Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира"
Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира"
Основными целями данного урока в 11 классе были
Воспитание патриотизма; Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам. Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности).
В РК проживают 140 этнических групп. Т.О. в Казахстане необходима действенная государственная политика в межнациональной сфере.
С этой целью в Казахстане образована ЧТО? Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи утверждена Указом Президента РК от 26 апреля 2002 года.
Сегодня Ассамблея является важнейшим инструментом реализации гос. политики в межэтнической сфере, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов республики.
1 мая с 1996 года празднуется День единства народов Казахстана. Он символизирует казахстанскую модель мира и согласия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира" »
Класс 11
Дата
Урок № 13
Раздел: Основы социологии
Глава: Личность и общество
Тема: Этническое многообразие современного мира.
Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
Задачи:
- образовательные:
Формирование у обучающихся понятия об этнических общностях, национальном менталитете, этническом многообразии современного мира;
- развивающие:
развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; развитие критического мышления.
- воспитательные:
Воспитание патриотизма; Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: схемы,
ход урока:
Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.
Вступление к изучению новой темы
ПРИТЧА
Одно селение располагалось в горах, где был родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»
Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно.
- О чем притча?
Философ Г. Лессинг был «убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими. ..». Однако история человечества, как прошлая, так и настоящая, демонстрирует нам другие примеры... Попробуем исследовать понятия «этнос» и «нация» и рассмотреть сложные проблемы межнационального общения.
Новая тема
В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация. Это говорит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исторически первые формы сплочения — род и племя — характерны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытнообщинных). С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее принадлежавших к различным племенам. На первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — народности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при котором, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов.
Этническая общность (этнос)- это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация),обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства.
Существует 4 вида этнических общностей. Это род, племя, народность и нация
Этнос обладает определенными признаками.
Как вы считаете, что является признаками этноса? Назовите их. Обучающиеся перечисляют признаки этноса и записывают их в тетрадь.
Признаки Этноса:
Определенная территория
Язык
Национальное самосознание
Общая культура и традиции
Национальный менталитет
Общность исторической судьбы
Одним из признаков этноса является национальный менталитет. Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, самопроизвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что национальный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в культуре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, национальный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
Традиции различны у разных народов. Скажем, в Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколько огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго запрягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувствительны к своим традициям, и невнимание к ним может вызвать не только обиду, но и конфликт.
Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать — это может привести к укоренению отживших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человеческих жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнорировать , ибо они обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности.
Этническая общность и ее виды
Ключевыми понятиями с точки зрения национальных и этнических отношений являются «этнос» и «нация». Понятие этнос в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Нация в переводе с латыни тоже означает «племя», «народ. Однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны.
Определим основные черты и характеристики этих понятий.
Познакомьтесь с дополнительным материалом и выявите основные черты понятий «этнос» и «нация». (Приложение №1)
Этническое многообразие современного мира
Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности).
Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предлагают классифицировать народы мира. Основания классификации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).
Классификации этносов
1. Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.
2.Языковая классификация дает представление об этническом родстве народов и общих истоках происхождения различных культур. Она основана, во-первых, на представлении о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с другими народами. В-третьих, родство между языками и культурами более отдаленного типа, которое определяется понятием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.
Индоевропейская языковая семья — одна из самых распространенных на Земле. В нее входят все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.
Сегодня считается доказанным родство большинства языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропейской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Существует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока только гипотеза.
3. Антропологическая классификация основана на принципе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.
Географическая классификация:
• народы Европы;
• народы Азии;
♦ народы Африки;
• народы Америки;
• народы Австралии и Океании
Языковая классификация (языковые семьи):
• афразийская;
• картвельская;
• индоевропейская;
• дравидская;
• уральская;
• алтайская
Антропологическая классификация (расы):
• европериды;
• монголоиды;
• негроиды;
• австралоиды
Межнациональное согласие и национальное единство в независимом Казахстане.
В РК проживают 140 этнических групп. Т.О. в Казахстане необходима действенная государственная политика в межнациональной сфере.
С этой целью в Казахстане образована ЧТО? Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи утверждена Указом Президента РК от 26 апреля 2002 года.
Сегодня Ассамблея является важнейшим инструментом реализации гос. политики в межэтнической сфере, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов республики.
1 мая с 1996 года празднуется День единства народов Казахстана. Он символизирует казахстанскую модель мира и согласия.
Сегодня в РК действует:
- более 100 нац. школ;
- более 170 воскресных школ, где изучаются 23 национальных языка
- более 35 этнических газет и журналов; 6 из которых при гос.поддержке
- работают 6 национальные театры на шести нац. языках (казахском, русском, немецком, корейском, уйгурском и узбекском);
Н.А. Назарбаев «Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин своей страны».
Закрепление изученного материала
задание 1
Выберите единственный правильный вариант ответа:
1. К этносоциальным группам принадлежат
сословия 2)касты 3)народности 4)классы
2. Признак этнической социальной общности
сословное деление
единое гражданство
язык и культура
религия и мораль
3. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию
1) семья 2)народ 3)племя 4)нация
4. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка. Устойчивость экономических связей являются отличительными признаками:
1) нации 3) социума
2) класса 4) интеллигенции
5. Племена, народности, нации- это:
1) формы государственного устройства 3) политические институты
2) этнические общности 4) типы социальных групп
6. К разновидностям этноса относятся:
1) касты 3) народности
2) элиты 4) страты
задание 2
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность» Найдите и выпишите номера терминов, относящийся к другому понятию:
1 народность; 2 нация; 3 страта; 4 каста; 5 племя
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и полито логии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) — кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений форми-руются______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы" ».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) происхождение
Б) племя
В) общность
Г) нация
Д) народ
Е) народность
Ж) национальность
3) раса
И) диаспора
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6
ж
б
в
а
е
г
Домашнее задание: записи в тетради; работа с текстом.