1.Показать, что производство выполняет важнейшую роль в обществе – создание экономических благ.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать документы, делать выводы
3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Организационный этап | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к занятию. | Подготовка к уроку | Включение в деловую обстановку |
2.Актуализация знаний. | Вопросы: 1). Как соотносятся затраты и прибыль? 2).Как различаются свободные и экономические блага? 3). Как решается вопрос: что и как производить? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: слушают друг друга; владеют монологической и диалогической формами речи |
3. Постановка учебной задачи | Учитель сообщает тему и цели урока. Тема нашего урока: «Производство – основа экономики». Вопрос: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке? Нам предстоит выяснить роль производства в экономике, определить, что способствует повышению производительности труда, а также познакомиться с новыми терминами и понятиями. План урока. 1.Главный источник экономических благ. 2.Товары и услуги 3.Факторы производства 4.Разделение труда и специализация | Формулируют учебную задачу. | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
4.Усвоение новых знаний 1). Главный источник экономических благ. | Вопросы: 1). Что такое потребности? 2). Как человек может удовлетворить свои потребности? Вопрос: Что такое производство? Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие. Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги. Вопрос: А какие отрасли экономики вы знаете? Отрасли экономики: 1.Производящие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительств) 2. Производящие услуги (транспорт, образование, медицина, наука) | Следят за рассказом учителя. Отвечают на вопросы. Слушают ответы товарищей. Отвечают на вопрос. Проводят словарную работу с новым термином. Следят за рассказом учителя. Читают текст на слайде. Проводят словарную работу с новым термином. Высказывают свои предположения. Следят за рассказом учителя. | Личностные: понимают значение знаний. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, корректируют свою деятельность. Познавательные: владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. |
2).Товары и услуги. | Вопрос: Что такое товар? Свойства товара: 1.Потребительная стоимость (полезность товара, его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления) 2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении) Вопрос: Чем товар отличается от продукта труда? Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы Товар – это продукт труда, созданный для обмена Товар: 1.Средства производства (здание, оборудование, станки, машины) 2.Предметы потребления (продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.) Вопрос: Как отличить товар от услуги? В экономике: 1). производятся товары 2). оказываются услуги Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу | Отвечают на вопрос. Читают текст на слайде. Словарная работа с новыми терминами. Отвечают на вопрос. Проводят словарную работу с новыми терминами. Следят за рассказом учителя. Воспринимают материал, уточняют. Отвечают на вопрос. Воспринимают материал, уточняют. Слушают учителя. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, допускают существование |
| общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения. | | различных точек зрения, приходят к общему решению. |
3) .Факторы Производства | Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы. Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. Предпринимательские способности - это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела. Производительность – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов Учебник, стр. 120 - ситуация Во второй половине XX века стал очевиден еще одни источник богатства — информация. Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства. | Проводят словарную работу с новым термином. Следят за рассказом учителя. Проводят словарную работу с новым термином. Выполняют задание. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения задания |
4).Разделение труда и специализация. | Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками. Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.
Вопрос: Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда? Подумайте: 1. Почему разделение труда способствуют повышению производительности труда? 2. Почему специализация способствуют повышению производительности труда? Делаем вывод: специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. | Проводят словарную работу с новыми терминами. Выполняют задание Слушают учителя, отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют поиск нужной информации, выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний | Выберите правильный ответ. Специализация приводит: 1. к росту цен на продукцию 2. к снижению производительности труда 3. к усилению экономической взаимозависимости 4. к равномерному распределению доходов Задание. 1.Объясните экономический смысл строчек из басни И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». 2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов». Так ли это? Приведите примеры. Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий. | Выполняют задания Отвечают. Слушают ответы одноклассников. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; слушают и понимают речь других. |
6. Рефлексия | «Подводим итоги». Учитель предлагает выполнить задание: 1). Выбрать ответ из предложенных: - Мне всё понятно! - Не всё понял, но хочу разобраться. - Было трудно. Ничего не понял. 2). Продолжить предложения: - На этом занятии я узнал…. - Я задумался… | Записывают ответы. | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, развивают способность к самооценке |
7. домашнее задание. | Учебник, § 15. Вопросы и задания к параграфу. | Записывают в дневник. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |