Цель урока: сформировать представление о месте Президента в системе высших органов власти РФ.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о статусе и полномочиях Президента РФ.
Развивающая: развивать умения и навыки работы с правовыми источниками.
Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, Конституция РФ, бланк заданий для проверки уровня усвоения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: сформировать представление о месте Президента в системе высших органов власти РФ.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания о статусе и полномочиях Президента РФ.
Развивающая: развивать умения и навыки работы с правовыми источниками.
Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, Конституция РФ, бланк заданий для проверки уровня усвоения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.( 1 мин.)
Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.
Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучать Конституцию РФ и анализировать ее основные положения. Поэтому у каждого из вас на столах текст Конституции.
2.Изучение новой темы ( 30 мин.) ( Объявление темы, постановка цели.)
Тема нашего урока - «Президент РФ» (слайд 1)
Эпиграфом к уроку я выбрала слова А.Тьера:
«Для того чтобы быть хорошим главой государства,
необходимо иметь справедливый ум и железную волю».
(слайд 1)
Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока (ответы учащихся).
Итак, цель урока – определить место Президента в системе высших органов власти РФ.
(слайд 2)
И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся).
Главный проблемный вопрос сегодняшнего урока: какой республикой является Россия: президентской, парламентской или смешанной? Ведь именно объем полномочий главы государства и его место в системе высших органов власти является одним из важнейших факторов в определении типа республики.
(слайд 2)
Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
На прошлых занятиях мы подробно рассмотрели и проанализировали главы 1 и 3 Основного закона.
Вопросы по пройденному материалу:
Давайте вспомним, как называется 1 глава Конституции, какие основные положения она содержит? (ответы учащихся)
О чем мы узнали из 3 главы Конституции? Дайте определение понятия «федерация»? Сколько субъектов входит в состав РФ на данный момент?
(ответы учащихся)
Сегодня мы с вами познакомимся с положениями 4 главы Конституции РФ, которая называется «Президент РФ».
На уроке мы рассмотрим:
1.Возникновение института президентской власти в России. 2. Статус Президента по Конституции РФ. 3. Порядок избрания Президента РФ. 4. Порядок вступления Президента в должность. 5. Символы президентской власти. 5. Полномочия Президента РФ. 6. Прекращение полномочий Президента РФ. 7. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
(слайд 3)
Открытие новых знаний.
Сначала мы с вами узнаем о возникновении института президентской власти в России (слайд 4) и послушаем сообщение о первом президенте РФ Б.Н.Ельцине.
Скажите, а кто был вторым президентом РФ? ( В.В.Путин (сообщение).
Третьим президентом является Д.А.Медведев (сообщение).(слайд 5)
Действующим президентом является В.В.Путин
Спасибо ребятам. А мы переходим непосредственно к рассмотрению конституционного статуса Президента РФ. Давайте обратимся к статье 80 Основного закона и проанализируем ее основные положения (слайд 6).
Итак, о чем говорит нам данная статья?
(учащиеся работают с текстом источника)
Президент РФ:
- является главой государства (не входит ни в одну из трех ветвей власти);
- гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает необходимые меры для защиты Конституции, суверенитета страны, прав и свобод граждан (так, например, он может послать войска для защиты целостности территории государства (как это было в Чечне) или воспользоваться правом вето на стадии подписания федеральных законов в случае, если они противоречат положениям Основного закона);
-определяет основные направления внутренней и внешней политики России;
- представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
- координирует работу всех ветвей власти (ему предоставлены широкие полномочия по отношению к другим государственным органам, которые мы рассмотрим далее).
Порядок избрания Президента определяется статьей 81 Конституции РФ и федеральным законом от 17 мая 1995 года «О выборах Президента РФ».
Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
(слайд 7)
К кандидату в Президенты предъявляются определенные требования:
- гражданин РФ;
- не моложе 35 лет;
- постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
(слайд 8)
Вопросы учащимся:
Почему кандидат должен быть не моложе 35 лет?
Почему не установлен предельный возраст для занятия должности?
Почему кандидат должен проживать в РФ не менее 10 лет?
Теперь необходимо сказать о сроке исполнения президентских полномочий.
(слайд 8)
Если вы следите за новостями, то знаете, что недавно в Конституцию России были внесены поправки, касающиеся изменения сроков исполнения полномочий Президентом и депутатами Государственной Думы РФ.
Кто-нибудь знает, как изменились эти сроки?
(ответы учащихся могут и не последовать, тогда объясняет учитель)
Теперь Президент РФ будет избираться сроком на 6 лет. И это положение вступит в силу только с избранием следующего Президента. Действующий Президент России будет исполнять свои обязанности 6 лет.
Вопрос учащимся:
В чем смысл увеличения срока президентских полномочий?
(ответы учащихся)
Кроме того, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это положение является одной из конституционных гарантий от всевластия Президента.
Порядок вступления Президента в должность определяется в статье 82 Основного закона (слайд 9).
Президент приносит присягу на 30 день с момента официального объявления результатов выборов, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.
Символами президентской власти в России являются (слайд 10):
- президентский штандарт;
- знак Президента РФ;
- специальный экземпляр Конституции РФ, на котором приносится присяга.
(слайд 11)
Официальной резиденцией Президента является Кремль.
(слайд 12)
Круг полномочий главы государства довольно широк.
(слайд 13)
Их можно разделить на следующие группы:
кадровые
в сфере законодательной власти
во внешнеполитической сфере
в военной сфере
по отношению к гражданам
Давайте обратимся к тексту Основного закона и узнаем, какие полномочия относятся к каждой группе.
Работа с текстом Конституции (статьи 83, 84, 86, 87, 89).
Кроме того, Президент:
1. Использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ (ст. 85 Конституции РФ);
2. Вводит на территории РФ чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции РФ);
3. Издает указы и распоряжения, которые:
- обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
- не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ).
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции РФ).
(слайд 14)
Полномочия Президента прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
(слайд 15)
Но существует порядок досрочного прекращения полномочий в случае:
- отставки, то есть по инициативе самого Президента;
- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
- отрешения от должности (импичмента).
(слайд 15)
Основанием для отрешения главы государства от должности является обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение об отрешении Президента от должности принимается не позднее чем в трехмесячный срок Советом Федерации (не менее 2/3 голосов от общего числа) с момента выдвижения обвинения Государственной Думой РФ (не менее 2/3 голосов от общего числа).
(слайд 16)
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
1) заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;
2) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
(слайд 17)
Такая сложная процедура отрешения Президента от должности предусмотрена потому, что смена главы государства – это всегда потрясение для всего общества. Кроме того, Президент, таким образом, защищен от необоснованных обвинений и попыток незаконно сместить его, избранного народом, с должности.
Выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Обобщение новых знаний, подведение итогов.
Мы закончили рассмотрение основных положений 4 главы Конституции РФ.
Давайте подведем итоги.
Вопросы учащимся:
Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
Какими полномочиями обладает Президент России?
Какова роль Президента в формировании правительства?
Подводя итоги нашего сегодняшнего урока, давайте вернемся к главному вопросу, поставленному в начале занятия: какой республикой является Россия?
(слайд 21)
(учащиеся высказывают свое мнение)
Дискуссия по этому вопросу продолжается до сих пор. Большинство правоведов склоняются к мнению, что РФ все-таки относится к смешанным республикам, но явно просматривается крен в сторону президентской республики, так как Президент России обладает очень широким кругом полномочий.
Закрепление полученных знаний, оценивание.
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Сначала я предлагаю вам составить синквейн по нашей теме «Президент РФ».
(самостоятельная работа учащихся)
После выполнения работы учащиеся по желанию зачитывают, что у них получилось.
Правила написания синквейна.
Синквейн – это пятистрочная строфа, возможность определить свое отношение к какому-либо явлению или событию, используя всего пять строк:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка – представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка – синоним ключевого слова (существительное).
Образец синквейна:
Президент
Современный, энергичный
Управляет, назначает, гарантирует
Гарант Конституции и прав человека
Россия
А теперь я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Сначала каждый из вас работает самостоятельно, а затем мы все вместе проверяем ответы на доске и обсуждаем, какие трудности возникли при выполнении задания. Учащимся раздаются бланки с тестовым материалом( 10 мин.)
Тест
«Проверь себя»
1. Первым Президентом РФ был:
А) М.С.Горбачев
Б) Б.Н.Ельцин
В) В.В.Путин
Г) Д.А.Медведев
(ОТВЕТ-Б)
2. По Конституции Президент РФ является:
А) главой исполнительной власти
Б) главой законодательной власти
В) главой всех трех ветвей власти
Г) главой государства, не принадлежит ни к одной из ветвей власти
(ОТВЕТ-Г)
3. Президент РФ избирается:
А) народом
Б) депутатами ГД РФ
В) членами СФ ФС РФ
(ОТВЕТ А)
4. Президент РФ избирается сроком:
А) на 4 года
Б) на 5 лет
В) на 6 лет
(ОТВЕТ-В)
5. Перечислите основные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты РФ.
(ОТВЕТ-1) гражданство РФ;
2) не моложе 35 лет;
3) постоянное проживание в России не менее 10 лет)
6. Решение об отрешении Президента РФ от должности принимается на основании обвинения, выдвинутого:
А) судьями Конституционного Суда РФ
Б) судьями Верховного Суда РФ
В) депутатами ГД РФ
Г) членами СФ
(ОТВЕТ-В)
7. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято:
А) 1/2 голосов от общего числа
Б) 1/3 голосов от общего числа
В) 2/3 голосов от общего числа
(ОТВЕТ-В)
(слайды 18, 19, 20)
После выполнения учащимися заданий анализируются результаты: какие допущены ошибки, какие возникли затруднения, какие моменты усвоены недостаточно хорошо.
После этого оценивается работа учащихся на уроке.
Организация домашнего задания. ( 2 мин.)
(слайд 22)
В качестве домашнего задания вам предлагается написать эссе на тему «Президент РФ 21 века, какой он?» Поразмышляйте и выскажите ваше мнение, какими качествами и полномочиями должен обладать Президент современного российского государства.