Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа)
Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа)
Практикум по теме: « Русская философия 19-начала20 века»
( обществознание,10 класс, профильная группа)
1. Отечественные авторы дают различные определения философии.
Философия - это мысль, отпущенная до пределов внимательного понимания.
Философия - это предмет, к которому относятся благоговейно, но который неизвестно для чего создан.
Философия - это изучение внутренней реальности, а через нее и любой другой.
На сколько каждое из этих высказываний совпадает с тем, которое дает курс обществознания? Обоснуйте свою оценку.
2. Актуальны ли сегодня приведенные ниже рассуждения русского философа
П.Я Чаадаева (1794-1856)?
« Во Франции на что нужна мысль? - Чтобы ее высказывать. - В Англии? - Чтоб привести ее в исполнение. - В Германии? - Чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!
3. Подумайте, на какие факты мог опираться русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), высланный большевиками из России, когда он писал: «Ничто так не искажает человеческую природу, маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т.д., то самый добрый человек превращается в зверя». Чем опасны подобные идеи для общества? Аргументируйте.
4. Соотнесите философа и его идеи.
Философ
Идеи
П.Я.Чаадаев
(1794 - 1856)
А. Догмат о бессмертии души и за просвещение народа , пропаганда передовых идей;
2. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева)
Б. В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» философ смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить большую часть проблем социального порядка.
3. Либералы-западники
(П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин)
В. Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигали идеи революционной борьбы.
4. Революционно-демократические западники
(А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский),
Г. Отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни философы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
Д. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. В прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, выделяет 3 стадии циклического развития общества:
-первичная «простота»,
-«цветение» или «цветущая сложность»,
-вторичное «упрощение» или «смещение».
Красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.
6. Философ и врач
К.Н. Леонтьев
(1831 – 1891)
Е. Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали философы , - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.
7. В.Соловьев
(1853 – 1900)
Ж. Идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Вводится принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество.
8. Н.А.Бердяев
(1874 – 1948)
З. Главной становится идея о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей. Человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.
9. Русский космизм,
религиозно-философский (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);
· методологически-философский (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)
И. Выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям добра и справедливости.
Просмотр содержимого документа
«Практикум по обществознанию. Тема: " Философия 19-начала 20 века" ( профильная группа) »
Практикум по теме: « Русская философия 19-начала20 века»
( обществознание,10 класс, профильная группа)
1. Отечественные авторы дают различные определения философии.
Философия - это мысль, отпущенная до пределов внимательного понимания.
Философия - это предмет, к которому относятся благоговейно, но который неизвестно для чего создан.
Философия - это изучение внутренней реальности, а через нее и любой другой.
На сколько каждое из этих высказываний совпадает с тем, которое дает курс обществознания? Обоснуйте свою оценку.
2. Актуальны ли сегодня приведенные ниже рассуждения русского философа
П.Я Чаадаева (1794-1856)?
« Во Франции на что нужна мысль? - Чтобы ее высказывать. - В Англии? - Чтоб привести ее в исполнение. - В Германии? - Чтоб ее обдумать. - У нас? - Ни на что!
3. Подумайте, на какие факты мог опираться русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948), высланный большевиками из России, когда он писал: «Ничто так не искажает человеческую природу, маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т.д., то самый добрый человек превращается в зверя». Чем опасны подобные идеи для общества? Аргументируйте.
4. Соотнесите философа и его идеи.
Философ
Идеи
П.Я.Чаадаев
(1794 - 1856)
А. Догмат о бессмертии души и за просвещение народа , пропаганда передовых идей;
2. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева)
Б. В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» философ смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить большую часть проблем социального порядка.
3. Либералы-западники
(П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин)
В. Трактовали сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигали идеи революционной борьбы.
4. Революционно-демократические западники
(А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский),
Г. Отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни философы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
Д. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. В прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, выделяет 3 стадии циклического развития общества:
-первичная «простота»,
-«цветение» или «цветущая сложность»,
-вторичное «упрощение» или «смещение».
Красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.
6. Философ и врач
К.Н. Леонтьев
(1831 – 1891)
Е. Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали философы , - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.
7. В.Соловьев
(1853 – 1900)
Ж. Идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Вводится принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество.
8. Н.А.Бердяев
(1874 – 1948)
З. Главной становится идея о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей. Человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.
9. Русский космизм,
религиозно-философский (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);
· методологически-философский (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)
И. Выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям добра и справедливости.