Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему"Гражданские правоотношения"»
Урок по обществознанию
в 9 классе
по теме: «Гражданские правоотношения».
Урок – повторение.
Выполнил учитель обществознания
МБОУ «Шахтёрская СШ с.Дмитровка»
Проскурина Анна Сергеевна
2023 г.
Урок: «Гражданские правоотношения».
Цели и задачи: охарактеризовать сущность и особенности гражданского права; повторить и закрепить виды договоров, механизмы ответственности граждан РФ и защиту прав потребителей; развивать интерес к изучению правовых вопросов.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять и характеризовать гражданские правоотношения; приводить примеры гражданских договоров; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; находить и извлекать информацию о правах потребителя из правовых документов; раскрывать механизм защиты прав потребителя на конкретных примерах; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; анализировать и систематизировать информацию из различных источников.
Метапредметные:точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать целевые установки учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятий.
Личностные:формирование чувства уважения к собственности и имущественным правам граждан; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование:учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, компьютер.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Введение в повторение материала.
Урок начинается с просмотра видеоролика «Ералаш №72. Сезон 8. Серия 7. Подарок».
Вопрос к классу: Какую тему мы будим сегодня повторять на уроке?
Запись на доске:
Английский философ и педагог Д. Локк утверждал: «Причина, по которой люди создают общество, --- сохранность их собственности».
Тема урока: «Гражданские правоотношения».
Класс делится на две группы. Группам даётся задание:
Составить кластер понятий, терминов по теме урока, которые необходимо повторить. Листы с кластерами вывешиваются на доске, озвучиваются, анализируются, составляется план урока.
Урок проходит в рамках повторения и подготовки к ОГЭ.
Вопросы для повторения – план урока:( запись на доске читает учитель) 1. Сущность гражданского права. 2. Особенности гражданских правоотношений. 3. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. 4. Защита прав потребителей.
Учитель: многие даже не подозревают, что. покупая продукты в магазине, беседуя с другом по телефону мы совершаем действия, которые регламентируются нормами гражданского права.
--- Дайте определение гражданского права.
Это отрасль права, включая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Учитель: Гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные.
Задание двум группам: приведите примеры имущественных (1 граппа) и личных неимущественных отношений (2 группа). Дайте определение понятиям: 1 группа - имущество, 2 группа – личные неимущественные отношения.
Имущество- всё то, что имеет денежную оценку (вещи, работы, бытовые услуги). Летом берёте на прокат лодку.
Нематериальные блага: изобретения. произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни и т.д. Маша опубликовала своё стихотворение в местной газете. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи.
Задание 1 по группам: 1-имущественные отношения 2 – неимущественные отношения (типа В1).
автору опубликованной книги 2) личные неимущественные
Б) папарацци опубликовали снимки звезды
экрана в непритязательной семейной обстановке
В) автор решил опубликовать своё стихотворение
под псевдонимом
Г) политический деятель обратился в суд с требованием
материальной компенсации за публикацию ложной
информации
Д) лидер партии требует от интернет – издания
Опровержения ложных сведений о его семье
Задание 2 по группам: сравните два вида отношений (типаВ2).
ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЙ
1) могут регулироваться гражданским правом
2) возникают по поводу нематериальных благ
3) возникают при наличии права собственности
4) основаны на равенстве и автономии воли сторон
Учитель: обратите внимание: нормы гражданского права регулируют не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон.
Задание 3 по группам: (типа А1) 1 группа выбирает правильный ответ и объясняет понятие равенство сторон, 2 группа выбирает правильный ответ и объясняет понятие автономия воли сторон.
Выберите среди перечисленных пример равенства сторон в правоотношениях.
Инспектор по делам несовершеннолетних беседует с подростком, который совершил правонарушение.
Лесничий беседует с мужчиной, который срубил ёлку накануне Нового года.
Инспектор ГИБДД остановил автомобиль.
Продавец предложил покупателю купить кофеварку известной фирмы.
Равенство сторон означает отсутствия между ними властного подчинения, зависимости.
Автономия воли сторон означает, что каждая сторона, будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле.
Учитель: основным источником гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ.
Особенности гражданских правоотношений:
Превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными.
Субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений.
Задание 4 в группах: 1 группа выбирает субъекты гражданских правоотношений, 2 группа выбирает объекты и содержание.
Аркадий и Андрей заключили договор аренды дачи, принадлежащей Аркадию по праву собственности.
Определи:
Субъектом данного правоотношения является физическое или юридическое лицо?
Объектом данного правоотношения является________________________________?
Какие права приобрёл каждый участник этого правоотношения?
Учитель: обратите внимание, бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности.
Гражданские правоотношения возникают чаще всего на основе сделок.
---- Что в правоведении означает сделка? (это действия физических и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.)
Задание 5: Проанализируйте ситуацию и установи, какие сделки были совершены:
Александр подарил своему внуку Ивану на день рождения подержанный автомобиль.
Перед уходом в армию Иван выписал доверенность на право управления автомобилем своему другу Сергею. Вернувшись, Иван продал этот автомобиль третьему лицу.
Учитель: сделки, как видно из ситуации, бывают односторонними и двух – или многосторонними.
Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.
Задание 6: определите, к какому виду перечисленных договоров относятся следующие факты.
(Группы выполняют задания, обмениваются ими, находят ошибки, обсуждают их).
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Гражданин К. сдал вещи в камеру хранения.
Родственники преподнесли Виктору сотовый телефон.
Уезжая в длительную экспедицию, геолог договорился с соседом, чтобы тот на время командировки подержал у себя принадлежавший ему телевизор.
Гражданин К. приобрёл железнодорожный билет.
Покупательница оплатила в магазине чек, купив пылесос.
Семья арендует квартиру в центре города.
Супруги Д. сели в такси.
Школьники купили мороженное.
Гражданин В. Взял у соседа в долг 1000 рублей, дав обязательство вернуть деньги через месяц.
ВИД ДОГОВОРА
А) хранения Б) дарения В) перевозки пассажиров Г) купли – продажи Д) найма жилой площади Е) займа Ж) аренды
Учитель: с какого возраста человек признаётся дееспособным, то есть несёт гражданско – правовую ответственность?
Задание 7: (1 группа находит случаи дееспособности, 2 группа находит случаи правоспособности)
Назовите, для каких из перечисленных случаев нужно иметь дееспособность, а для каких достаточно правоспособности:
Быть владельцем (собственником) дома
Покупать велосипед
Быть автором рассказа, стихотворения, песни
Получать за использование произведения гонорар
Брать на хранение ценные вещи
Пользоваться жилым помещением
Обменивать одну ценную вещь на другую
Быть владельцем имущества, доставшегося по наследству
Принимать в подарок ценную вещь
Учитель: к сожалению, многие из нас оказывались в ситуациях, когда наши права нарушались недобросовестными продавцами, производителями, изготовителями. В этом случае на помощь приходит Закон РФ «О защите прав потребителей». Представьте, что мы оказались на приёме у юристов в городском управлении защиты прав потребителей. Они готовы ответить на вопросы, которые достаточно часто возникают в отношениях между покупателями и продавцами. Разберём ситуации. Класс делится на «потребителей» и «юристов».
Ситуация1. Потребитель. Я купила босоножки, но на следующий день поняла, что они мне велики. Пришла в магазин, чтобы их обменять, но меня даже не стали слушать. Как мне быть в такой ситуации? К кому необходимо обращаться при обмене качественного товара? На каком основании можно обменять качественный товар? Я хочу обменять товар, но подобного типа вещи уже нет в продаже. Как мне поступить?
Юрист, используя статью закона даёт ответ.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) "О защите прав потребителей"
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Ситуация 2. Потребитель. Я купил мобильный телефон, но через три дня он перестал работать. Я могу обменять его на новый телефон?
Юрист, используя статью закона даёт ответ.
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества 1. При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится. 2. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара. 3. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены. 4. При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. 5. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
В такой ситуации у продавцов часто возникает вопрос, кто виноват в появившихся недостатках товара производитель или потребитель. Поэтому обычно они настаивают на проведении экспертизы качества товаров – что вполне правомерно с точки зрения закона.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учащимся раздаются листы самооценки, которые они должны заполнить.
Отметьте нужный ответ (лист самооценки и рефлексии для учащихся)
1
На уроке я работал
Активно
Пассивно
2
Своей работой на уроке я
Доволен
Не доволен
3
Урок для меня показался
Коротким
Длинным
4
За урок я
Устал
Не устал
5
Мое настроение
Стало лучше
Стало хуже
6
Материал урока
Понятен
Не понятен
Полезен
Бесполезен
Интересен
Скучен
Был легким
Был трудным
Домашнее задание: повторить тему «Гражданские правоотношения». Составить план текста по материалу, который раздаёт учитель.
Учитель: Наш урок закончим притчей:
«Когда – то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришёл он как – то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду – ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет мёртвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
Учитель: что сказал мудрец?
Он сказал: «Всё в твоих руках».
Учитель: в чём заключается смысл притчи? Как она связана с нашим уроком?
Урок закончен. Выставляются оценки.
Материал для домашнего задания.
Комментарий к Ст. 15 ЗоЗПП РФ В соответствии со статьей 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ моральный вред - это физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В настоящее время судебная практика складывается так, что размеры компенсации морального вреда не являются очень большими (по сравнению с размерами компенсаций, принятых в других, экономически развитых, странах). Чаще всего при определении размера компенсации учитываются негативные последствия причинения морального вреда (обострение хронических заболеваний, психологические травмы и т.д.), а также уровень материального благосостояния потребителя, право которого нарушено.
Комментируемая статья 15 Закона О защите прав потребителей не вводит, как это может показаться, обязательности удовлетворения требований о компенсации морального вреда во всех случаях, когда судом признается факт нарушения прав потребителя. В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что если потребитель заявляет о том, что испытывал физические или нравственные страдания, то он должен это доказать. Такие обстоятельства, как трата личного времени или уход с работы, не являются подтверждением причинения морального вреда. С другой стороны, если к моменту вынесения судебного акта все материальные претензии были удовлетворены либо они изначально не были существенными, но при этом имеются доказательства причинения потребителю морального вреда, по ст. 15 ЗоЗПП, этот вред подлежит обязательной компенсации вне зависимости от размера сумм, присуждаемых