kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока обществоведения по теме "Общение и его роль в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроках обществоведения в старших классах. Методы и приёмы обучения, использованные в ходе проведённого занятия, соответствуют логике, а также возрасту и развитию учащихся. Диалогический способ ведения занятия, выполнение познавательных заданий, выбор оптимального способа работы совместными усилиями – всё это окажет положительное влияние на умственное воспитание и развитие учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока обществоведения по теме "Общение и его роль в жизни человека"»

Тема: Общение и его роль в жизни человека

Класс: 9

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

  • Коррекционная: развитие памяти, речи, словесно-логического мышления, коррекция поведения.

Тип урока: урок формирования новых знаний








Подготовила Мельник Е.О.



Ход урока

Предварительная организация класса.

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Настрой на позитивную работу.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


Проверка домашнего задания


  1. Почему человек является биосоциальным существом? А что в человеке важнее- социальное или биологическое? Почему?

  2. Перечислите мне основные этапы становления человека?

  3. Все люди обладают определенными отличиями в своем поведении. С чем связаны эти характеристики? (темперамент и характер).

  • Кто внес наибольший вклад в изучение темперамента?

Считается, что немало важную роль в выборе будущей профессии играет темперамент.

4)Используя свои знания, попробуйте соотнести профессию и тип темперамента. Слайд 1

  1. А Карл Юнг что изучал? Типы характера

  2. А теперь мы с вами затронем немало важный вопрос в жизни человека – мировоззрение. Какова его роль в жизни человека?

Ситуация интереса.

 Наша жизнь очень стремительная, интересная, полная многих неожиданностей, но в ней существуют важнейшие вещи, которые люди ценят больше всего, называя их бесценными, потому что приобрести эти вещи нельзя ни за какие деньги. Как вы думаете, что это может быть? (если не прозвучали слова «знание» и «общение», учитель может сам предложить их детям).


-Определить тему нашего урока нам помогут картины русских художников, а я прошу вас подумать, что их объединяет. (На всех картинах люди общаются) Слайд 2

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ» Слайд 3

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием 

«Человек жив настолько,
насколько он способен общаться» 
Л. Рон Хаббард.

«Общение – сложный и многоплановый процесс. О том, что оно играет большую роль в жизни человека красноречиво говорят слова Л. Рон Хаббарда - американского исследователя, разработчика дианетики (науки о человеческом разуме): «Человек жив настолько, насколько он способен общаться». 

-Какие цели мы поставим перед нашим уроком?

- Посмотрите на наш план работы. (Учащиеся по плану составляют цели урока)

План урока

  1. Общение, его формы.

  2. Средства общения.

  3. Принципы общения и этикет.

  4. Особенности виртуального общения.

- На протяжении всего урока мы с вами будем работать с основными элементами НАШТОБУЗУ. А к концу урока их знать.

На доске зафиксированы элементы (НАШТОБУЗУ).

- Что такое общение, для чего оно нужно человеку?

-От чего зависит то, как мы общаемся? С помощью чего мы общаемся? Одинаково ли мы общаемся с разными людьми, в разных ситуациях?

Значит какая цель нашего урока?

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. 


- В конце урока мы с вами должны будем ответить на проблемный вопрос : Какова роль общения в жизни человека? Слайд 4



Изучение нового материала.

План урока

  1. Общение, его формы.

  2. Средства общения.

  3. Принципы общения и этикет.

  4. Особенности виртуального общения.

Итак, что же такое общение?


Общение – это очень многоплановое понятие:

  • Человек читает книгу – это общение,

  • Смотрит спектакль …

  • Говорит по телефону…

  • Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Общение, его формы.


  1. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение.А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.

Понятия озвучиваются

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.

Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 62, найдите определение общения(читают вслух).

Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение?

- А теперь давайте узнаем, какие формы общения существуют?

- Прежде всего следует различать формальное и неформально общение. Под формальным общением понимается общение, подчиненное правилам, предписаниям, уставу.

Под неформальным понимается общение, которое определяется личностными отношениями между людьми, подразумевает открытый обмен мнениями, проявление эмоций.

Также выделяют –манипулятивное –когда одним из партнеров для получения определенной выгоды намеренно скрывается истинная цель общения.

По отношению к друг к другу можно выделить императивное и диалогическое. Посмотрите на стр.64 определение этих понятий. Записывают в тетрадь.

На станице 64 определяем форму общения.

Средства общения.


- Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)

- Самым универсальным средством общения является человеческая речь. (речевое общение) Однако порой даже самый большой словарный запас оказывается недостаточным для передачи смысла сообщения. В этих случаях мы пользуемся средствами неречевого общения.

- Назовите мне, ребята, что мы можем использовать для невербального, общения?
(Взгляды, мимику, жесты, позы и т.п.)
Взгляд, каким он может быть? (Красноречивым, хитрым, злым, добрым, безразличным). Он может выражать самые разнообразные чувства.

Мимика – движение мышц лица, может выражать и страх, и радость, и удивление, и раздражение.

Движения человека могут передать о человеке очень много информации: от черт характера до профессии. Но, пожалуй, самыми красноречивыми являются жесты.

Приём «Коммуникативная атака»

Учитель, ничего не говоря, жестами показывет ученикам различные движения: встать, сесть, выйти к доске, намочить тряпку, вытереть с доски, открыть учебник, пожать друг другу руку и другие. Ученики должны определить, что учитель им хочет сказать. Затем учитель задаёт учащимся вопрос:

- Трудно ли вам было понять меня? Что этому мешало?

- Какому психическому состоянию соответствует тот или иной жест?

  • Сжатый кулак – знак угрозы;

  • Поднятый вверх большой палец – знак одобрения;

  • Палец, прижатый к губам – призыв к тишине;

  • Палец указывает на часы – пора заканчивать;

  • Ладонь, прижатая к уху – говорите громче. Я плохо слышу.

  • Приведены примеры неосознанного языка тела. Какому психическому состоянию соответствуют они?

  • Постукивание пальцами – знак нетерпения;

  • Рука прикрывает рот, нос – неуверенность в чем-то;

  • Расширенные зрачки – волнение или боль;

  • Опущенные уголки рта – печаль.

Учитель:

35% информации мы получаем с помощью глаз.

- Особенно хочу выделить выражение глаз, ведь контакт начинается со взгляда. Внимание на экран.

Владимир Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, находить, рот – поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её даже никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

  • Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.


Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видео физминутки)

https://youtu.be/SAWr-KZhD0E

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!


С помощью какого способа общения мы проводили физминутку (вербального и невербального)

(Вернулись к плану). 

- Теперь ребята, мы с вами рассмотрим основные способы воздействия людей друг на друга .

Заражение

Подражание

Внушение

Убеждение.

- Учащиеся разбирают схему учебного пособия на стр. 66.

Принципы общения и этикет.


Что же такое культура общения?                                                      СЛАЙД № 8

Давайте попробуем описать  культурного человека.

Дети предлагают варианты.


Приложение

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»



Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?



  • Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?



Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

  • Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

  • Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

  • Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

  • В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

  • М.М. Рощин:

Чтение отрывка из книги «Как относиться к себе и людям, или практическая псхология на каждый день». Слайд 9

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.

Этикет и сленг- это (зачитывают из учебника) Слайд 10

Учащиеся записывают в тетрадь.

- Но еще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:

“Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”.

Особенности виртуального общения.

 Учитель начинает разговор: «Мы живём в эпоху массовых коммуникационных потоков. Развивается цивилизация, где коммуникационная связь создаёт все условия для безграничного общения людей. Современное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами общения»


Вопросы для обсуждения:

1.Какие вам известны новые формы общения в современном мире?

2. Участниками каких социальных сетей являетесь вы? 

3. Чем они вас привлекают? 

- Давайте найдем определение- виртуальное общение -в нашем учебном пособии. Записывают в тетрадь.

Плюсы виртуального общения.

Виртуальное общение способно изменить и даже улучшить способности выражать свои мысли, структуру речи. Ведь в сети появляется возможность регулировать время для редактирования своего сообщения, чтобы придать ему особенные краски и эмоциональную составляющую. Имея навыки поиска информации в интернете, можно составить умное и грамотное высказывание по любой теме общения.

Сеть интернета даёт большой выбор тем для общения. На форумах и в чатах каждый пользователь может найти собеседников по интересам и по специфике профессиональной деятельности.

Факт, что в сети интернет гораздо легче быть откровенным и открытым при общении. Много причин называют психологи этому факту. Одна из них: общение происходит не лицом к лицу. К тому же, общение происходит посредством любимого и родного монитора. Поэтому, среди интернет-пользователей рождается новая тенденция комфортного обустройства для времяпровождения в виртуальном мире. Комнатное пространство перед монитором - мягкое и удобное кресло, ручка-липучка, столик для напитков и еды – позволяет не отвлекаться от общения. Украшение самого корпуса ноутбука или мобильного телефона (наклейки, выбор цвета) дарит хорошее настроение, а дизайн рабочего стола выбирается в соответствии с личными желаниями.

Человек стремится к общению с внешним миром. И, всё же, главное удобство общения в сети в том, что в любой момент можно его прекратить, закрыв окно социальной сети или крышку ноутбука!

Минусы виртуального общения

Всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб-странички. Большинство интернет-зависимых подсели на сервисы, связанные с общением. По статистике, самые заманчивые характеристики таких контактов: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота в использовании (37%). Таким сеть нужна для получения социальной поддержки, возможности творения виртуального героя (создания нового Я).

В настоящее время ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд категорий патологических пристрастий. Интернет-зависимыми сегодня являются более 10% пользователей Сети. Согласно данным исследований 25% интернет-зависимость приобретают в течение полугода с начала работы в Интернете. «Интернетомания» приводит почти к такому же разрушению личности, как алкоголизм и наркомания. 
4.- Как избавиться от виртуальной зависимости или не попасть в её сети?

Жизнь устроена на энергетическом балансе «брать-давать». В Интернете мы отдаем свою энергию неизвестно куда и зачем. Сеть высасывает ее, как губка. Жизненная сила нам дается эмоциями, но не поверхностными, а направленными на то, чтобы действовать. Энергия зарыта в реальных делах, реальных действиях и реальных связях. И Интернет может стать помощником в их поиске. Используйте виртуальный мир как инструмент для расширения своих интересов в реальной жизни (познакомились — встретились). Ничто не заменит нам роскошь общения, но не виртуального, а реального.
-Какое общение важно реальное, с его эмоциями, переживаниями, встречами и расставаниями или виртуальное?

Для того, чтобы вы понимали всю серьезность виртуальной зависимости, я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент.


Просмотр ролика. https://www.youtube.com/watch?v=nNDzDdOs-5o

- Скажите , ребята, к чему призывает нас этот видеоролик?


Закрепление изученного материала.

Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания.

Итак, посмотрите на наши элементы НАШТОБУЗУ:

Общение

Формальное

Неформальное

Императивное

Диалогическое

Заражение

Подражание

Внушение

Убеждение

Сленг

Этикет

Виртуальное общение




Закрепление:

Проверочный тест:

1.Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах (да или нет)

2. Опосредованное общение проводится с помощью:

а) телефона; б) интернета; в) писем; г) беседы (а,б,в)

3. В императивном общении используются:

а) приказы; б) предписания; в) просьбы; г) угрозы; д) требования (а,б,г,д)

4. В классном коллективе используется: а) межличностное; б) ролевое общение

5. Французскому писателю А.Сент-Экзюпери принадлежат слова:

а) наслаждаться общением – главный признак дружбы;

б) единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения (б)

в) общение с дурными людьми портит хорошие нравы

г) узкий круг чтения и общения- вот чем гордятся больше всего

6. Какое слово не относится к невербальным средствам общения:

Жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами, слова


Итог урока:

Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения; учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.


В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.

Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.


- Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. Наш урок подходит к завершению.     Решили мы с вами проблему, которую поставили в начале урока?Надеюсь, каждый из вас в дальнейшем будет применять полученные сегодня знания в своей каждодневной жизни.

- Как сказал Антуан де Сент Экзюпери « Самая главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения». Так дарите же друг другу эти роскошные подарки и будьте счастливы!
Давайте поблагодарим друг друга , причём невербально , так как мы сегодня все были немного актерами, сделаем это так как принято у них ( звучат аплодисменты).

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мельник Евгения Олеговна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства