kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Социальная стратификация и мобильность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

Развивающая: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Социальная стратификация и мобильность"»

Тема урока: Социальная стратификация и мобильность


Тип урока:  комбинированный

Методы: беседа, составление схем, работа с учебником

Цели урока:

Обучающая: изучить теорию стратификации общества, рассмотреть основные социальные группы

Развивающая: уметь различать признаки социальных классов, отличать открытое и закрытое общество, характеризовать их

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию

Оборудование: интерактивное

Межпредметные связи: история

Основные понятия, которые должны знать учащиеся в конце урока: стратификация, классы, страты, мобильность и ее разновидности, миграция.

Ход урока.


Оргмомент: Проверка посещаемости по журналу

Повторение домашнего задания: вспоминаем термины из раздела экономики(фронтальный опрос).

План изложения нового материала.

  1. Тема сегодняшнего урока: «Социальная стратификация».

Изучение этой темы поможет нам с вами лучше ориентироваться в современном обществе, понять, что же влияет на поведение людей. Мы разберем на уроке два пункта нашего плана, а последний пункт вам останется на дом для самостоятельного изучения по учебнику. Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним:

  • на какие сферы делится общество?

  • что относится к социальной сфере общества?

  • еще раз, что такое страта? 
    (после ответа детей вывешивается или проектируется через экран определение «Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу).

  • давайте вспомним, что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

  • что играет роль статусных символов? Например?

  1. А теперь подведем итог сказанному.

Каждый человек занимает свое определенное место в обществе. Возникает вопрос: «Может ли существовать общество абсолютно равных людей»?

По каким же критериям мы можем разделить людей в сложном обществе? Доход, власть, образование. (На доске вывешивается или проектируется через экран определения этих понятий).

  1. Стратификация – совокупность больших групп людей (страты), расположенных иерархически по критериям социального неравенства: доход, власть, образование и престиж. Автор теории Питирим Сорокин.

Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)

Социальное неравенство


-

+

  • Ведёт к социальным конфликтам

  • Порождает слой праздных людей

  • Стимулирует конкуренцию

  • Усиливает стремления способных людей


Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли.

Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя —11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Престиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Исторические типы стратификации


Закрытое общество Открытое общество

(переход из одной страты в (допускаются свободные

другую практически не возможен) переходы)

1Рабство

2Классы

3Касты

4Сословия

Доклад студента «Кастовая система в Индии»

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне и пр.)

Класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Высший класс

Средний класс

Низший класс

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».

Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.

Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряду рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т. п.

2. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Виды мобильности

https://www.youtube.com/watch?v=37wcxh5Xg8I


Межпоколенная Внутрипоколенная

(дети в сравнении с родителями) (социальная карьера)

Типы мобильности

Вертикальная Горизонтальная

Восходящая географическая мобильность

Нисходящая

Мобильность может быть: индивидуальной и групповой, добровольной и принудительной.(подумайте над примерами)

Задание: Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений? (1 на выбор)

• Богатства желают, бедности избегают.

• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.

• К «новым бедным» относят самую образованную часть общества —интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.

• Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

Доклад студента « Тенденции в развитии социальных отношений»

Вопросы для закрепления (рефлексия):

  1. Приведите примеры индивидуальной принудительной и и добровольной мобильности, групповой.

  2. Приведите примеры мобильности из сказок.


Домашнее задание: Домашнее термины конспекта учить. Подобрать примеры из курса литературы представителей высшего, среднего, низшего классов (автор, книга)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Социальная стратификация и мобильность"

Автор: Матяшова Татьяна Александровна

Дата: 20.06.2019

Номер свидетельства: 515574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства