kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум по теме: « Русская философия 19-начала20 века»

 ( обществознание,10 класс, профильная группа)

1. Отечественные  авторы дают различные определения философии.

Философия - это мысль, отпущенная до пределов внимательного понимания.

Философия - это предмет, к которому относятся благоговейно, но который неизвестно для чего создан.

Философия - это изучение внутренней реальности, а через нее и любой другой.

На сколько каждое из этих высказываний совпадает с тем, которое дает курс обществознания? Обоснуйте свою оценку.

2.  Актуальны ли сегодня приведенные ниже рассуждения русского философа

П.Я Чаадаева (1794-1856)?

« Во  Франции на что нужна мысль? - Чтобы ее высказывать. - В Англии? - Чтоб привести ее в исполнение. - В Германии? - Чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!

 3. Подумайте, на какие факты мог опираться русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), высланный большевиками из России, когда он писал: «Ничто так не искажает человеческую природу, маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т.д., то самый добрый человек превращается в зверя». Чем опасны подобные идеи для общества? Аргументируйте.

4. Соотнесите философа  и его идеи.

Философ

Идеи

  1. П.Я.Чаадаев

(1794 - 1856)

А. Догмат о бессмертии души и  за просвещение  народа ,  пропаганда передовых идей;

2. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева)

Б. В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» философ  смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить  большую часть проблем социального порядка.

3. Либералы-западники

(П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин)

В. Трактовали  сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигали  идеи революционной борьбы.

4. Революционно-демократические западники

(А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский),

Г. Отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом).  Идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни философы утверждают знаменитую триаду -  Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

5. «Старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);

 

·        «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);

 

·        «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)

Д.  Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию.   В прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс,  выделяет 3 стадии циклического развития общества:

-первичная «простота»,

-«цветение» или «цветущая сложность»,

-вторичное «упрощение» или «смещение».

 Красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической  власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.

6. Философ  и врач

 К.Н. Леонтьев

(1831 – 1891)

Е. Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали философы , - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.

7. В.Соловьев

(1853 – 1900)

Ж. Идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема  философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.  Вводится  принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество.

8. Н.А.Бердяев

(1874 – 1948)

З. Главной становится идея  о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей. Человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

9. Русский космизм,

религиозно-философский (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);

 

·        методологически-философский  (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)

И. Выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям  добра и справедливости.

10. Марксистская  ветвь  (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

К. Творец истории – народные массы, однако, революция объективно может начаться лишь в развитых капиталистических странах.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа) »

Практикум по теме: « Русская философия 19-начала20 века»

( обществознание,10 класс, профильная группа)

1. Отечественные авторы дают различные определения философии.

Философия - это мысль, отпущенная до пределов внимательного понимания.

Философия - это предмет, к которому относятся благоговейно, но который неизвестно для чего создан.

Философия - это изучение внутренней реальности, а через нее и любой другой.

На сколько каждое из этих высказываний совпадает с тем, которое дает курс обществознания? Обоснуйте свою оценку.

2. Актуальны ли сегодня приведенные ниже рассуждения русского философа

П.Я Чаадаева (1794-1856)?

« Во Франции на что нужна мысль? - Чтобы ее высказывать. - В Англии? - Чтоб привести ее в исполнение. - В Германии? - Чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!

3. Подумайте, на какие факты мог опираться русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), высланный большевиками из России, когда он писал: «Ничто так не искажает человеческую природу, маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т.д., то самый добрый человек превращается в зверя». Чем опасны подобные идеи для общества? Аргументируйте.

4. Соотнесите философа и его идеи.

Философ

Идеи

  1. П.Я.Чаадаев

(1794 - 1856)

А. Догмат о бессмертии души и за просвещение народа , пропаганда передовых идей;

2. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева)

Б. В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» философ смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить большую часть проблем социального порядка.

3. Либералы-западники

(П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин)

В. Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигали идеи революционной борьбы.

4. Революционно-демократические западники

(А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский),

Г. Отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни философы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

5. «Старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);


· «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);


· «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)

Д. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. В прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, выделяет 3 стадии циклического развития общества:

-первичная «простота»,

-«цветение» или «цветущая сложность»,

-вторичное «упрощение» или «смещение».

Красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.

6. Философ и врач

К.Н. Леонтьев

(1831 – 1891)

Е. Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали философы , - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.

7. В.Соловьев

(1853 – 1900)

Ж. Идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Вводится принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество.

8. Н.А.Бердяев

(1874 – 1948)

З. Главной становится идея о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей. Человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

9. Русский космизм,

религиозно-философский (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);


· методологически-философский (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)

И. Выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям добра и справедливости.

10. Марксистская ветвь (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).

К. Творец истории – народные массы, однако, революция объективно может начаться лишь в развитых капиталистических странах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа)

Автор: Антонюк Инна Владимировна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства