kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правовое регулирование отношений в системе образования"( открытый урок по обществознанию в 9 кл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по обществознанию в 9 классе ( с презентацией)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правовое регулирование отношений в системе образования"( открытый урок по обществознанию в 9 кл)»

План урока

Тема: Правовое регулирование отношений в системе образования

Цель урока: совместно с обучающимися выяснить, в чем заключается суть и значение правового регулирования в сфере образования, каким образом государство гарантирует право на образование. Сформировать положительное отношение к образованию, образованным людям и необходимости заниматься самообразованием.

Задачи:

образовательные:

-познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;

-раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;

развивающие:

- продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);

воспитательные

-помочь понять бесценность образования;

- воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенции о правах ребенка, Декларация о правах человека.

Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты







Ход урока

1.Орг. Момент( приветствие уч-ся, заполнение пропусков)

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас присутствует на уроке эксперт, учитель обществознания ( ФИО)

Дежурный? ( дежурный называет число, отсутствующих и дом.зад.)

Дом.зад. я вам не задавала, потому что мы все вопросы, касающиеся Международного гуманитарного права, разобрали и закрепили на уроке

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важных и достаточно серьёзных вопросах, касающихся каждого человека.

А вот о чем конкретно вам предстоит догадаться, но прежде чем объявить тему урока, послушайте притчу и приготовтесь к вопросам.

2.Мотивационно – целевой этап: Притча( учитель зачитывает)

У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец, он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот удивленно взглянув на него, возмутился: -Как, ты хочешь сто монет за один удар молотком? На что мастер ответил: - Я запросил только одну монету, а остальные 99 я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

Вопросы классу:А) О чем эта притча? В чем ее смысл?

Б) Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

Конечно, ребята, мы будем говорить об образовании и самообразовании, о современной школе и о правовом обеспечении современного образования. Тема сегодняшнего урока : «Правовое регулирование отношений в системе образования» ( слайд 1)

Запишите число и тему урока в тетрадь

Учитель знакомит уч-ся с целями и задачами на уроке Цели урока ( слайд 2)

Проблемные вопросы1.Необходима ли нам в современном мире школа?

2. Следует ли продолжать образование после школы?( записать на доске)

3. Возможна ли человеческая жизнь без образования?

План урока

1.Законодательство в сфере образования

2. Образование - это и право и обязанность ( слайд 3)

Учитель включает фонозапись детской песенки : Учат в школе»

Вопросы классу: Как вы представляете человеческую жизнь без школы? Необходима ли школа лично тебе? Что дает тебе школа? С какими человеческими правами связана школа?( право на образование, право на свободу слова, мысли, право на участие в культурной жизни, на свободу творчества)

Вывод учителя: Да, ребята, в современном обществе образование играет одну из важных ролей. Образование- одна из основных отраслей человеческой деятельности, является основой общей культуры личности и общества, средством ее сохранения и обогащения. Получая образование, человек совершенствуется как личность, становится богаче его внутренний мир. От качества образования во многом зависят темпы развития общества. Человек получает образование через самостоятельную работу школьников, под руководством родителей, под руководством педагога.

1.Актуализация знаний

Чтоб знатоком обществознания стать, терминологию ты должен выучить на «пять». ( слайд 4)

Ребята, поработаем с терминами, знание которых поможет нам понять тему и необходимых для запоминания(раздаётся в форме памяток для учащихся для вклеивания в тетрадь)

Ребусы на знание терминов кодекс, декларация, закон, обязанность, Фемида

Духовная сфера общества -Сфера общественной жизни, включающая науку, образование, культуру, религию, главной функцией которой является производство и потребление духовных благ.

Духовная деятельность - деятельность, направленная на создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Образование -целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Закон об образовании -Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.), закрепляющий права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяющий основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями.

Право на образование -право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами, закрепленное Конституцией РФ (ст. 43)

Кодекс -собрание нескольких законов, объединенных в один закон

Декларация -документ рекомендательного характера

Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый законодательным органом или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Мораль -правила, регулирующие поведение людей в обществе

Обязанность - требования государства и общества к гражданину и человеку

Фемида - Богиня справедливости и правосудия

  1. Законодательство в сфере образования. ( на доске записан план урока)

Основные направления государственной политики в области образования на определённый срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом « Об образовании» эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ, а так же иные документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании».

Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании». ( слайд

В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. ( учитель зачитывает статью из конституции) Перед вами находится статья 43 Конституции о праве на образование. (ст.2, ст.43).

Работа в группах. Работа с документом.( учитель раздает документы для 1 гр. Статьи из Конституции, для 2 гр. ФЗ « Об Образовании», для 3 гр.статьи Конвенции

На основании ст.43 Конституции, ответить на вопросы .

Ты осознай всю значимость момента, И начинай работать с документом… Документ. Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Вопросы по документу- Кто имеет право на образование?(все)

-Что означает право на образование? (гарантируется общедоступность и бесплатность)

-Какое образование является обязательным?(основное общее)

-Кто несет ответственность и обеспечивает получение детьми основного общего образования?(родители или лица, их заменяющие)

-Почему государство поддерживает различные формы образования и самообразования?( потому что она устанавливает гос.обраовательные стандарты)

«Закон об образовании» -основа государственной политики в области образования и в правовом статусе человека в этой области

Работа с документом. На основании извлечения из текста ФЗ, ответить на вопросы Новый 273-ФЗ Закон "Об образовании в РФ" действует с 01-09-2013 г

Извлечение из Закона об образовании Глава II. Система образования Статья 19. Общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

3. Общее образование является обязательным.

4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее

5. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

6. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Вопросы классу: 1.С достижения, какого возраста начинается обучение детей в образовательных учреждениях? Ответ: шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья 2.До достижения какого возраста применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу требование обязательности общего образования ( до 18 лет)

3.Перечислите уровни образовательных программ ?Ответ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

4.За что по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет? Ответ: за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения

5.В течение какого времени комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.Ответ: в месячный срок

6.На основании, каких 2-х обстоятельств, закрепленных в законе, общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.Ответ:1. при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности 2. только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)

Документ Конвенция о правах ребенка

С т а т ь я 28. Образование.

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

С т а т ь я 29. Цели образования.

Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению. Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Какую информацию о праве на образование содержат статьи Конвенции о правах ребенка?

Вывод учителя: Определяющую роль в регулировании отношений в области образования играют следующие положения Конституции РФ (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Важное условие осуществления гражданами права на образование, предусмотренное Законом РФ «Об образовании» - создание условий для получения основного общего образования на родном языке путем открытия соответствующих школ, классов и групп (п. 2 ст. 6). Учитывая, что русский язык является государственным языком в Российской Федерации, его изучение обязательно во всех школах страны (п. 5 ст. 6).

Рассказ учителя: Получение образования – это право и обязанность граждан. слайд Каждый человек обладает правом на образование. Но есть в жизни человека период, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получим необходимый для жизни минимум знаний.

Основное общее образование - это как бы стартовая площадки для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом. В Законе « Об Образовании» указывается: освоение общеобразовательных программ основного общего, среднего общего и профессиональных программ завершается обязательной итоговой аттестацией.

III Закрепление изученного материала.

•Чтобы теория доступна стала, Примера очередь настала… слайд

Учитель зачитывает примеры из жизненных ситуаций

А) Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?

Б) На уроке истории ученик высказывает мнение, отличающееся от мнения учителя. Учитель грубо оскорбляет его и выгоняет с урока, предупредив, что его поведение будет обсуждаться на педсовете. Прав ли учитель? Имеет ли место в этой ситуации нарушение прав человека?

В) Ученик скучает на уроке математики. Чтобы рассмешить одноклассников, он начинает иронизировать над учителем, комментируя его слова. Учитель сердится и выгоняет его из класса. Есть ли здесь нарушение человеческих прав? Чьи права здесь нарушаются?

Вывод учителя: нарушение прав обычно происходит в конфликтной ситуации. Зрелое разумное отстаивание своих прав связано с ненарушением прав других.

Физминутка. Что я знаю о Законе РФ « Об образовании

( учитель зачитывает положения, если верно, то ученик поднимает правую руку, если неверно, то левую руку. Итак, встаем и начинаем работать руками)

1.Граждане РФ обязаны получать образование только на русском языке Неверно. Ст.6.п.2

2.У выпускников гос.школ при поступлении в высшие учебные заведения есть преимущество перед выпускниками частных школ. ( Неверно. Ст.50. п.5)

3. Родители(законные представители) учащихся обязаны выполнять Устав школы ( верно.ст.52. п.2

4. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования ( верно. Ст.50 п.2)

Рефлексия: Анкетирование:

1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…

2.Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...

IV. Домашнее задание. Найдите в газетах материалы об образовании в нашей стране. Какие наиболее острые проблемы в этой области существуют, каковы пути их решения.

Творческие задания Работа с художественным произведением

Шедевр искусства пред тобой,Займись работой над собой!

Эпиграф: Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь В.О.Ключевский

Картина Н. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе Русский музей 1895. Картина Н. Богданов-Бельский. 1896 год. Третьяковская галерея " В народной школе С.А. Рачинского. Устный счет

Вопросы:

1.Опишите картины.

2.Найдите персонаж, объединяющий картины.

3.Почему в качестве эпиграфа, иллюстрирующего эти произведения Н. Богданова-Бельского, взяты слова В.О.Ключевского?

Ребята, в начале урока мы задавали себе вопросы:

1.Необходима ли нам в современном мире школа?

2. Следует ли продолжать образование после школы?

Подведение итогов, выставление оценок

Вывод учителя: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.И я бы хотела, чтобы наш урок был закончен словами из китайской пословицы

Если вы заглядываете вперед на год, сажайте рис. Если вы заглядываете вперед на десять лет, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».- Какова роль образования в обществе согласно этой пословице?


































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Раскина Светлана Ивановна

Дата: 24.10.2016

Номер свидетельства: 351945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) ""Правовое регулирование отношений в системе образования"( презентация к уроку в 9 кл)"
    ["seo_title"] => string(80) "pravovoie_rieghulirovaniie_otnoshienii_v_sistiemie_obrazovaniia_priezientatsiia_"
    ["file_id"] => string(6) "351954"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477336088"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства