"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе
"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе
Цели урока.
Образовательная:
способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.
Развивающая:
продолжить развивать логическое мышление,
умения анализировать и обобщать изучаемый материал,
аргументированно доказывать собственную точку зрения,
работать с правовыми документами.
Воспитательная:
способствовать формированию ответственного отношения к семье;
способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности
определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях.
Тип урока:
урок ознакомления с новым материалом
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ, раздаточный материал (карточки),фотовыставка «Моя семья»,видеозапись регистрации брака в ЗАГСе,марш Мендельсона.
Формы работы:
работа в группах, с документами, с учебником, творческое задание.
Просмотр содержимого документа
«"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе »
МКОУ «Михайлоанненская средняя общеобразовательная школа».
Советского района, Курской области.
Семейные правоотношения.
(разработка открытого урока
обществознания для 9 класса )
Учитель истории : Максимова Е.В.
*2015*
Цели урока.
Образовательная:
способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.
Развивающая:
продолжить развивать логическое мышление,
умения анализировать и обобщать изучаемый материал,
аргументированно доказывать собственную точку зрения,
работать с правовыми документами.
Воспитательная:
способствовать формированию ответственного отношения к семье;
способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности
определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях.
Тип урока:
урок ознакомления с новым материалом
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
компьютер и проектор; учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ, раздаточный материал (карточки),фотовыставка «Моя семья»,видеозапись регистрации брака в ЗАГСе,марш Мендельсона.
Формы работы:
работа в группах, с документами, с учебником, творческое задание.
Проблемная ситуация. Данные ЗАГСа Советского района Курской области.
Изучение нового материала.
а).Из истории семейного права.
б).Работа в малых группах. Работа с текстом «Семейного кодекса» (условия и порядок заключения брака).
Физминутка.
6.Закрепление пройденного.
Метод «Мозговой штурм»./Видеоролик/.
7.Рефлексия.
8.Подведение итогов урока
9.Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент: -Здравствуйте!Я приглашаю вас к сотрудничеству!
Включаем «Марш Мендельсона» (15-20 сек.). Что вы услышали? В связи с чем звучит эта музыка?.....Какое ключевое слово подсказывают фотографии стенда? Так значит, о чём мы будем говорить сегодня? О какой отрасли права? Семейное право.
Слайд 1. Семейные правоотношения.
Слайд 2 . Цели урока следующие: (прочесть)
С чем ассоциируется у вас слово брак?
- слово образовалось от старославянского «братичи, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.
- омоним «брак» от немецкого – бракованный товар.
В семейном кодексе существует официальное определение брака.
Брак это - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Слайд 3.
3.Предлагается проблемная ситуация
.
Может ли семья существовать без брака, а брак- без семьи?
Метод «Мозговой штурм».
Помогите Ксении./с.154 учебника/
Данные ЗАГСа Советского района Курской области.
4. Изучение новой темы
а) Что такое семья?
Слайд 2
Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.
3. Мозговой штурм.
Ребята работают в группах и заполняют таблицу.
1-я группа
Что даёт семья человеку?
2-я группа
Что объединяет членов семьи?
1-я группа
Что семья даёт государству?
2-я группа
Назовите членов семьи
защиту
родство
граждан
супруги
взаимопонимание
общее хозяйство
работников
родители и дети, приёмные родители
покой
дети
налогоплательщиков
бабушки и дедушки
продолжение рода
традиции
учёных
отчим, мачеха
уважение
права и обязанности
изобретателей
пасынки, падчерицы
тепло
защитников Отечества
родные братья и сёстры
2. Что такое семейное право
Слайд 3 Что такое семейное право ?
Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание
Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью. Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное. С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании. После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства: декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Слайд 3
Слайд4-5 цели и основные принципы семейного права
3. Что такое брак.
. С чего начинается семья? Семья начинается с заключения брака, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Слайд 5-:
Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности
(запись в тетрадь)
б). Сейчас мы поработаем с некоторыми статьями Семейного кодекса и выясним, каковы порядок и условия заключения брака.
Слайд 8. Работа в группах: 1 группа работает со статьями 10 и 11 и выясняет, каков порядок заключения брака? 2 группа работает со статьями 12 и 13 и выясняет, каковы условия заключения брака? 3 группа работает со статьями 14 и 15 и выясняет, какие обстоятельства препятствуют заключению брака?
Выступление групп с результатами работы. Слайд9 (записьв тетрадь)
5 .Физминутка.
Звучит расслабляющая музыка и выполняется упражнение дыхательной гимнастики по системе йогов:
Задержка дыхания на 5 счетов
Быстрый выдох
Медленный вдох на 10 счетов
Повторять 10-15 раз
6. Закреплениеизученного материала .
а ). Где заключается брак? (ЗАГС) . Чтобы брак имел юридическую основу, необходимо официальная регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния.
Просмотрите видеозапись и расскажите о порядке заключения брака.
б ). Решение юридической задачи:
Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?
7.Рефлексия.
. Заполнение 3 и 4 столбика таблицы учащимися:
«Знаю»
«Хочу узнать»
«узнал»
«не узнал ничего нового»
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Итак, вы узнали, что такое брак, попробовали определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях, выработали позитивное или негативное отношение к условиям заключения брака. В качестве домашнего задания поразмышляйте над данной темой и свои мысли оформите в виде схемы (модели) своей будущей семьи.
- Спасибо за работу!Благодарю за сотрудничество! До встречи!