kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока обществознания "Подросток и его права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: «Подросток и его права» для учащихся 7 классе предназначена, как урок изучения нового материала. 

    Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление.

     В курсе обществознания 7 класса у обучающихся  формируется  первичное представление о правах и обязанностях человека,  важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы эти знания  расширяются  и углубляются

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания "Подросток и его права"»

Разработка урока обществознания «Подросток и его права»

Разработала Попова Екатерина Витальевна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Горковская СОШ» п. Красная

Цель: Знакомство с личными правами подростка.

Задачи.

1.Выяснить роль и значение реализации прав в жизни подростка.

2. Продолжить работу с документами.

3.Развивать умение решать проблему.

4.Воспитывать уважение к себе.

Ход урока.

  1. Мотивация к деятельности.

Притча о мудреце: «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновенье сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Все в твоих руках»

- В чем смысл притчи?

В ваших руках хорошие оценки, знания и право на получение знаний.

2. Постановка учебной проблемы

Верьте, у нас сегодня всё получится!

Итак, внимание на доску! Разгадаем кроссворд!

  1. Какой документ получают в 14 лет? (паспорт)

  2. Люди, подарившие вам жизнь. ( родители)

  3. Процесс обучения и воспитания личности (образование)

  4. Живое существо, обладающее даром мышления ( человек)

  5. Процесс избрания кандидатов на какой-либо пост. ( выборы)

- Какое слово получилось у нас по вертикали? ( ПРАВО)

Кто вы, судя по вашему возрасту? (подростки).

Отгадайте загадку: « Они принадлежат вам от рождения, они являются важной составляющей вашего правового статуса, их нельзя отнять, ведь они составляют основу вашей жизни»

- Это ПРАВА

Какие ассоциации возникают у вас при звучании слов «права человека»?

Напишите на ваших рабочих листах своё определение понятию.

Сравним с научным определением .( Показ презентации)

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

-Кто был прав?

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока (Подросток и его права)

Запишите тему на рабочие листы.

- Какова цель нашего занятия? (узнать/познакомиться с правами подростков)

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? (Какими правами обладает подросток? Кто и что защищает права детей?)


Открытие нового знания.

Как вы думаете, нужны ли нам права? Почему?

А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?

Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?

Какие документы о правах ребенка вам известны?

Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав  детей.

1)Декларация прав ребенка. (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)

2) Конвенция о правах ребенка. (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на  утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Откройте, пожалуйста, листы 1 и 2 и назовите, какими организациями и в каких года были приняты данные документы? 


Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа – Конвенция о правах ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым  документом является Конвенция.


Что означает признание нашим государством этой Конвенции?


Это означает, что государство обязуется защищать права ребенка, что законы Российской Федерации преследуют ту же цель, что и Конвенция.

Назовите, пожалуйста, в каком это законе это отражено? Конституция РФ 1993г

В этом законе 2 глава так и называется» Права и свободы человека и гражданина» Ст 17 - 64


А знаете ли вы свои права? Запишите их в столбик на рабочем листе.


Посмотрите друг у друга записи и дополните, если у вас этих прав нет. Должно быть 5-8 прав. Проверяем ваши записи. Все права разные.

Теперь нам предстоит разделить их на группы. А какие группы прав вы уже знаете? (Гражданские, экономические, социальные, культурные, политические) составление кластера – плакат

А сейчас вам предстоит поработать в парах. На основании документов и учебника (стр.127 – 130) составить кластер (заполнить схему) определенной группы прав. У каждого на столе лежит лист №3. Откройте его. Посмотрите, какая у вас группа. На выполнение задания вам отводится 4 минуты

Итак, проверим ваши работы. Назовите, какие права вы отнесли к своей группе. (Ответы групп по очереди). Остальные отмечают у написанных прав группы.

А теперь приклейте ваши парные работы на плакат для того, чтобы вы увидели полный список ваших прав. Выходим к доске по очереди, начиная с первой парты.

Почему одна группа прав осталась не заполненной?


Итак, государство предоставляет своим гражданам множество прав.  Но права можно написать на бумаге и благопо­лучно забыть о них.

- Как вы думаете, каким образом и кто может защитить ваши права?

- А что должен делать гражданин в ответ на те права, которые предоставляет ему государство?

Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей.

Обязанности есть не только у взрослых, но и у детей. Что такое – обязанности?

В каком документе записаны обязанности?

Какие обязанности вы знаете?

А сейчас, чтобы закрепить ваши знания об отличиях прав от обязанностей, вам необходимо вставить пропущенные слова в афоризм английского писателя 18 века Эдмунда Борка «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …» и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.




4.Применение нового знания

Всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться культурно. Полезно помнить, что и другие люди имеют такие же права. Предлагаю вам провести ролевую игру «Юридическая консультация». Давайте попробуем применить полученные знания. 

Задание: Итак, на ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов кто прав и почему?

Ситуация № 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 КонституцииРФ). Он не уважает права других людей.

Ситуация № 2

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учитель. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети.Его одноклассники имеют право на образование ст.43 Конституции РФ). А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Ситуация № 3

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).

Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.

Ее права действуют, если не нарушают права других!

Ситуация № 4

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Учитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ситуация № 5

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики!

Ведь дети ее только что помыли!

И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым

делом – рисованием!

Учитель. Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права

других учеников.

Итак, какой вывод можно сделать?




  1. Итог урока

Итак, вернёмся к нашим вопросам. Озвучьте их.

Ответили ли мы на них?( частично)

- Что нам помогло при ответах на поставленные вопросы? ( Конституция, Конвенция, ситуации, размышления)

Сделайте вывод.

Подросток обладает следующими правами (дети делают вывод с помощью кластера-цветка, сделанного учителем на доске.)

А сейчас оцените свою работу на уроке, посмотрите на слайд,и составьте предложения например, на уроке мне было трудно...,на уроке я научился,отвечаем устно по руке

Завершая наш урок, я хочу вам пожелать побольше прекрасных мгновений в вашей жизни. Пусть не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах мы можем. Надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти одним из прекрасных мгновений! Спасибо, друзья мои, за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока обществознания "Подросток и его права"

Автор: Попова Екатерина Витальевна

Дата: 04.08.2017

Номер свидетельства: 424919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства