kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока.

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление,
  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал,
  •  аргументированно доказывать собственную точку зрения,
  • работать с правовыми документами.

Воспитательная:

  • способствовать формированию ответственного отношения к семье;
  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности
  • определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях.

Тип урока:

 урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

 компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ,  раздаточный материал (карточки),фотовыставка «Моя семья»,видеозапись регистрации брака в ЗАГСе,марш Мендельсона. 

Формы работы:

 работа в группах, с документами, с учебником, творческое задание.

Основные понятия:

 семья, брак, ЗАГС,фиктивный брак,гражданский брак,церковный брак.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе »

МКОУ «Михайлоанненская средняя общеобразовательная школа».



Советского района, Курской области.









Семейные правоотношения.



(разработка открытого урока

обществознания для 9 класса )

Учитель истории : Максимова Е.В.















*2015*




Цели урока.

Образовательная:

  • способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.

Развивающая:

  • продолжить развивать логическое мышление,

  • умения анализировать и обобщать изучаемый материал,

  • аргументированно доказывать собственную точку зрения,

  • работать с правовыми документами.

Воспитательная:

  • способствовать формированию ответственного отношения к семье;

  • способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности

  • определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях.

Тип урока:

урок ознакомления с новым материалом

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

 компьютер и проектор; учебник «Обществознание»
Л.Н.Боголюбова, 9 класс; Семейный кодекс РФ,  раздаточный материал (карточки),фотовыставка «Моя семья»,видеозапись регистрации брака в ЗАГСе,марш Мендельсона. 

Формы работы:

 работа в группах, с документами, с учебником, творческое задание.

Основные понятия:

 семья, брак, ЗАГС,фиктивный брак,гражданский брак,церковный брак.


План.


     1. Юридические понятия семьи и брака.

     2.Сущность и особенности семейных правоотношений.

3.Условия заключения брака.


     4. Порядок заключения брака.


     Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание – фокусировка внимания. Презентация темы.

Метод «Ассоциация».

  1. Проблемная ситуация. Данные ЗАГСа Советского района Курской области.

  2. Изучение нового материала.

а).Из истории семейного права.

б).Работа в малых группах. Работа с текстом «Семейного кодекса» (условия и порядок заключения брака).

  1. Физминутка.

6.Закрепление пройденного.

Метод «Мозговой штурм»./Видеоролик/.

7.Рефлексия.

8.Подведение итогов урока

9.Домашнее задание.


 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент: 
    -Здравствуйте!Я приглашаю вас к сотрудничеству!

  2. Включаем «Марш Мендельсона» (15-20 сек.). Что вы услышали? В связи с чем звучит эта музыка?.....Какое ключевое слово подсказывают фотографии стенда? Так значит,  о чём мы будем говорить сегодня? О какой отрасли права? Семейное право.

Слайд 1. Семейные правоотношения.

Слайд 2 . Цели урока следующие:  (прочесть)

  1. С чем ассоциируется у вас слово брак?

- слово образовалось от старославянского «братичи, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.

- омоним «брак» от немецкого – бракованный товар.

В семейном кодексе существует официальное определение брака.

Брак это - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Слайд 3.

3.Предлагается проблемная ситуация

.

Может ли семья существовать без брака, а брак- без семьи?


Метод «Мозговой штурм».

Помогите Ксении./с.154 учебника/

Данные ЗАГСа Советского района Курской области.


4. Изучение новой темы

а) Что такое семья?

Слайд 2    

  • Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве,  характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

3. Мозговой штурм.

Ребята работают в группах и заполняют таблицу.

 

 

1-я группа

Что даёт семья человеку?

2-я группа

Что объединяет членов семьи?

1-я группа

Что семья даёт государству?

2-я группа

Назовите членов семьи

защиту

родство

граждан

супруги

взаимопонимание

общее хозяйство

работников

родители и дети, приёмные родители

покой

дети

налогоплательщиков

бабушки и дедушки

продолжение рода

традиции

учёных

отчим, мачеха

уважение

права и обязанности

изобретателей

пасынки, падчерицы

тепло

 

защитников Отечества

родные братья и сёстры

 2. Что такое семейное право

Слайд 3 Что такое семейное право ?

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание

 Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 
С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 
Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов. 
Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Слайд 3

Слайд4-5 цели и основные принципы семейного права

3. Что такое брак.

. С чего начинается семья?  Семья начинается с заключения брака, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Слайд 5-:

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

 (запись в тетрадь)

б). Сейчас мы поработаем с некоторыми  статьями Семейного кодекса
и выясним, каковы порядок и условия заключения брака.

Слайд 8.
Работа в группах: 
1 группа работает со статьями 10 и 11 и выясняет, каков порядок заключения 
брака? 
2 группа работает со статьями 12 и 13 и выясняет, каковы условия 
заключения брака? 
3 группа работает со статьями 14 и 15 и выясняет, какие обстоятельства 
препятствуют заключению брака?

 

Выступление групп с результатами работы. Слайд  9  (записьв тетрадь)



5 .Физминутка.

Звучит расслабляющая музыка и выполняется упражнение дыхательной гимнастики по системе йогов:

  • Задержка дыхания на 5 счетов

  • Быстрый выдох

  • Медленный вдох на 10 счетов

  • Повторять 10-15 раз

6. Закрепление  изученного материала .

а ). Где заключается брак? (ЗАГС) . Чтобы брак имел юридическую основу, необходимо официальная регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния.

Просмотрите видеозапись и расскажите о порядке заключения брака.

б ). Решение юридической задачи:

Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе. Правомерно ли поступили работники ЗАГСа?

7.Рефлексия.

. Заполнение 3 и 4 столбика таблицы учащимися:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«узнал»

«не узнал ничего нового»

 

 

 

 



8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Итак, вы узнали,  что такое брак, попробовали определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях, выработали позитивное или негативное отношение к условиям заключения брака. В качестве домашнего задания поразмышляйте  над данной темой и свои мысли оформите в виде схемы (модели) своей будущей семьи.

  - Спасибо за работу!Благодарю за сотрудничество! До встречи!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Семейные правоотношения" конспект открытого урока в 9 классе

Автор: Максимова Елена Витальевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства