производства в единый процесс.