Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе «Человек и человечность».
Разработала и провела учитель истории и обществознания Коровникова О.П.
Этапы урока | мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результаты совместной деятельности | Используемое оборудование |
Организационный момент | 1 | Приветствие, выявление отсутствующих, проверка наличия учебных принадлежностей. | Готовят рабочее место, принадлежности к уроку, приветствуют учителя. Дежурный называет отсутствующих | Личностные: настраиваются на организованную, продуктивную работу | |
Мотивация учебной деятельности | 2 | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Постановка проблемы: кто более счастлив: человек, живущий только для себя, или тот, кто умеет заботиться о других? Обращает внимание на эпиграф урока: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Записывают дату, тему и план урока в тетради. | Личностные: понимают необходимость учения, самоорганизации; задумываются о нравственной проблеме урока Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: планируют совместное сотрудничество с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний | 5 | Организует беседу по вопросам из рубрики «Вспомним» и «Обсудим вместе» Что отличает человека от других живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? Почему не все поступки можно назвать человечными? Что значит относиться к другим по-человечески? Организует беседу по вопросам: Вспомните, что гуманисты эпохи Возрождения создали новое учение о человеке. Какой смысл они вкладывали в понятия «Человек – это «венец творения» Бога», «универсальный человек»? | Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. формулируют мысль о том, что новым идеалом гуманистов стал человек – творец, сильная независимая личность, наделенная умом и чувством долга по отношению к обществу Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Личностные: задумываются о своих возможностях и дарованиях | Учебник Презентация |
Изучение нового материала | 3 | Организует работу по анализу теста Евангелия (от Матфея, ст.43-48) и его обсуждению по вопросам: Как вы понимаете слова: «Любите врагов ваших»? «...если вы будете любить любящих вас, какая вам награда»? | Слушают и анализируют текст, (читает обучающийся), отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в процессе общения для выражения своих чувств и мыслей Личностные: осмысливают нравственные понятия, проявляют способность к определению своей позиции. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Презентация, раздаточный материал |
| 3 | Организует работу по изучению терминов (человечность, гуманизм): – Как вы понимаете слова «человечность» и «гуманизм»? | Знакомятся с новыми терминами, работают со словарями: Википедия, философский словарь, толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. Записывают определения в тетради. | Познавательные: владеют умением поиска информации в различных источниках, определения понятий. Личностные: приходят к пониманию, что именно добрые качества отличают подлинно человеческое поведение. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Интернет, философский словарь, толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. |
| 4 | Организует беседу по вопросу: Что значит гуманное отношение? Приведите примеры. Для этого предлагает вспомнить «Золотое правило морали» и проводит игру «Я хочу» - Как бы вы хотели, чтобы относились к вам? | Формулируют (1 учащийся записывает на ватмане) «Золотое правило морали»: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Составляется «цветок»: в центре написано: «Я хочу», в лепестках дети по-очереди пишут свои пожелания, как они хотят, чтобы к ним относились | Познавательные: умение давать смысловые определения Личностные: осознают свои нравственные желания и желания сверстников Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и ясностью, уважают мнения одноклассников Регулятивные: выполняют и сохраняют решение учебной задачи | Ватман, заготовка в виде ромашки, кружок с надписью «Я хочу», лепестки из цветной бумаги |
| 4 | Анализируя итог игры, подводит обучающихся к пониманию того, что каждый человек – ценность, и каждая жизнь – ценность, к которой относиться нужно благоговейно. Предлагает прочитать вслух (ученику, который сможет сделать это выразительно и эмоционально) притчу В.В. Вересаева «Легенда» | Обсуждают притчу, отвечают на вопрос: «Какую мысль в своем произведении хотел донести до нас Вересаев?» | Личностные: осознают, что человек не может жить бездумно, на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей Познавательные: выделяют существенную информацию из текста, воспринимаемого на слух Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и ясностью Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Учебник, презентация |
Первичное осмысление и закрепление изученного | 2 | Предлагает шестиклассникам обратиться к эпиграфу урока и объяснить, как они понимают эти слова Маршака. | | | презентация |
Изучение нового материала | 5 | Организует творческую работу обучающихся в группах. | Обсуждают вопросы в группах и формулируют ответы: - Какое общество может считаться гуманным? - Можно ли считать гуманным спартанское общество, где не было места слабым или больным детям, где обузой считали стариков? - Какие меры можно предпринять, чтобы наше общество стало более гуманным? | Познавательные: выделяют существенные признаки гуманного общества, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Личностные: размышляют о нравственно-этических, гуманитарных проблемах современного общества. Проявляют способность к определению своей позиции. Коммуникативные: высказывают собственное мнение. Допускают существование у людей различных точек зрения Регулятивные: оценивают свою работу и работу сверстников в группе | презентация |
| 6 | Предлагает учащимся поделиться своим опытом общения со своими бабушками и дедушками. Предлагает рассказать, как ребята помогают своим престарелым родственникам, о чем с ними разговаривают, о чем узнали и чему научились у них, какой опыт хотели бы перенять. | Выступают с сообщениями о бабушках и дедушках, предварительно прикрепляя к магнитной доске их фотографии. | Личностные: производят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, осознают старости как периода жизни, необходимость уважительного отношения к старшим, оказания им посильной помощи. Коммуникативные: строят понятные высказывания для участников образовательного процесса Познавательные: знакомятся с периодизацией человеческой жизни, развивают навыки публичного выступления | Фотографии бабушек и дедушек, принесенные учащимися |
| 5 | Организует разбор репродукции картины В.М. Максимова «Все в прошлом» | Обсуждают вопросы: Почему художник именно так назвал свою картину? Представь, как жили эти женщины, когда были молоды. Можно ли назвать их старость радостной? | Познавательные: приобретают умения анализировать и описывать произведение художественной культуры. Знакомятся с особенностями социальных ролей людей пожилого возраста. Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют волевую саморегуляцию в случае затруднения. | Учебник, презентация |
Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задание № 5 в рабочей тетради. №№ 1-3 стр. 104 учебника («Проверь себя») Так кто же более счастлив: человек, живущий только для себя, или тот, кто умеет заботиться о других? | Познавательные: Осмысливают изученное на уроке, структурируют знания Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его учета и оценки характера сделанных ошибок Личностные: понимают, что невозможно быть по-настоящему счастливым человеком, живя только для себя, не умея заботиться о других. | Учебник, рабочая тетрадь |
Итоги урока. Рефлексия | 2 | Проводит беседу по вопросам: Закончите предложения: Самым интересным для меня на уроке было …. Мне понравилось ….. Я хотел(а) бы узнать подробнее…. Я считаю, что моя работа на уроке была….. Сегодня я не понял(а) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Проводят самоанализ деятельности на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Проявляют способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. Анализируют свое эмоционально состояние. Осознают качество и уровень усвоения материала. | |
Домашнее задание | 1 | § 12. Задания в рабочей тетради, № 6–7, с. 57 | Конкретизирует домашнее задание | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Учебник, рабочая тетрадь, презентация |