kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями данного урока в 11 классе были 

Воспитание патриотизма;  Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам. Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности).  

 

         В РК проживают 140 этнических групп. Т.О. в Казахстане необходима действенная государственная политика в межнациональной сфере.

         С этой целью в Казахстане образована  ЧТО? Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи утверждена Указом Президента РК от 26 апреля 2002 года.

         Сегодня Ассамблея является важнейшим инструментом реализации гос. политики в межэтнической сфере, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов республики.

         1 мая с 1996 года празднуется День единства народов Казахстана. Он символизирует казахстанскую модель мира и согласия.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира" »

Класс 11

Дата

Урок № 13

Раздел: Основы социологии

Глава: Личность и общество


Тема: Этническое многообразие современного мира.


Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи:

- образовательные:

Формирование у обучающихся понятия об этнических общностях, национальном менталитете, этническом многообразии современного мира;

- развивающие:

развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; развитие критического мышления.

- воспитательные:

Воспитание патриотизма; Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: схемы,

ход урока:


  1. Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.

  2. Вступление к изучению новой темы

ПРИТЧА

Одно селение располагалось в горах, где был родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»

Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно.

- О чем притча?

Философ Г. Лессинг был «убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими. ..». Однако история человечества, как прошлая, так и настоящая, демонстрирует нам другие примеры... Попробуем исследовать понятия «этнос» и «нация» и рассмотреть сложные проблемы межнационального общения.



  1. Новая тема

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация. Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных).
С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное груп­пирование различных этносов.


Этническая общность (этнос) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства.


Существует 4 вида этнических общностей. Это род, племя, народность и нация


Этнос обладает определенными признаками.

Как вы считаете, что является признаками этноса? Назовите их. Обучающиеся перечисляют признаки этноса и записывают их в тетрадь.


Признаки Этноса:

Определенная территория

Язык

Национальное самосознание

Общая культура и традиции

Национальный менталитет

Общность исторической судьбы


Одним из признаков этноса является национальный менталитет. Национальный менталитет проявляется в совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов и привычек, нашедших отражение в устойчивых коллектив­ных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Эти черты связаны с многовековой культурой народа и действуют зачастую неосознанно, само­произвольно (спонтанно). Этнологи подчеркивают, что на­циональный менталитет служит отражением исторических судеб страны, закрепившихся в народном сознании, в куль­туре, в устойчивых образцах поведения. Иначе говоря, на­циональный менталитет — своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оста­ваться верными своим исторически сложившимся ценнос­тям, традициям.

Традиции различны у разных народов. Скажем, в Евро­пе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если несколь­ко огрубить, считается, что англичанин — раб традиции, американец — раб стандарта. О русских говорят: долго за­прягают, да быстро ездят. Вообще же люди очень чувстви­тельны к своим традициям, и невнимание к ним может вы­звать не только обиду, но и конфликт.

Традиции следует оценивать конкретно. Их нельзя абсолютизировать — это может привести к укоренению отжив­ших, а то и реакционных форм жизни общества, к застою и деградации (примером могут служить традиции человече­ских жертвоприношений, пьянства, самосуда, умаления прав женщин и т. д.). В то же время их нельзя игнорировать , ибо они обеспечивают преемственность в историчес­ком развитии народа, способствуют укреплению его само­бытности.


Этническая общность и ее виды


Ключевыми понятиями с точки зрения национальных и этнических отношений являются «этнос» и «нация». Понятие этнос в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Нация в переводе с латыни тоже означает «племя», «народ. Однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны.

Определим основные черты и характеристики этих понятий.


Познакомьтесь с дополнительным материалом и выявите основные черты понятий «этнос» и «нация». (Приложение №1)


Этническое многообразие современного мира


Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности).


Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Классификации этносов



1. Географическая классификация вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

2.Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы­ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей­ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще­ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь­ко гипотеза.

3. Антропологическая классификация основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.


Географическая классификация:

• народы Европы;

• народы Азии;

♦ народы Африки;

• народы Америки;

• народы Австралии и Океании

 

Языковая классификация (языковые семьи):

• афразийская;

• картвельская;

• индоевропейская;

• дравидская;

• уральская;

• алтайская

 

Антропологическая классификация (расы):

• европериды;

• монголоиды;

• негроиды;

• австралоиды


Межнациональное согласие и национальное единство в независимом Казахстане.


В РК проживают 140 этнических групп. Т.О. в Казахстане необходима действенная государственная политика в межнациональной сфере.

С этой целью в Казахстане образована ЧТО? Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи утверждена Указом Президента РК от 26 апреля 2002 года.

Сегодня Ассамблея является важнейшим инструментом реализации гос. политики в межэтнической сфере, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов республики.

1 мая с 1996 года празднуется День единства народов Казахстана. Он символизирует казахстанскую модель мира и согласия.

Сегодня в РК действует:

- более 100 нац. школ;

- более 170 воскресных школ, где изучаются 23 национальных языка

- более 35 этнических газет и журналов; 6 из которых при гос.поддержке

- работают 6 национальные театры на шести нац. языках (казахском, русском, немецком, корейском, уйгурском и узбекском);

Н.А. Назарбаев «Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин своей страны».


  1. Закрепление изученного материала


задание 1

Выберите единственный правильный вариант ответа:


1. К этносоциальным группам принадлежат

сословия 2)касты 3)народности 4)классы


2. Признак этнической социальной общности

сословное деление

единое гражданство

язык и культура

религия и мораль


3. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию

1) семья 2)народ 3)племя 4)нация


4. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка. Устойчивость экономических связей являются отличительными признаками:

1) нации 3) социума

2) класса 4) интеллигенции


5. Племена, народности, нации- это:

1) формы государственного устройства 3) политические институты

2) этнические общности 4) типы социальных групп


6. К разновидностям этноса относятся:

1) касты 3) народности

2) элиты 4) страты


задание 2

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность» Найдите и выпишите номера терминов, относящийся к другому понятию:

1 народность; 2 нация; 3 страта; 4 каста; 5 племя



Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и полито
логии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа
этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) — кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений форми-руются______(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих,
по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы" ».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение

Б) племя

В) общность

Г) нация

Д) народ

Е) народность

Ж) национальность

3) раса

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.


1

2

3

4

5

6

ж

б

в

а

е

г



  1. Домашнее задание: записи в тетради; работа с текстом.


  1. Итоги урока.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока на тему "Этническое многообразие современного мира"

Автор: Терюков Виталий Викторович

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства