Тема урока: «Пространство и время.
Путешествие в Страну Любомудрию».
(урок обществознания – 10 класс)
Технология развития критического мышления.
Цели:
Способствовать формированию научного представления учащихся о философских терминах «пространство» и «время».
Уточнить понятие и определение философии (обучающая цель).
Составить представление о том, как философия развивалась в пространстве и времени.
Активизация мыслительной деятельности обучающихся путем использования элементов интерактивных педагогических технологий (технологии «Развитие критического мышления», компьютерных технологий) (развивающая цель).
Формирование у обучающихся коммуникативной и толерантной компетенций (развивающая и воспитательная цель).
Эстетическое воспитание обучающихся (воспитательная цель).
Задачи:
Повышение гражданской компетентности школьников;
Развитие навыков работы в группах, работы с текстовыми и видео документами;
умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
Углубление общих знаний о жизни общества.
Воспитание гражданина.
Ожидаемые результаты: в результате занятия учащиеся смогут:
Объяснить значение терминов «пространство» и «время»;
Определить значение этих терминов в отношении не только философских понятий, но и в целом;
Сравнивать различные точки зрения по вопросу «Что такое философия?»
Ключевые термины урока: пространство, время, философия, знание, метапредметность.
Форма урока: урок - дискуссия.
Оборудование:
Карточки с заданиями для работы в группах;
Мультимедийная презентация и видеофрагмент;
ТСО: компьютер и мультимедийный проектор.
Доска.
Межпредметная и метапредметная связь:
философское знание лежит в основе всех наук: философия + физика и математика, русский язык и литература, история, политология, естествознание.
Ход урока.
Мотивация.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?
Тогда я вам предлагаю совершить путешествие в удивительную страну. Этой страны вы не найдете ни на одной карте, она вне пространства и времени. Эта страна огромная, многоликая. Здесь каждый находит уголок по своему вкусу и интересу. В этой стране есть горная гряда Гносеологии, прекрасные сады Этики, глубокие озера Эстетики, луга Философии жизни, а ее города всегда полны народу: есть, где поспорить, о чем побеседовать.
Я не могу обещать вам, что мы побываем везде. Для этого потребовалось бы слишком много времени, но если вы захотите, то сможете совершить новое путешествие по бескрайним дорогам этой удивительной страны, но уже самостоятельно.
Вы догадались, о какой стране идет речь?
Собираясь в путешествие, мы обычно готовимся к нему и берем с собой все необходимое, в том числе и небольшой багаж знаний о пункте назначения, поэтому вначале проведем небольшую подготовку-разминку.
Предлагаю классу небольшое время почувствовать себя философами, ведь некоторые изречения, дошедшие до наших дней, актуальны и сейчас: (Слайд №2)
Что самое трудное? (Познать себя)
Что легко? (Наставлять других)
Что больше всего? (Пространство, ибо оно вмещает все)
Что мудрее всего? (Время, ибо оно обнаруживает все)
Как вы думаете, что объединяет все эти изображения и почему?
(Слайд №3) (Философия: любовь к мудрости)
Учитель:
Итак, мы с вами провели прекрасную разминку для ума, вы почувствовали себя в роли философов и осознали, как мудра эта наука.
Таким образом, мы подошли к рассмотрению ключевых терминов нашего урока: «пространство и время».
Итак, тема нашего урока… (Слайд №4)
«Пространство и время. Путешествие в Страну Любомудрию».
Цели работы на уроке – постановка целей работы на уроке в пространственно-временном развитии
Учитель знакомит с темой урока, объясняет ее актуальность, обусловленную рядом факторов:
философское знание всеобъемлюще, лежит в основе всех научных дисциплин и поэтому помогает в их лучшем усвоении;
знание философии повышает конкурентоспособность выпускников, особенно в условиях сдачи ЕГЭ.
Учитель:
Давайте определим значение данных ключевых слов.
(Вначале ученики, при затруднении – оказывается помощь)
(Слайд №5: определение понятий)
Слайд №6
Прочитайте внимательно название темы нашего занятия. Как известно все науки живут семьями. Например, история: на самом деле это целая семья исторических дисциплин – гражданская история, военная история, археология, этнография…
Или химия – органическая, неорганическая, физическая, общая, медицинская.
(Все эти семьи происходят от великой родоначальницы наук – философии.)
Правильно, философия – ведь она является наукой о самых общих законах бытия. И по мере того, как человечество открывало новые законы, по мере развития самой философии, появлялись новые области знаний, которые становились самостоятельными науками.
Правильно, нет. Новые науки, отделившись от ствола философии, стали расти как новые деревья.
Как известно, курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, политологические, правоведческие и другие знания в целостную систему.
А философия объединяет все науки и их выводы, ведь не случайно Аристотель назвал ее «царицей наук».
Учитель:
Понятие «философия» заняло в последние годы в нашем лексиконе одно из центральных мест. Что это за понятие? Развивалось ли оно во времени и пространстве? Изменялось ли представление о нем?
Сама жизнь пытается дать ответы на эти вопросы. Попытаемся это осуществить и мы.
Фронтальная работа с классом.
Беседа с учащимися:
Разминка, включение в занятие при помощи игры в ассоциации:
(«У меня философия ассоциируется с …»,
«Я думаю, что философия – это…»,
«Я понимаю философию как…»).
(Слайд №7)
(Высказанные версии записываются на доску, делается вывод о личностном субъективном характере философского знания и выводится первое определение философии, которое записывается в тетрадь).
Философия – это мировоззрение, то есть отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе.
В качестве аргумента к данному определению выступает видеоролик «Что такое философия …» (продолжительность 3 минуты), основанный на афоризмах великих ученых и писателей о философии.
Перед просмотром видеоролика перед участниками ставится проблема: в сюжете видеоролика найти второе определение философии. (Слайд №8)
Актуализация ранее поставленной проблемы и вывод второго определения, которое также записывается в тетрадь:
Философия – это наука, предметом изучения которой являются вечные вопросы.
Но в то же время, есть и другие точки зрения на философию, причем не совсем лестные. Слайд №9
«Философия – не школьная наука, ее изучать слишком рано…»
«Философия – это слишком сложно…»
«Философию лучше отложить на потом. Сначала – положительные, бесспорные науки».
«Философия бесполезна».
Философии нельзя научить».
Попробуем все-таки разобраться в обозначившейся проблеме. Для эффективной работы я предлагаю вам разделиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над своим вопросом. А после завершения работы мы вернемся к этим высказываниям.
Работа в малых группах: (Слайд №10)
Группа №1 - работа со схемой, расположенной на карточке №1.
Задание заключается в том, чтобы участники самостоятельно при помощи схемы вывели третье определение философии, которое после обсуждения записывается в тетрадь.
Философия – это специфическая форма духовной культуры человечества, которая пытается в наиболее общих чертах описать, объяснить и понять и окружающий мир и самого человека.
Группа №2 – работа с текстом «О чем мыслят философы» (карточка №2).
В конце работы участники данной группы должны ответить на следующие вопросы:
Охарактеризуйте предмет философии.
Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают философы.
Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?
Группа №3 – работа с текстом «Сходство и различия науки и философии» (карточка №3).
В конце работы участники данной группы должны ответить на следующие вопросы:
Что сближает и отличает философию и науку?
Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?
Какие науки помогают философии более глубоко рассмотреть интересующие ее проблемы?
Я напоминаю, что у каждой из групп было свое задание, затрагивающее нашу тему: «Что такое философия».
Послушаем их ответы. Дадим слово первой группе. Пожалуйста.
Философия – это специфическая форма духовной культуры человечества, которая пытается в наиболее общих чертах описать, объяснить и понять и окружающий мир и самого человека.
Замечательно, мы с вами вывели еще одно определение философии.
Итак, основные вопросы мы рассмотрели, но у нас остались незаконченными несколько утверждений. Я предлагаю все-таки нам их завершить, тем более работа в группах вас подготовила к этому.
(Слайд № 11)
«Философия – не школьная наука, ее изучать слишком рано…» (Учиться мудрости никогда не поздно, как и не рано… А опыт подсказывает, что самые вдумчивые философы – дети.)
«Философия – это слишком сложно…» (Философия не требует специальных знаний. Конечно, это не значит, что они не требуют труда. Бывают вещи, трудные именно потому, что они просты. Знание делает сложное простым, но что делать с ним? Вот тут-то и начинается философия.)
«Философия бесполезна». (Философия дает человеку целостный взгляд на мир и его собственное место в нем, она дает возможность увидеть мир, понять причины, следствия…)
«Философии нельзя научить». (Даже если вы не увлеклись философией, вы можете научиться видеть проблему там, где ее не заметят другие, формулировать и выражать свои идеи…)
Рефлексия.
Итак, с какими философскими категориями мы с вами сегодня познакомились? (Пространство и время)
На каком материале мы их рассмотрели? (на философском)
Общий вывод по занятию:
Один из участников приводит слова Рене Декарта (задание №2 группы №1) (Слайд №12) о важности и большой значимости философского знания для развития человека и общества.
Подведение итогов.
(Слайд №13)
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький», - сказал Конфуций.
Вывод:
Подводя итог, я хочу сказать: может быть и среди вас есть мудрецы XXI века, ведь философия – это не сама мудрость, а ее поиск и размышление о ней, а пока наша задача одинакова, независимо от предмета - воспитать человека мыслящего исторически, осознающего возможность перемен, понимающего, что прошлое формирует будущее! Это и есть формирование философского критического мышления личности, умеющей преодолевать традиционность, штампы и шаблоны. Спасибо всем большое! Вы были прекрасными участниками нашей работы.