kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Конфликты в межличностных отношениях».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях».»

Методическая разработка открытого урока по обществознанию.



Тема урока:Конфликты в межличностных отношениях


Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Участники: 6 класс


Цель урока:сформировать понятие о конфликте,создать условия для формирования представления у учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Формирование и развитие УУД

Задачи:

  1. Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.

  2. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.

  3. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, паре, индивидуально, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.

  4. Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы,пары, умение оценивать жизненные ситуации.

Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.


Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Мотивирует на успешную работу.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

2.

Актуализация знаний (проверка д/з)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Межличностные отношения», давайте вспомним данный материал. Напишем небольшой тест в начале урока (задание на доске), а затем проверим. (взаимопроверка в парах).

Оценка за тест на доске.

  1. Межличностные отношения – это..

А) отношения между людьми б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе

2. Межличностные отношения возникают

А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте

3. распространенный вид межличностных отношений:

А) дружба Б) знакомство В) приятельство

4. Можно ли входить в разные группы одновременно?

А) иногда Б)да В)нет

5. Человек, который берет руководство группой на себя:

А) отличник Б) противник В) лидер

6. К какой группе принадлежит человек с рождения?

А) семья Б) класс В) коллектив

За тест оценки выставляют в оценочный лист, который находится у каждого учащегося.






Пишут тест, взаимопроверка, оценки ставят в оценочный лист.

2.

Мотивация






Слайд №

Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. Предлагаю просмотреть небольшой видеоролик и определить тему, цель и задачи урока.(просмотр видеосюжета про конфликт. Видео №1)

- Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок. Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях.

Таблица на слайде

Знаю

Хочу знать

Узнал





Смотрят видеоролик и определяют тему урока, записываю цель урока в рабочие листы.

3.


Постановка учебной задачи

Слайд №




А что такое конфликт? Работа с учебником с. 76-77. Запишите на листы.

В течение урока нам предстоит ответить на вопрос:

- Конфликт – это хорошо или плохо? На слайде и на листах.


Познакомить с рабочим и оценочным листами, которые находятся у ребят на партах.

Знакомятся с рабочими листами (индивидуально) и оценочным листом (индивидуально) –


Каждый этап работы оценивается в листах оценки

4.

Практическая часть

(Ситуативный практикум)

Индивидуальная работа















Слайд









Индивидуальная работа














Слайд



Итог урока









Рефлексия


Упражнение «Конфликтное слово» (индивидуальная работа)

Учащимся предлагается назвать конфликтное слово на следующие буквы, записаны у вас на рабочих листах.

(На доске буквы)

А- С- С-

Г Д - О -

Р-КО-


-Что означают эти слова?


Записывают слова на листах, а учитель выводит на доску что получилось

А-агрессия С-ссора С-сплетни

Г – гнев Д-дракаО - оскорбление

Р- разрывК – клички О-обида


Отвечают на вопрос по цепочке.

Упражнение «Облако» (работа в группах)

Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом

(Раздать листы, вырезанные в форме облака).

- А теперь напишите на «облачках» обидное слово, сказанное вам и приклейте на большой оранжевый кружок (солнце), а солнце поместите на доску (от каждой группы по солнцу (4 группы)


- Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?»



- Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику?

Запишите в рабочих листах (индивидуально)(Приложение №1).

Таблица на экране

Действия

Чувства






- А теперь давайте найдем выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, а для этого я вам предлагаю поработать с материалом учебника и выписать в рабочие листы в парах те определения, которые помогли бы вам выйти из данной ситуации.

(Работа с определениями на рабочих листах) – оценка за работу в лист.

Можно поменяться листами с другой парой и оценить.





Пишут обидные слова, клеят на солнце.


На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.


Записывают в 2 колонки


Действия

Чувства

Я просто отошёл в сторону

Мне хотелось плакать




Предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации:

«Я не хотел тебя обидеть, прости»;

«Я был не прав»;

«Давай помиримся» и т.д.


Просмотр видеосюжета «Новенький» (Ералаш)

-Посмотрите и проанализируйте данную конфликтную ситуацию с помощью вопросов, которые есть на рабочих листах.

Анализируем ситуацию (работа в группе)по вопросам:

  1. Кто является участниками конфликта?

  2. В чем основная причина конфликта?

  3. Предположите чем закончился конфликт?

  4. Какой этап конфликта из выписанных вами 4-х в тетрадь, вы бы применили к данному сюжету?

Ответы на вопросы по видеосюжету.


Смотрят видеосюжети отвечают на вопросы


Работают в группах

Памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта».

Ученик раздает памятки и комментирует.

- Возможно ли существование без конфликтов?

- Всегда ли конфликт – зло?


- Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни отдельных людей. А сейчас мне бы хотелось выяснить, а как считаете вы

Задание: на доске прикреплены 2 дерева, а на столах у вас лежат ладошки, вам нужно продолжить фразу так, как вы считаете:

«Конфликт – это хорошо, потому что…»,

«Конфликт – это плохо, потому что…» и приклеить к дереву. Молодцы! Большинство ладошек вы прикрепили к дереву № , значит вы

Сейчас мы с вами знаем, что такое конфликт и как его решить. Я надеюсь, что и в вашей жизни будет как можно меньше конфликтных ситуации, и вы всегда будете принимать правильное решение для их устранения.

Отвечают на вопросы.





Каждый ученик приклеивает ладошку к дереву и озвучивает свой ответ.


1)Обобщение полученных на уроке знаний

- Что мы узнали на уроке?

Оцените результат своей и групповой работы в баллах.

2)Педагогическое оценивание: сдают листы самооценки

Отвечают на вопросы



Считают баллы, выставляют оценки

5.

Д/З



Объясняет д/з

Параграф 9, составить памятку «Как я должен себя вести, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями и знакомыми».


записывают д/з.






Урок мне хочется закончить притчей о терпении.

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки



























Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя











Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя











Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя





















ПАМЯТКА

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.



ПАМЯТКА

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.









6 класс, обществознание

Ф.И. ученика____________________

Рабочий лист по теме: « »

Задания

1.

Тест



2.

«Конфликтное слово» - работа в парах


А – Д - О –

Г – К -

Р – С -

С - О -


3.







4.

«Облако» - работа в группе

Действия

Чувства







Выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, выписать определения:

1.



2.



3.



4.




5.

Анализ ситуации (просмотр видеосюжета из Ералаша)

  1. Кто является участниками конфликта?


  1. В чем основная причина конфликта?



  1. Предположите, чем мог закончиться конфликт?


  1. Какой этап конфликта из 4 вы бы применили к данному сюжету?






Работа с определениями:

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях».

Автор: Мишустина Юлия Анатольевна

Дата: 25.10.2021

Номер свидетельства: 589586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства