Практико-ориентированные приёмы в обучении учебному предмету «Обществоведение» на повышенном уровне в X классе по теме «Государство»
Низовцов В.А., ГУО “Средняя школа № 2 г.Белыничи”
ЦЕЛИ УРОКА: организовать познавательную деятельность учащихся для формирования у них представлений о государстве как основном институте политической системы, его основных признаках, функциях и формах; теориями происхождения государства;
Продолжить развитие навыков анализа различных источников информации, выделения существенных признаков общественных явлений и процессов; сопоставления различных позиций и взглядов на сущность государства; умения формулировать свою точку зрения и защищать ее в процессе мини-диспута и дискуссии;
Воспитывать понимание основополагающей роли государства в обеспечении благополучия его жителей, стабильности и прогресса в развитии общества в целом.
ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ:
Государство, суверенитет, гражданство, территория, население, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, унитарное государство, федерация, конфедерация, монархия, республика, демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
ВИД УРОКА: комбинированный с элементами технологий: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:
объяснение и рассуждение (словесный метод, по источнику знаний);
сочетание объяснительно-иллюстративного (монологического) и проблемного изложения (прием «заполнения белых пятен» (по характеру познавательной деятельности учащихся);
крупноблочное изложение материала.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Обществоведение: Учебное пособие для X класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией М.И.Вишневского, Минск: Нар. асвета, 2010.
Интерактивная доска. Мультимедийная презентация.
Конституция РБ
Политическая карта мира
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:
Основные признаки государства.
Функции государства.
Теории происхождения государства
Типы и формы государства.
ЭТАПЫ УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, создание благоприятного эмоционального настроя.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Прием актуализации – проверка домашнего задания.
Решение учащихся разноуровневых заданий (слайды 1-8).
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕПОЛАГАТЕЛЬНЫЙ (стадия вызова).
Просмотр и обсуждение отрывков кинофильма «На Дерибассовской хорошая погода или на Брайтон-бич опять идут дожди».
Примерные вопросы к обсуждению
Что объединяет центральных персонажей просмотренных роликов?
Можно ли считать, что они достигли вершин положения в обществе?
По итогам обсуждения, учащиеся делают вывод, что положение человека в обществе во многом определяется его местом в жизни государства, формулируют тему и задачи урока (слайды 10,11).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Происхождение государства.
Мини-лекция (слайды 13-18), в процессе которой учащиеся заполняют свободный столбец таблицы «Теории происхождения государства».
Название теории | Авторы | Содержание |
Теологическая | Фома Аквинский | |
Патриархальная | Аристотель, Фильмер, Н.К.Михайловский | |
Договорная | Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо | |
Классовая | К.Маркс, Ф.Энгельс | |
Экономическая | Вир Гордон Чайлд | |
По итогам работы следует вывод об ограниченности каждой из теорий,
однако обращается внимание на объективность причин возникновения государств. Этот вывод используется при переходе к обсуждению функций государства.
Основные признаки государства.
Работа учащихся с текстом на стр.128, выделяются существенные и второстепенные признаки государства.
Выполнение заданий:
1.
Местные органы
власти.
2.Население.
3.Обычаи.
4.Законы.
5.Суд.
6.Аппарат
управления (власть).
7.Территория.
8.Суверенитет.
9.Традиции.
10.Налоги.
11.Символы
(герб, флаг, гимн).
12.Президент (монарх).
13.Аппарат принуждения (армия).
14.Демократия.
Заполнение кластера (слайд 19).
Контроль правильности выполнения задания, объясняются ошибки учащихся.
Функции государства.
Работа с текстом пособия на стр. 129-130 – характеристика важнейших функций государства (дипломатическая, оборона, экономическая, социальная, экологическая, культурная охрана правопорядка, финансового контроля).
На слайдах 23-24 учащимся предлагается перечень учреждений Белыничского района, дается задание соотнести их с выполняемыми функциями.
Вопрос классу: «Какие функции государства, с вашей точки зрения, не представлены в пособии и на слайдах?». Обсуждение в парах, затем при необходимости в четверках.
Типы и формы государства.
Внимание учащихся обращается на политическую карту мира (государства выделены разным цветом) – один из выводов – государства отличаются типами, формами правления, территориальным устройством (слайд 25).
Учащиеся, изучающие обществоведение на повышенном уровне, как правило, уже готовы дать характеристику основным типам и формам государств, с целью проверки полноты знаний предлагается дополнить схему (слайд 25), при необходимости корректируются результаты деятельности учащихся.
Обсуждение карты на слайде 26, учащимися делается вывод о преобладании республиканской формы правления.
ВОПРОС: Какие преимущества республиканской формы правления вы можете назвать? – работа в парах, затем в четверках;
Как правило, учащиеся могут сформулировать преимущества республиканской формы власти, но преимущества монархической формы правления вызывают затруднения, поэтому можно предложить желающим выступить в качестве защитников монархии на следующем уроке. В ИДЕАЛЕ – при наличии возможностей – воспользоваться поиском ответов в сети интернет.
ВОПРОС: Как вы считаете, какие особенности жизни того или иного народа отражает форма его территориального устройства?
Ожидаемые результаты: этнические, религиозные и исторические особенности, приводятся примеры: Российская Федерация, США, Испания – многонациональные государства; Индия, Израиль – религиозные общности;
Европейский союз – исторические традиции.
РЕФЛЕКСИЯ.
Использование приема «алфавит»: учащимся предлагается подобрать ассоциации к ключевому слову изучаемой темы:
Г-
О-
С-
У-
Д-
А-
Р-
С-
Т-
В-
О
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 14, подготовиться к мини-дебатам «Монархия против республики».
5