kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системное строение общества элементы и подсистемы. 1.8

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системное строение общества элементы и подсистемы. 1.8 »

1.8 Системное строение общества элементы и подсистемы. Богбаз10, §2, 18-21; Богпроф10, §10, 90-91, 99 – 101, 102 – 106.

В узком смысле общество:

1) группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество:

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения;

4) динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Социум – социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом.

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

  1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);

  2. социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);

  3. политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);

  4. духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

 Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами. 
     Виды общественных отношений
     1) материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; 
     2) духовные: политические, идеологические, правовые, нравственные, и др. 

 В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы
     1) социальные общности; 
     2) социальные институты и организации, 
     3) социальные роли, нормы и ценности. 
     Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.
     10.1. Что отличает общество от социума?
     10.2. Что такое система?
     10.2.1. Определения: система, элемент, функция, структура.
     10.2.2. Классификация систем.  
     10.3. Особенности социальной системы.  
     10.4. Из чего состоит социальная система?
     10.4.1. Сферы общественной жизни.
     10.4.2. Общественные отношения.
     10.4.3. Социальные общности; социальные институты и организации; социальные роли, нормы и ценности. 
     10.5. Создатели системного подхода: Богданов, фон Берталанфи, Парсонс. 

     10.1Что отличает общество от социума
     1) Общество (в самом узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).
     2) Общество – определённая страна или целое сообщество государств («западноевропейское общество», «российское общество»).
     3) Общество – исторический тип обществ («феодальное общество», «индустриальное общество»).  
     4) Общество (общество в самом широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. 
     5) Социум – социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом.

     Общество - это обособившаяся от природы, но тесно  с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.  
     10.2Что такое система?  
     10.2.1. Система (от греческого systema) – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих. 
     Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа. 
     Система – комплекс взаимодействующих элементов. 
     Элемент (от лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1) составная часть сложного целого; 2) некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. 
     Структура (от лат. structura – расположение, строение) – 1) расположение и связь частей, составляющих целое; 2) внутреннее устройство чего-либо; 3) система, форма, модель, организация.
     Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
     Что первично структура или функция?
     Традиционный взгляд на систему сводится к тому, что её свойства и поведение всецело определяются её структурностью, т.е. функционирование системы вторично по отношению к её структуре. В последнее время под влиянием синергетики на первое место ставится функция, затем структура (процесс функционирования) и только после этого – материал (элемент), обеспечивающий функционирование. 
     10.2.2. Классификация систем
     По отношению системы к окружающей среде
     1) открытые (есть обмен ресурсами с окружающей средой);
     2) закрытые (нет обмена ресурсами с окружающей средой).
     По происхождению системы (элементов, связей, подсистем)
     1) искусственные (орудия, механизмы, машины, автоматы, роботы и т.д.);
     2) естественные (живые, неживые, экологические, социальные и т.д.);
     3) виртуальные (воображаемые и, хотя реально не существующие, но функционирующие так же, как и в случае, если бы они существовали);
     4) смешанные (экономические, биотехнические, организационные и т.д.).
     По описанию переменных системы
     1) с качественными переменными (имеющие лишь содержательное описание);
     2) с количественными переменными (имеющие дискретно или непрерывно описываемые количественным образом переменные);
     3) смешанного (количественно-качественное) описания.
     По типу описания закона (законов) функционирования системы
     1) типа «Черный ящик» (неизвестен полностью закон функционирования системы; известны только входные и выходные сообщения);
     2) не параметризованные (закон не описан; описываем с помощью хотя бы неизвестных параметров; известны лишь некоторые априорные свойства закона);
     3) параметризованные (закон известен с точностью до параметров и его возможно отнести к некоторому классу зависимостей);
     4) типа «Белый (прозрачный) ящик» (полностью известен закон).
     По способу управления системой (в системе)
     1) управляемые извне системы (без обратной связи, регулируемые, управляемые структурно, информационно или функционально);
     2) управляемые изнутри (самоуправляемые или саморегулируемые – программно управляемые, регулируемые автоматически, адаптируемые – приспосабливаемые с помощью управляемых изменений состояний, и самоорганизующиеся – изменяющие во времени и в пространстве свою структуру наиболее оптимально, упорядочивающие свою структуру под воздействием внутренних и внешних факторов);
     3) с комбинированным управлением (автоматические, полуавтоматические, автоматизированные, организационные).
     По сфере существования: материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические). 
     10.3Принципы (черты) человеческого общества как системы
     1) сложность (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много);
     2) иерархичность (любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как сложная система) = общество – сложная система, суперсистема;
     3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);
     Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
     4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);
     5) самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов); 
     6) открытость (взаимодействие с внешней средой);
     Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.
     7) основным элементом общества является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств их достижения, человек является универсальным элементом всех социальных систем;
     «Человекоразмерные» системы – целостные сложные открытые самоорганизующиеся динамичные системы, важнейшим элементом которых является человек. К таким системам относятся медико-биологические формообразования, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина». 
     8) динамичность (общество находится в постоянном изменении); 
     9) непредсказуемость, нелинейность развития (возможность различных вариантов и моделей будущего развития).
     Общество есть динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.
     Динамическая система – математический объект, соответствующий реальным системам (физическим, химическим, биологическим и др.), эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.
     10.4Из чего состоит общественная система?
     Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.
     10.4.1. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни:

     1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

     2) социальная (классы, социальные слои, нации);

     3) политическая (политика, государство, право);

     4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой). 
     Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов: 
     1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п., 
     2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п., 
     3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п., 
     4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. 
     Почему общество состоит из четырёх сфер
     Талкотт Парсонс
     Любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации»: 1) внутреннее – внешнее; 2) инструментальное – консумматорное. 
     Первая ось означает, что данная система ориентируется или на решение собственных внутренних проблем, или реагирует на воздействие внешней среды. Вторая – означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей. 
     Наложение этих осей друг на друга даёт четыре фундаментальные категории: 1) адаптация к внешней среде (вне – инс); 2) достижение цели (вне – кон); 3) интеграция (вну – кон); 4) сохранение порядка, поддержание образца, латентность (вну – инс). Эти четыре основные функции, которые обычно называют «схемой Эйджил» (AGIL), соответствуют специальным институтам (подсистемам) общества. 
     Экономическая подсистема – адаптация (Adaptation); политическая подсистема – достижение целей (Goal); социальная сфера – интеграция (Integration); духовная сфера (семья, школа, религия) – поддержание порядка (Latent).
     Есть ли среди сфер жизни общества определяющая?
     1) Карл Маркс
     Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни;
     Способ производства материальной жизни обусловливают социальный, политический и духовный процессы жизни в обществе.
     2) Макс Вебер:
     Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы;
     Протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, стал причиной бурного развития предпринимательской деятельности.  
     10.4.2. Общественные отношения
     Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой. Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».
     Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами. 
     Виды общественных отношений
     1) материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; 
     2) духовные: политические, идеологические, правовые, нравственные, и др. 
     10.4.3. В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы
     1) социальные общности; 
     2) социальные институты и организации, 
     3) социальные роли, нормы и ценности. 
     Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.
     10.5Создатели системного подхода:   
     10.5.1. Александр Александрович Богданов (1873 – 1928) – русский философ, политический деятель, писатель, врач. 
     Принадлежал к социал-демократическому направлению в русском революционном движении. Отвергал учение Ленина об империализме как кануне социалистической революции, считая, что «классовое сознание пролетариата не созрело» и немедленная революция приведёт лишь к разрушению производительных сил общества. 
     Не принял Октябрьскую революцию, но продолжал сотрудничество с большевиками по организации медицинского дела. Организовал первый в стране Институт переливания крови. Умер в результате поставленного на себе медицинского эксперимента.
     Главное философское произведение – «Тектология» (1912). В нём заложены основные идеи современной теории систем.  
     10.5.2. Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972) – австрийский биолог и натурфилософ. 
     Применил принципы теории открытых систем для описания и решения ряда проблем теоретической биологии и генетики.
     Основными задачами предложенной им программы построения общей теории систем считал: 1) формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от их специального вида и природы составляющих их элементов; 2) создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма (подобия, сходства) законов, относящихся к различным сферам реальности.
     10.5.3. Талкотт Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог.  
     Главные труды: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951).  
     Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить Эйнштейн – создать всеохватывающую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы его движения. То, что он пытался создать напоминает даже не теорию, а социологическую парадигму или перспективу, не имеющую строгой логики, однако поражающую своей энциклопедичностью и творческим потенциалом. Парсонс, как и Эйнштейн, потерпел неудачу. Однако им была создана гигантская система абстрактных понятий, охватывающих человеческую реальность во всём её многообразии.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Системное строение общества элементы и подсистемы. 1.8

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства