Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях».»
Методическая разработка открытого урока по обществознанию.
Тема урока:Конфликты в межличностных отношениях
Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.
Тип урока:урок-игра (ТРКМ)
Участники: 6 класс
Цель урока:сформировать понятие о конфликте,создать условия для формирования представления у учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Формирование и развитие УУД
Задачи:
Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, паре, индивидуально, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы,пары, умение оценивать жизненные ситуации.
Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.
Тип урока:урок-игра (ТРКМ)
Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.
Этапы урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент
Мотивирует на успешную работу.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
Настраиваются на работу.
Проверка готовности к уроку.
2.
Актуализация знаний (проверка д/з)
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Межличностные отношения», давайте вспомним данный материал. Напишем небольшой тест в начале урока (задание на доске), а затем проверим. (взаимопроверка в парах).
Оценка за тест на доске.
Межличностные отношения – это..
А) отношения между людьми б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе
2. Межличностные отношения возникают
А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте
3. распространенный вид межличностных отношений:
А) дружба Б) знакомство В) приятельство
4. Можно ли входить в разные группы одновременно?
А) иногда Б)да В)нет
5. Человек, который берет руководство группой на себя:
А) отличник Б) противник В) лидер
6. К какой группе принадлежит человек с рождения?
А) семья Б) класс В) коллектив
За тест оценки выставляют в оценочный лист, который находится у каждого учащегося.
Пишут тест, взаимопроверка, оценки ставят в оценочный лист.
2.
Мотивация
Слайд №
Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. Предлагаю просмотреть небольшой видеоролик и определить тему, цель и задачи урока.(просмотр видеосюжета про конфликт. Видео №1)
- Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок. Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях.
Таблица на слайде
Знаю
Хочу знать
Узнал
Смотрят видеоролик и определяют тему урока, записываю цель урока в рабочие листы.
3.
Постановка учебной задачи
Слайд №
А что такое конфликт? Работа с учебником с. 76-77. Запишите на листы.
В течение урока нам предстоит ответить на вопрос:
- Конфликт – это хорошо или плохо? На слайде и на листах.
Познакомить с рабочим и оценочным листами, которые находятся у ребят на партах.
Знакомятся с рабочими листами (индивидуально) и оценочным листом (индивидуально) –
Учащимся предлагается назвать конфликтное слово на следующие буквы, записаны у вас на рабочих листах.
(На доске буквы)
А- С- С-
Г – Д - О -
Р-К – О-
-Что означают эти слова?
Записывают слова на листах, а учитель выводит на доску что получилось
А-агрессия С-ссора С-сплетни
Г – гнев Д-дракаО - оскорбление
Р- разрывК – клички О-обида
Отвечают на вопрос по цепочке.
Упражнение «Облако» (работа в группах)
Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом
(Раздать листы, вырезанные в форме облака).
- А теперь напишите на «облачках» обидное слово, сказанное вам и приклейте на большой оранжевый кружок (солнце), а солнце поместите на доску (от каждой группы по солнцу (4 группы)
- Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?»
- Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику?
Запишите в рабочих листах (индивидуально)(Приложение №1).
Таблица на экране
Действия
Чувства
- А теперь давайте найдем выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, а для этого я вам предлагаю поработать с материалом учебника и выписать в рабочие листы в парах те определения, которые помогли бы вам выйти из данной ситуации.
(Работа с определениями на рабочих листах) – оценка за работу в лист.
Можно поменяться листами с другой парой и оценить.
Пишут обидные слова, клеят на солнце.
На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.
Записывают в 2 колонки
Действия
Чувства
Я просто отошёл в сторону
Мне хотелось плакать
Предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации:
«Я не хотел тебя обидеть, прости»;
«Я был не прав»;
«Давай помиримся» и т.д.
Просмотр видеосюжета «Новенький» (Ералаш)
-Посмотрите и проанализируйте данную конфликтную ситуацию с помощью вопросов, которые есть на рабочих листах.
Анализируем ситуацию (работа в группе)по вопросам:
Кто является участниками конфликта?
В чем основная причина конфликта?
Предположите чем закончился конфликт?
Какой этап конфликта из выписанных вами 4-х в тетрадь, вы бы применили к данному сюжету?
Ответы на вопросы по видеосюжету.
Смотрят видеосюжети отвечают на вопросы
Работают в группах
Памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта».
Ученик раздает памятки и комментирует.
- Возможно ли существование без конфликтов?
- Всегда ли конфликт – зло?
- Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни отдельных людей. А сейчас мне бы хотелось выяснить, а как считаете вы
Задание: на доске прикреплены 2 дерева, а на столах у вас лежат ладошки, вам нужно продолжить фразу так, как вы считаете:
«Конфликт – это хорошо, потому что…»,
«Конфликт – это плохо, потому что…» и приклеить к дереву. Молодцы! Большинство ладошек вы прикрепили к дереву № , значит вы
Сейчас мы с вами знаем, что такое конфликт и как его решить. Я надеюсь, что и в вашей жизни будет как можно меньше конфликтных ситуации, и вы всегда будете принимать правильное решение для их устранения.
Отвечают на вопросы.
Каждый ученик приклеивает ладошку к дереву и озвучивает свой ответ.
1)Обобщение полученных на уроке знаний
- Что мы узнали на уроке?
Оцените результат своей и групповой работы в баллах.
Параграф 9, составить памятку «Как я должен себя вести, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями и знакомыми».
записывают д/з.
Урок мне хочется закончить притчей о терпении.
Притча о терпении
В положенное время осёл пришёл на водопой.
Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.
Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.
– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.
– Ах, какой же он упрямый!
– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки
Оценочный лист
Ф.И. ученика
Задания
Проверочный тест (д/з)
«Конфликтное слово»
«Облако»
Работа с определениями
Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)
Итоговая оценка за урок
Оценка учителя
Оценочный лист
Ф.И. ученика
Задания
Проверочный тест (д/з)
«Конфликтное слово»
«Облако»
Работа с определениями
Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)
Итоговая оценка за урок
Оценка учителя
Оценочный лист
Ф.И. ученика
Задания
Проверочный тест (д/з)
«Конфликтное слово»
«Облако»
Работа с определениями
Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)
Итоговая оценка за урок
Оценка учителя
ПАМЯТКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
ПАМЯТКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
6 класс, обществознание
Ф.И. ученика____________________
Рабочий лист по теме: « »
№
Задания
1.
Тест
2.
«Конфликтное слово» - работа в парах
А – Д - О –
Г – К -
Р – С -
С - О -
3.
4.
«Облако» - работа в группе
Действия
Чувства
Выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, выписать определения:
1.
2.
3.
4.
5.
Анализ ситуации (просмотр видеосюжета из Ералаша)
Кто является участниками конфликта?
В чем основная причина конфликта?
Предположите, чем мог закончиться конфликт?
Какой этап конфликта из 4 вы бы применили к данному сюжету?
Работа с определениями:
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромиссблизок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избеганиезаключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.