kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в Финград (игра)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную игру можно использовать в 5 классе  по теме "Семейный бюджет", а так же как классный час по финансовой грамотности для 5-6 класса. Ребята узнают что такое семейный бюджет, доходы, расходы, опт, розница, гарантийный срок и бракованный товар. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Финград (игра)»

Урок обществознания

«Путешествие в город Финград. Для дома, для семьи»

Аннотация: данную игру можно использовать как классный час (5-6 класс) по финансовой грамотности и как урок в 5 классе по теме «Семейный бюджет».

Цель: познакомить школьников с механизмами эффективного управления личными финансами и с основными юридическими аспектами потребительской грамотности

Формирование понятий: семейный бюджет, доходы, расходы, опт, розница, гарантийный срок, бракованный товар.

Формирование предметных умений:

  • знать статьи расходов семейного бюджета;

  • знать способы повышения доходов семейного бюджета;

  • знать способы снижения расходов семейного бюджета;

  • применять такие математические действия как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов;

  • уметь рассчитывать доходную и расходную часть семейного бюджета;

  • знать в каких документах изложены права потребителя

Метапредметные:

  • способность формировать личный (семейный) бюджет, оценивать возможность увеличения доходов и снижения расходов

  • способность использовать математические вычисления для выяснения личных доходов и расходов, сравнения финансовых продуктов и услуг

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

осуществлять поиск информации

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления

Личностные:

  • получить представление о рациональном использовании семейного бюджета

  • способность защищать свои права потребителя

Базовая технология: Игра, с элементами кейс-технологии

Оборудование: Технические - компьютер, проектор, экран; Дидактический материал - раздаточный материал, презентация, мультфильмы

Рассадка группами, 4 стола, вокруг стола по 6 человек. Парты в шахматном порядке

Дидактические материалы

  1. Мультсериал «Богатый бобрёнок». Серия 7. «Как мы принимаем решения», Серия 10. «Бюджет».

  2. Презентация «Путешествие в город Финград».

  3. Методические материалы по организации и проведению игры - квеста (Финквест).

  4. Карточки с заданиями.

  5. Маршрутные листы.

  6. Выдержки из Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст.7,18,20,21,25,29).

Инструкция к игре: Дети участвуют в игре, в которой за правильно выполненные задания получают деньги («финики»). Побеждает та команда, которая заработает больше всех денег.

По итогу игры дети соотносят заработанную сумму с вариантами ее использования, например, на виртуальную поездку с классом (зоопарк, театр, кафе).


Технологическая карта урока


№ слайда презентации,

используемые СО

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный эффект

ШАГ 1. Приветствие и вводная информация (3-4 мин)


1

Слайд 1. Тема урока

Слайд 2. «Город Финград»


Дает информацию о городе и инструкции к игре.


Внимательно слушают учителя


Понимание игры и порядок действий


2


Деление на команды, рассадка за столы детей

Рассаживаются


Понимание игры и порядок действий


ШАГ 2. Основная часть игры


1

Слайд 3. Мультфильм (0:36-1:26) «Богатый бобренок» (серия «Бюджет», 10 серия)

(2 мин)

Учитель говорит, что отправляемся на «улицу Домашнюю,1» и попытаемся определить, что мы узнаем на ней. Для этого необходимо посмотреть видеофрагмент

Дети смотрят мультфильм и определяют тему задания


Понимание задания


2

Слайд 4. «Семейный бюджет»

(10 мин)


Семейный бюджет – это план денежных доходов и расходов семьи, который составляется на определенный период. Существует несколько путей пополнения семейного кошелька. Все доходы нашей семьи делятся на регулярные, нерегулярные и разовые. Совокупным семейным бюджетом нужно уметь распоряжаться и делить между членами семьи. Обратите внимание на формулу: доходы-расходы =сбережения. Чем меньше мы будем тратить, тем больше у нас будет возможностей сохранить часть средств на будущее и затем купить действительно что- то ценное. А вы разбираетесь в семейном бюджете? Давайте проверим.

Дети слушают учителя, изучают информацию на слайде. Участники берут карточку и выполняют задание - вычисление месячного дохода семейного бюджета и сравнение доходов и расходов семейного бюджета.


Получат представление об источниках дохода семьи, научатся определять источники пополнения личного бюджета, оценивать возможность увеличения доходов и снижения расходов.


3

(2 мин)

Проверяет правильность выполнения заданий, подведение предварительных итогов. Учитель выдает «финики»

Заполняют маршрутный лист и получают игровые деньги («финики»)


Получат представление об источниках дохода семьи, научатся определять источники пополнения личного бюджета, оценивать возможность увеличения доходов и снижения расходов

4

Слайд 5. «Город Финград»

Слайд 6. Улица Разумных покупок. Мультфильм «Богатый бобренок» (0:35-1:26) (7 серия «Как мы принимаем решения»)

(2 мин)

Слайд 7. «Экономь с умом!»

(10 мин)

Учитель говорит, что мы отправляемся на «улицу Разумных покупок» и пытаемся определить что узнаем здесь.


Учитель объясняет задание и алгоритм действия рационального покупателя

Дети смотрят мультфильм и определяют тему



Дети изучают дидактический материал с алгоритмом и выполняют задания. По карточках выполняет задание на расчет оптимизации расходов.


Познакомятся со способами анализа семейного бюджета и установления сбалансированности его доходной и расходной части, потренируются использовать простейшие математические умения для расчетов бюджета, оптимизация расходов на продукты питания – опт или розница, определение выгоды приобретения, расчет выгоды проезда на наземном транспорте


5

(2 мин)

Проверяет правильность выполнения заданий, подведение предварительных итогов. Учитель выдает «финики»


Заполняют маршрутный лист и получение игровой валюты



6

Слайд 8. «Город Финград»

Слайд 9. Проспект Финансов 1 – «Научись защищать свои права»

(10 мин)

Учитель объясняет задание и дает разъяснения о «Законе о защите прав потребителей»


Ученики попробуют использовать положения статей закона в конкретных жизненных ситуациях. Для этого участники знакомятся со структурой Закона РФ «О защите прав потребителей» и его наиболее актуальными в повседневной жизни статьями


Получать информацию о защите прав потребителей и о механизме возврата товаров, если они бракованные, и в целом о возврате товаров


7

(2 мин)

Проверяет правильность выполнения заданий, подведение предварительных итогов. Учитель выдает «финики»


Заполняют маршрутный лист и получение игровой валюты



ШАГ 3. Завершение игры и подведение итогов


1

Слайд 10. «Блиц-опрос»

(3 мин)


Учитель подсчитывает «финики»

Подведение итогов игры


Дети заполняют бланк ответов блиц-опроса

  1. Что такое семейный бюджет?

  2. Для принятия решений о покупке новых вещей достаточно ли соотнести их стоимость с размером дохода семьи?

  3. Как можно сократить расходы на ведение домашнего хозяйства?

  4. Как бы ты объяснил своей бабушке, что такое «права потребителя», и зачем их знать?

Формирование начальных знаний о личных финансах (доходах и расходах), о семейном бюджете, способах его оптимизации и правах потребителей финансовых услуг.


2

(2 мин)

Учитель объясняет для чего дети собирают «финики», например, для поездки с классом (зоопарк, театр, кафе)

Дети слушают и соотносят свои финансы с возможностями


Формирование начальных знаний о личных финансах (доходах и расходах), о семейном бюджете, способах его оптимизации и правах потребителей финансовых услуг

3

(1 мин)

Рефлексия

На партах лежат смайлики –

Если все было понятно и понравилось –

Если не все было понятно, пришлось подумать –

Если ничего не понял, было не интересно –

Оставить на столах выбранный смайлик перед уходом

Дети анализируют занятие и делают свой выбор






Приложение №1

Для учителя

Задания на Улице ДОМАШНЯЯ,1


Задание


Решение

Ответ



Задание 1. Вычисление месячного дохода семейного бюджета (200 фиников)


Света и Сережа задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 фиников, мама – 1400 фиников. А еще есть пенсия дедушки – 18600 фиников в месяц и пенсия бабушки – 16890 фиников в месяц. Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в марте 2019 года

Подсказка: не забудь, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных.


В марте 2019 года было 20 рабочих дней.

1) 1800х20=36000 фиников – зарплата папы в марте 2019 года;

2) 1400х20=28000 фиников – зарплата мамы в марте 2019 года;

3) Итого: 36000+28000+18600+168 90=99490 фиников.

Общий доход семьи составляет 99490 фиников.


Задание 2. Сравнение доходов и расходов семейного бюджета (200 фиников)

Женя хочет новый велосипед за 11250 фиников, но родители сказали, что на покупку нет денег. Тогда Женя предложил вести книгу доходов и расходов.

В течение месяца в ней появились такие записи: – зарплата папы – 35000 фиников; – зарплата мамы – 30000 фиников; – продукты – 27000 фиников; – ЖКХ – 5158 фиников; – интернет – 399 фиников; – проезд: 1570 фиников; – пенсия бабушки – 13800 фиников; – ремонт холодильника – 2800 фиников; – репетитор по английскому языку – 10400 фиников;

покупка еды – 4398 фиников; – бензин – 7000 фиников; – кредит за ноутбук – 3400 фиников3. Будет ли у семьи Жени финансовая возможность купить в конце месяца новый велосипед?

  1. 35000+30000+13800=788 00 фиников – доход семьи в месяц;

  2. 27000+5158+399+1570+2 800+10400+4398+7000+ 3400=62125 финика – расход семьи в месяц;

  3. 78800–62125= 16675 фиников – остаток.

Вполне возможно, что семья Жени сможет купить ему новый велосипед, после всех расходов остается 16675 фиников.


Карточки с заданиями для учеников.

Задание 1. Вычисление месячного дохода семейного бюджета


Света и Сережа задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 фиников, мама – 1400 фиников. А еще есть пенсия дедушки – 18600 фиников в месяц и пенсия бабушки – 16890 фиников в месяц.

Помоги ребятам вычислить месячный доход семьи в марте 2020 года.

Подсказка: не забудь, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных.




Задание 2. Сравнение доходов и расходов семейного бюджета

Женя хочет новый велосипед за 11250 фиников, но родители сказали, что на покупку нет денег. Тогда Женя предложил вести книгу доходов и расходов.

В течение месяца в ней появились такие записи: – зарплата папы – 35000 фиников; – зарплата мамы – 30000 фиников; – продукты – 27000 фиников; – ЖКХ – 5158 фиников; – интернет – 399 фиников; – проезд: 1570 фиников; – пенсия бабушки – 13800 фиников; – ремонт холодильника – 2800 фиников; – репетитор по английскому языку – 10400 фиников;

Покупка еды – 4398 фиников; – бензин – 7000 фиников; – кредит за ноутбук – 3400 фиников.

Будет ли у семьи Жени финансовая возможность купить в конце месяца новый велосипед?



Для учителя

Задания Улица РАЗУМНЫХ ПОКУПОК,4

Задание


Решение

Ответ



Задание 1. Оптимизация расходов на продукты питания – опт или розница (200 фиников)


Бабушка Кости все лето варила варенье и все время посылала внука в магазин за сахаром по 54 финика за 1 килограмм.

Всего Костя в течение лета принес бабушке 50 килограммов сахара.

Бабушка Олега тоже наварила варенья. Но она еще в конце мая купила целый мешок сахара – сразу 50 килограммов за 2250 фиников.

Что выгоднее: купить 50 килограммов сахара оптом (сразу) или в розницу (по 1 килограмму)?

1) 50х54=2700 фиников – стоит 50 кг. сахара в розницу;

2) 2700– 2250=450 фиников – выгода

Если покупать в розницу, то цена за 50 килограммов сахара составит 2700 фиников, если оптом, то – 2250 фиников, экономия составит 450 фиников, поэтому оптом покупать выгоднее.


Задание 2. Расчет выгоды проезда на наземном транспорте (200 фиников)


Проездной билет на месяц стоит 2550 фиников, а билет на одну поездку – 50 фиников.

Дима купил проездной билет и сделал за месяц 75 поездок. Сколько фиников он сэкономил?


Решение:

  1. 50х75=3750 фиников – составила бы плата за поездки, если бы не было проездного билета;

  2. 3750– 2250=1500 фиников – составила экономия. .

Дима сэкономил 1500 фиников

Карточки с заданиями для учеников

Задание 1. Оптимизация расходов на продукты питания – опт или розница


Бабушка Кости все лето варила варенье и все время посылала внука в магазин за сахаром по 54 финика за 1 килограмм.

Всего Костя в течение лета принес бабушке 50 килограммов сахара.

Бабушка Олега тоже наварила варенья. Но она еще в конце мая купила целый мешок сахара – сразу 50 килограммов за 2250 фиников.

Что выгоднее: купить 50 килограммов сахара оптом (сразу) или в розницу (по 1 килограмму)?

Задание 2. Расчет выгоды проезда на наземном транспорте


Проездной билет на месяц стоит 2550 фиников, а билет на одну поездку – 50 фиников.

Дима купил проездной билет и сделал за месяц 75 поездок.

Сколько фиников он сэкономил?




Для учителя

Задания Проспект ФИНАНСОВ,1

Задание


Решение

Ответ



Задание 1. Бракованный товар (200 фиников)


Юрий приобрел в интернет-магазине холодильник.

На следующий день он

решил вернуть покупку, т.к. выяснилось, что холодильник неисправен.

Кто оплачивает расходы по доставке холодильника обратно в магазин?


а) оплачивает продавец;

б) половину стоимости оплачивает потребитель;

в) оплачивает потребитель;




а – оплачивает продавец. Согласно статье 18 Закона РФ О защите прав потребителей, продавец обязан либо самостоятельно забрать крупногабаритный товар с недостатками у потребителя, либо оплатить расходы на доставку товара продавцу.


Задание 2. Возврат товара (200 фиников)


Мама в магазине купила тебе кроссовки. Дома выяснилось, что они малы. По Закону РФ О защите прав потребителей мама:

а) имеет право вернуть кроссовки в магазин и получить свои деньги;

б) не имеет право на возврат кроссовок;

в) имеет право в течение 14 дней обменять кроссовки на аналогичные, но другого размера, или вернуть их и получить назад деньги.


В - согласно статье 25 Закона РФ О защите прав потребителей, мама имеет право в течение 14 дней обменять кроссовки на аналогичные, но другого размера, или вернуть их и получить назад деньги.

Карточки с заданиями для учеников.

Задание 1. Бракованный товар


Юрий приобрел в интернет-магазине холодильник. На следующий день он решил вернуть покупку, т.к. выяснилось, что холодильник неисправен.

Кто оплачивает расходы по доставке холодильника обратно в магазин?

а) оплачивает продавец;

б) половину стоимости оплачивает потребитель;

в) оплачивает потребитель;

Выбери правильный ответ.



Задание 2. Возврат товара


Мама в магазине купила тебе кроссовки. Дома выяснилось, что они малы. По Закону РФ О защите прав потребителей мама:

а) имеет право вернуть кроссовки в магазин и получить свои деньги;

б) не имеет право на возврат кроссовок;

в) имеет право в течение 14 дней обменять кроссовки на аналогичные, но другого размера, или вернуть их и получить назад деньги.

Выбери правильный ответ.







Маршрутный лист команды___________________________________


Станция №1

Улица ДОМАШНЯЯ 1


Задание

Решение

Количество фиников

Задание 1. Вычисление месячного дохода семейного бюджета




Задание 2. Сравнение доходов и расходов семейного бюджета Задание 2. Сравнение доходов и расходов семейного бюджета



Станция №2

Улица РАЗУМНЫХ ПОКУПОК 4


Задание 1. Оптимизация расходов на продукты питания – опт или розница




Задание 2. Расчет выгоды проезда на наземном транспорте




Станция №3

Проспект ФИНАНСОВ 1


Задание 1. Бракованный товар




Задание 2. Возврат товара




Результат:











Куда направить заработанные средства

Наименование

Количество фиников

Зоопарк

1200

Театр

2000

Кафе

3700

Экскурсия по области

4800






Приложение 2

Выдержки из Закона РФ «О защите прав потребителей».

Бракованный товар

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуг)

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем в отношении товаров длительного пользования

изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: – безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); – соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); – безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; – возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента…. Данное требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней.


Возврат товара

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

– потребовать замены на товар этой же марки

– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; – потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, … замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца... В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца… в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец… обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец … обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом … – в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие в Финград (игра)

Автор: Хихля Юлия Александровна

Дата: 26.10.2020

Номер свидетельства: 561342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства