Просмотр содержимого документа
«"Своя игра". Урок-игра по обществознанию. Тема "Социальная сфера" 11 класс.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Урок – игра по теме:
«Социальная сфера»
11 класс
Учитель истории и обществознания
Артемьева Светлана Николаевна
Урок обобщающего повторения по теме «Социальная сфера».
11 класс
В игре принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведённой ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Право ответа принадлежит команде первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с её счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.
В игре встречаются следующие подраунды:
- «Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.
- «Своя игра». Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут выкупить право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.
Мобильность
5
10
15
20
25
30
Семья
5
10
15
20
25
30
Стратификация
5
10
15
20
25
30
Социальные нормы, социальный контроль
5
10
15
20
25
30
Всякая всячина
5
10
15
20
25
30
Мобильность.
5 Что такое социальная мобильность? (Переход людей из одних соц. групп в другие)
10 «Кот в мешке» Назовите понятие: освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. (Социализация)
15 Горизонтальная мобильность – это… (Переход из группы в группу без изменения социального положения)
20 После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? (Восходящая вертикальная мобильность)
25 Приведите примеры социальных лифтов. (Получение образования, служба в армии, вступление в брак, приобретение собственности)
30 Чем закрытое общество отличается от открытого общества? (В закрытом обществе молодёжь наследовала принадлежность к определённому социальному слою, соответствующие права и привилегии, занятия родителей; запрещался переход из одной социальной группы в другую)
Семья.
5 Семья – это социальный институт или социальная группа? (И социальный институт, и малая социальная группа)
10 Продолжите ряд: репродуктивная, воспитательная, рекреационная (досуговая)… (…хозяйственная, экономическая, первичного социального контроля, социально - статусная, эмоциональная – функции семьи)
15 «Своя игра» Какую семью называют нуклеарной? (Муж и жена или родители и дети)
20 Что такое полигиния? (Семья, в которой мужчина состоит в браке с несколькими женщинами)
25 Дайте характеристику семье. «Мама бросила нас, когда мне было 8 лет, а младшей сестрёнке всего годик. Мы остались с папой, бабушкой и дедушкой. Живём дружно. Брат с сестрой ходят в садик, а я – в школу. Главный в нашей семье – отец, его все слушаются, даже дед» (Неполная, многопоколенная, многодетная, патриархальная)
30«Своя игра» Объясните понятия: деверь, шурин, золовка, свояченица, сваха. (Деверь – брат мужа. Шурин – брат жены. Золовка – сестра мужа. Свояченица – сестра жены. Сваха – мать жены для матери мужа)
Стратификация.
5 Что такое социальный статус? (Место, которое занимает индивид в социальной структуре общества)
10 «Кот в мешке» О каком статусе человека идёт речь: мальчик, принц, француз. (Предписанный статус – статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей)
15 Как называют статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда. (Достигаемый статус: мать, жена врач, депутат, президент)
20 Переведите на русский «маргинал». (Находящийся на краю)
25 Продолжите ряд: доходы, образование, возраст, место жительства… (Критерии социальной стратификации: власть, престиж, пол, национальность, религия, занятия)
30 Суть социального равенства в современном обществе. (Равенство перед законом, равенство прав и возможностей)
Социальные нормы, социальный контроль.
5 Назовите понятие: средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. (Санкции)
10 Перечислите виды социальных норм. (Обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы, правила этикета)
15 К какому виду санкций относятся: награждение орденом, вручение грамоты, наказание по приговору суда, общественные работы. (Формальные санкции)
20 Дайте определение понятия социальный контроль. (Совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения)
25 «Кот в мешке» К чему может привести человека комплекс симптомов, которые выделяет в своей классификации Ф. Патаки:
аффективный тип поведения;
семейные конфликты;
агрессивный тип поведения;
ранние антисоциальные формы поведения;
отрицательное отношение к учёбе;
низкий уровень интеллекта.
(К девиантному поведению)
30 Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону. - Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь. Тогда Ягужинский сказал Петру. Что Ягужинский сказал императору? ( Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой. Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал)
10 Геноцид и холокост – слова синонимы или нет? (Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую. Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны)
15 Назовите понятие: навязчивый, искусственный страх перед людьми другой национальности, измышления об их испорченности, неполноценности. (Ксенофобия)
20 В чём суть политики мультикультурализма? (Признание прав прибывающих мигрантов на сохранение своих национальных отличий)
25 «Кот в мешке» Зависит ли депопуляция от миграции? (Нет. Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. Миграция – перемещение населения)
30«Своя игра» Женщины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким явлением, как «стеклянный потолок». Что означает данная метафора? (Эта метафора отражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться)
По окончании игры подводятся результаты. Участники получают оценки, при выставлении которых учитываются мнения команды о вкладе каждого участника в игру.