kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психологические основы манипулирования. Распознавание признаков манипулирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в рамках спецкурса "Мыслю, значит существую". Предполагается возможность использования наработок урока в курсе обществознания по теме: "Истина и её критерии".Учитываются возможности разноуровневого восприятия учащихся данной темы. Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению. В наибольшей степени уделяется внимание знаниям учащихся полученным ими в практической деятельности.Ожидаемые результаты: умение работать с информацией, анализировать, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственной связи, умение ориентироваться в современной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психологические основы манипулирования. Распознавание признаков манипулирования» »


Муниципальное образовательное учреждение

Салмановская средняя общеобразовательная школа













Разработка занятия по спецкурсу «Мыслю, значит существую»

по теме «Психологические основы манипулирования.

Распознавание признаков манипулирования»














Урок разработан

учителем истории и обществознания

МОУ Салмановская СШ

Ульяновского района

Ульяновской области

Ахмедзяновой Венерой Магазовной

категория: высшая





2014г.






Тема урока: Психологические основы манипулирования.

Распознавание признаков манипулирования.

Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока: Познавательный аспект:

- выявить имеющиеся у учащихся представления о способах манипуляции;

- тренировать навыки обнаружения недостоверных и манипулятивных элементов.


Развивающий аспект:

- развивать способности к анализу,

- развивать воображение

- способствовать формированию умения вести диалог и умения слушать.



Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.




Ход урока.



  1. Организационный момент.


Перед началом урока ребята самостоятельно определяют уровень сложности, на котором они согласны работать в течение урока.

Садятся согласно своему уровню в фокус - группу.


  1. Подготовка учащихся к основному этапу занятия.


2.1. Учитель: Перед началом занятия отниму у вас время для небольшого объявления, которое просила меня сделать Табакова Ирина Владимировна. Предлагаются путевки в лагерь отдыха им.Деева с 3 января по 11 января. Стоимость путёвки 570 рублей. Предложение ограничено. Ответ необходимо будет предоставить уже завтра. Насколько я знаю, в 10 «Б» классе согласилось уже 3 человека.

На самом деле, в данный момент, я применила по отношению к вам достаточно распространенные элементы манипуляции вашим поведением. Вы легко попались на удочку, и поэтому думаю, целесообразно было бы изучить тему: Психологические основы манипулирования. Распознавание признаков манипулирования.

Существуют способы управления значительными массами людей без применения к ним прямого насилия. Человек уверен, что поступает по собственной воле, а между тем его поступки предопределены чужой волей. Означает ли сказанное, что от манипуляции невозможно защититься? Нет, не означает. И вот почему. Сила манипулятора заключается именно в том, что большинство людей даже и не пытаются защищаться, другие не имеют никакого представления о том, как именно происходит промывка мозгов. Я думаю, вы легко определите цель сегодняшнего урока. Выделить уязвимые стороны человеческой психики; техники управления людьми, наши слабости, на которых играют те, кто ставит себе задачу подчинять нас своей воле.

Естественно, мы не в состояние решить эти задачи в течение одного урока. Этому будет посвящено несколько занятий, которые, надеюсь, позволят вам сопротивляться тем, кто пытается управлять вашим сознанием.

2.2.Динамическая пауза. Игра на внимание (С целью проверить готовность учащихся к восприятию).

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

3.1. Объяснение учителя.

Как часто в бизнесе, да и вне его, мы подвергаемся манипуляции. Нередко она настолько изощренно маскируется под «реальную» действительность, что, оказавшись жертвами манипулятора, мы продолжаем оставаться в смутном неведении происшедшего с мерзким, липким ощущением, что нас попросту использовали.

Случается еще хуже, когда нам приходится расплачиваться за результаты своих действий, которые, по сути, нашими не являлись. Ибо мы не ведали, что творили! Но кого интересует это «после»! И как доказать свою невиновность, если все, «от начала до конца, сделано моими руками».

Так что же такое «манипуляция»?

Под манипуляцией понимаются действия со стороны того, кто манипулирует – «манипулятора», над тем, кем манипулируют – «марионеткой», с целью получения манипулятором выгод, зачастую односторонних. (На слайд). Причем истинные цели, которые преследует манипулятор, до марионетки не доносятся.

Как правило, методом проб и ошибок, начиная манипулировать другими, мы нарабатываем положительный опыт. Человек неоднократно добивается желаемого, используя манипуляции. Он видит, как успешно это делают другие. И он сознательно или бессознательно использует этот подход, не подозревая, что манипуляция отравляет отношения и совсем недопустима в случае, если нам важно выстроить долгосрочные партнерские, дружеские отношения. Ведь любой человек, ставший жертвой манипуляции, рано или поздно понимает это. После чего ни о каком доверии к манипулятору не может быть и речи. А доверие, как базовое понятие, лежит в основе любви, дружбы, семьи, команды. Для того, что бы эффективно противостоять, избегать и нейтрализовать манипуляции, важно, как минимум, знать ее характеристики и признаки. Будем помнить, что манипуляция сама по себе - это «не хорошо и не плохо». Но у каждого человека должен быть выбор: становиться «марионеткой» самому или уметь сказать манипуляции «нет!».


3.2. Работа учащихся.

Учащимся предлагается выполнить задания. Задания представлены на интерактивной доске. Проверка по ключу. Выставление оценки в лист контроля.

3.2.1.Работа в парах.

Задание на «5» для всех учеников: Установите, какие фразы содержат ложную информацию. Объясните, что в них, на ваш взгляд, является ложным.

1) Подсолнечное масло холодного отжима.

2) Подсолнечное масло «Золотое семечко» не содержит холестерина!

3) Экологически чистое молоко «Бурёнка». Производитель: г. Ульяновск, молокозавод «Милана».

4) В квашенной капусте больше витамина С, чем в апельсине.

5) Полная дееспособность наступает с 18 лет, в исключительных случаях с 16 лет.

6) Температуру можно определить, пощупав лоб.


3.2.2. Работа в группах.

Фокус - группам предлагаются задания для работы в группах.

Задание на «4»: В сериале «Ранетки» Женя попадает на собрание секты и позже пыталась заняться сбором средств для этой секты. Какие способы манипуляции были использованы для привлечения её в эту секту. Почему она оказалась восприимчива к манипуляции.


Задание на «4»: Выделите манипуляционные элементы и опишите их функцию и цель авторов.

«Купите соковыжималку и получите ручную кофемолку в подарок!»

Проверка заданий проводиться параллельными группами по ключу предложенным учителем.

Задание «на 5»: В 02 часа ночи вы получили СМС следующего содержания: «Брось 50 рублей на номер 89063838665.Очень надо. Позже объясню. Санек».


Какие манипулятивные шаги использованы?



3.2.3. Динамическая пауза. Наш мозг подвергся массивной информационной атаке –

необходимо его разгрузить – проверить его возможности.

-отдать честь правой рукой, левую вытянуть вперёд с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать тоже самое, но наоборот.


3.2.4.Прием «Мозговой штурм». Возвращаюсь к предложению о лагере отдыха. Какие элементы манипуляции были использованы в данном объявлении (правильный ответ поощряется бонусным баллом).


4. Систематизация знаний.

Выделим наиболее распространённые способы манипуляции (сопровождается показом видеоряда).

  Характеристики манипуляции:

1.     Тайный характер воздействия.

Ни один уважающий себя манипулятор не скажет вам, что он от вас хочет на самом деле! Он будет говорить все что угодно, только не правду! При этом, как правило, манипулятор в общении с вами выступает в одной из следующих ролей или искусно меняет их, переходя от одной к другой:

·       ЖЕРТВЫ. Он изображает бедного, несчастного, зависимого, жизнью обиженного и т.д. человека.

·       КАРАТЕЛЯ. Олицетворяет собой «меч правосудия», борца за справедливость, обличителя и т.п.

·       СПАСАТЕЛЯ. Здесь в действие идут такие роли, как: бескорыстный помощник, лучший друг, тот, кто ради вас «не пожалеет живота своего» и пр.

 2.     Игра на ваших потребностях.

Вы становитесь уязвимыми для манипуляций, если демонстрируете окружающим, что нечто для вас очень важно сейчас в жизни.

3.     Опоры на автоматизмы.

Если у человека есть непоколебимые принципы и привычки, то манипулятору легко на этом играть.


 4.    Управление человеком через выделение определенной, присущей ему роли.

Все мы в жизни в то или иное время выполняем те или иные роли: сотрудника, водителя, пассажира, родителя и т.д. Вот этим манипулятор и пользуется.

 Внешние признаки манипуляции

1.     У вас возникает чувство необычности ситуации.

Во время общения с человеком возникает ощущение или явно бросается в глаза, что «все идет как всегда, но что-то не так!».

2.     Неконгруэнтное поведение партнера. Несовпадение паралингвистических и невербальных сигналов.

Говоря по-русски – человек говорит одно, а тело показывает совершенно другое. А мы-то знаем, что тело никогда не врет! Потому что не умеет!

 3.     Повышение психического напряжения - у вас.

Вроде бы собеседник говорит по существу, зачастую правильные вещи. А у вас тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимается сердце - у каждого своя телесная реакция. Но практически все ощущают «отток энергии», дискомфорт. В данном случае тело реагирует на манипуляцию, но голова ее не осознает.

4.    Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения у вашего партнера.

Человек только что общался с тобой нормально и вдруг «ни с того ни с сего» перешел на оскорбления, визг, начал рыдать. Любой нормальный человек чаще всего отреагирует на такой тип поведения уступкой. Чего, в общем-то, и добивался манипулятор.

 5.    Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти – у вас.

Как правило, при общении с манипулятором такие чувства появляются неожиданно.

 6.     Преувеличение важности того, что партнер просит сделать.

На практике это выглядит так: собеседник просит о некой незначительной услуге, но мимоходом замечает, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п..


Динамическая пауза. Помимо умения распознать признаки манипуляции, важно уметь анализировать и контролировать свое внутреннее состояние. Для этого в момент действия напряженных факторов, при росте эмоционального напряжения задайте себе вопросы для самоконтроля:

Как выглядит мое лицо?
• Не сжаты ли мои зубы?
• Не скован(а) ли я?
• Как я сижу?
• Если эти признаки выявлены, необходимо сделать следующее (участники выполняют действия за ведущим).

1. Произвольно расслабьте мышцы. Для расслабления мимических мышц используются следующие формулы:

мышцы лица расслаблены;
• брови свободно разведены;
• лоб разглажен;
• расслаблены мышцы челюстей;
• расслаблены мышцы рта;
• расслаблен язык, расслаблены крылья носа;
• все лицо спокойно и расслаблено.

  1. Удобно сядьте, опустите плечи, встаньте, если чувствуете, что вам это нужно.
    3. Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить дыхание.
    4. Установите спокойный ритм дыхания.

5. Подведение итогов урока.

6. Рефлексия.

Как вы себя чувствовали на уроке?


7. Домашнее задание:

  • на «3» - перечислить способы манипуляции.

  • на « 4» – придумать ситуации с элементами манипуляции.

  • на «5» – выделить моменты манипуляции в среде нашего обитания






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Психологические основы манипулирования. Распознавание признаков манипулирования»

Автор: Ахмедзянова Венера Магазовна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства