Формулировка темы, цели и задач урока | Мы с вами завершили изучение 1 раздела нашего учебника. Вспомните, как он назывался? Тема нашего урока: «Регулирование поведения людей в обществе» На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим изученный материал в ходе практической деятельности. | Помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока | Формулируют цель и задачи урока | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения |
Этап всесторонней проверки знаний | Задание 1. В ст. 45 Конституции РФ записано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». 1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». 2. Проанализируйте свои познания в области защиты своих прав и свобод. Составьте рассказ о том, как вы реализуете свои права, используя следующий план: 1) Назовите наиболее значимые для вас права и свободы. Какие встречные обязанности соответствуют им? 2) В каких видах общественно-полезной деятельности вы сможете реализовать свои права? Для чего вам и вашим сверстникам нужно знать о своих правах? Задание 2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Законопослушание предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность, связанную с реализацией своих прав и выполнением обязанностей. 2) Все социальные нормы содержатся в документах, издаваемых разными государственными органами, — в законах, указах, постановлениях. 3) Противозаконное поведение несет вред обществу и нарушает закон. 4) Наиболее серьезная категория правонарушений — преступления. 5) За все проступки и преступления предусмотрена уголовная ответственность. Ответ: 134. Задание 3. В 2018 г. был проведён опрос совершеннолетних россиян об отношении к наказанию нарушителей правил дорожного движения. Результаты опроса представлены в виде таблицы (в % от числа опрошенных) 1. Как ответила наибольшая часть опрошенных? Предположите почему? 2. Одни люди считают необходимым строго наказывать нарушителей правил дорожного движения; другие, наоборот предполагают, что правила дорожного движения можно и нарушить. Какое отношение к нарушителям правил дорожного движения среди опрошенных преобладает? Для чего устанавливаются общие для всех правила дорожного движения? Задание 4. Установите соответствие Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права граждан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ЗАДАЧИ | ОРГАНЫ, ПРИЗВАННЫЕ ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ГРАЖДАН | А) удостоверение верности копий документов Б) представление государственного обвинения в судебном разбирательстве В) обеспечение общественной безопасности Г) свидетельство подлинности подписи на документах Д) надзор над соблюдением законов | 1) нотариат 2) прокуратура 3) полиция | Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ: 12312. Задание 5. Даниле исполнилось 14 лет. Какие права появились у Данилы после достижения 14-летнего возраста? Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы. 1) участвовать на выборах в качестве избирателя 2) вносить вклады в банк 3) покупать в магазине конфеты 4) получать подарки от родителей 5) устраиваться работать курьером в каникулярное время 6) давать согласие на изменение своего имени и фамилии Ответ: 25. Задание 6 (Для работы в группах) Приложение Задание 7 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о защите Отечества, используя все приведённые ниже понятия. Защита Отечества; военная служба; призыв; контракт; присяга; обязанности. Ответ: Защита Отечества является почетным долгом и обязанностью граждан РФ. Защита Отечества предполагает прохождение военной службы молодыми людьми в Вооруженных силах РФ. Военную службу можно проходить по призыву или добровольно, по контракту. Военнослужащий, впервые вступивший на военную службу, приводится к присяге. Военнослужащий имеет общие, должностные и специальные обязанности | Организует работу учащихся, корректирует, дополняет, помогает кратко записать ответы в тетрадь | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Предметные определять сущностные характеристики изучаемых объектов; сопоставлять, осуществлять поиск. |
Закрепление | Немецкому общественному и политическому деятелю XIX в. Карлу Марксу принадлежит следующее высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». 1. Как Вы понимаете смысл термина «обязанности»? 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек осознанно выполнял свои обязанности? | Организует работу по закреплению материала | Отвечают на вопросы | Познавательные: обобщение и использование полученной информации. Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную учителем. |
Подведение итогов. Рефлексия | Устанавливается соответствие между задачами урока и его результатами. Закончите предложения «Сегодня на уроке - Мне больше всего удалось. Помните, что вы обладаете широким кругом прав, которые дают вам возможность действовать в соответствии с вашими потребностями и интересами. Не забывайте и о том, что такими же широкими правами обладают и другие люди. Вы должны выстраивать свое поведение так, чтобы не ущемлять права другого человека. | Включает учащихся в рефлексию | Оценивают свою деятельность на уроке | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; самооценка |