kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированные приёмы в обучении учебному предмету «Обществоведение» на повышенном уровне в X классе по теме «Государство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирования у учащихся представлений о государстве как основном институте политической системы, его основных признаках, функциях и формах; знакомство с теориями происхождения государства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«10 класс.Обществоведение»



Практико-ориентированные приёмы в обучении учебному предмету «Обществоведение» на повышенном уровне в X классе по теме «Государство»


Низовцов В.А., ГУО “Средняя школа № 2 г.Белыничи”

ЦЕЛИ УРОКА: организовать познавательную деятельность учащихся для формирования у них представлений о государстве как основном институте политической системы, его основных признаках, функциях и формах; теориями происхождения государства;

Продолжить развитие навыков анализа различных источников информации, выделения существенных признаков общественных явлений и процессов; сопоставления различных позиций и взглядов на сущность государства; умения формулировать свою точку зрения и защищать ее в процессе мини-диспута и дискуссии;

Воспитывать понимание основополагающей роли государства в обеспечении благополучия его жителей, стабильности и прогресса в развитии общества в целом.

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ:

Государство, суверенитет, гражданство, территория, население, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, унитарное государство, федерация, конфедерация, монархия, республика, демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

ВИД УРОКА: комбинированный с элементами технологий: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

объяснение и рассуждение (словесный метод, по источнику знаний);

сочетание объяснительно-иллюстративного (монологического) и проблемного изложения (прием «заполнения белых пятен» (по характеру познавательной деятельности учащихся);

крупноблочное изложение материала.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Обществоведение: Учебное пособие для X класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения под редакцией М.И.Вишневского, Минск: Нар. асвета, 2010. 

Интерактивная доска. Мультимедийная презентация.

Конституция РБ

Политическая карта мира

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

  1. Основные признаки государства.

  2. Функции государства.

  3. Теории происхождения государства

  4. Типы и формы государства.

ЭТАПЫ УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, создание благоприятного эмоционального настроя.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Прием актуализации – проверка домашнего задания.

Решение учащихся разноуровневых заданий (слайды 1-8).

  1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕПОЛАГАТЕЛЬНЫЙ (стадия вызова).

Просмотр и обсуждение отрывков кинофильма «На Дерибассовской хорошая погода или на Брайтон-бич опять идут дожди».

Примерные вопросы к обсуждению

  1. Что объединяет центральных персонажей просмотренных роликов?

  2. Можно ли считать, что они достигли вершин положения в обществе?

По итогам обсуждения, учащиеся делают вывод, что положение человека в обществе во многом определяется его местом в жизни государства, формулируют тему и задачи урока (слайды 10,11).

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Происхождение государства.

Мини-лекция (слайды 13-18), в процессе которой учащиеся заполняют свободный столбец таблицы «Теории происхождения государства».

Название теории

Авторы

Содержание

Теологическая

Фома Аквинский


Патриархальная

Аристотель, Фильмер, Н.К.Михайловский


Договорная

Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо


Классовая

К.Маркс, Ф.Энгельс


Экономическая

Вир Гордон Чайлд


По итогам работы следует вывод об ограниченности каждой из теорий,

однако обращается внимание на объективность причин возникновения государств. Этот вывод используется при переходе к обсуждению функций государства.

  1. Основные признаки государства.

Работа учащихся с текстом на стр.128, выделяются существенные и второстепенные признаки государства.

Выполнение заданий:

  • Что из перечисленного относится к 8 основным признакам государства.

1.

Местные органы

власти.

2.Население.

3.Обычаи.

4.Законы.

5.Суд.

6.Аппарат

управления (власть).

7.Территория.

8.Суверенитет.

9.Традиции.

10.Налоги.

11.Символы

(герб, флаг, гимн).

12.Президент (монарх).

13.Аппарат принуждения (армия).

14.Демократия.


  • Заполнение кластера (слайд 19).

  • Контроль правильности выполнения задания, объясняются ошибки учащихся.

  1. Функции государства.

Работа с текстом пособия на стр. 129-130 – характеристика важнейших функций государства (дипломатическая, оборона, экономическая, социальная, экологическая, культурная охрана правопорядка, финансового контроля).

На слайдах 23-24 учащимся предлагается перечень учреждений Белыничского района, дается задание соотнести их с выполняемыми функциями.

Вопрос классу: «Какие функции государства, с вашей точки зрения, не представлены в пособии и на слайдах?». Обсуждение в парах, затем при необходимости в четверках.

  1. Типы и формы государства.

  • Внимание учащихся обращается на политическую карту мира (государства выделены разным цветом) – один из выводов – государства отличаются типами, формами правления, территориальным устройством (слайд 25).

  • Учащиеся, изучающие обществоведение на повышенном уровне, как правило, уже готовы дать характеристику основным типам и формам государств, с целью проверки полноты знаний предлагается дополнить схему (слайд 25), при необходимости корректируются результаты деятельности учащихся.

  • Обсуждение карты на слайде 26, учащимися делается вывод о преобладании республиканской формы правления.

ВОПРОС: Какие преимущества республиканской формы правления вы можете назвать? – работа в парах, затем в четверках;

Как правило, учащиеся могут сформулировать преимущества республиканской формы власти, но преимущества монархической формы правления вызывают затруднения, поэтому можно предложить желающим выступить в качестве защитников монархии на следующем уроке. В ИДЕАЛЕ – при наличии возможностей – воспользоваться поиском ответов в сети интернет.

  • Обсуждение карты на слайде 2

ВОПРОС: Как вы считаете, какие особенности жизни того или иного народа отражает форма его территориального устройства?

Ожидаемые результаты: этнические, религиозные и исторические особенности, приводятся примеры: Российская Федерация, США, Испания – многонациональные государства; Индия, Израиль – религиозные общности;

Европейский союз – исторические традиции.

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Использование приема «алфавит»: учащимся предлагается подобрать ассоциации к ключевому слову изучаемой темы:

Г-

О-

С-

У-

Д-

А-

Р-

С-

Т-

В-

О

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 14, подготовиться к мини-дебатам «Монархия против республики».

5


Просмотр содержимого презентации
«Презентация.Государство. X класс»

Выберите из предложенного списка то, что относится к демократи­ческой политической системе: а) всевластие государства; б) завоевание власти через участие в избирательных кампаниях; в) подавление всякого инакомыслия; г) политические идеи свободы частной собственности; д) наличие одной политической партии; е) роль государства как регулятора отношений между различны­ми социальными субъектами.

Выберите из предложенного списка то, что относится к демократи­ческой политической системе:

а) всевластие государства;

б) завоевание власти через участие в избирательных кампаниях;

в) подавление всякого инакомыслия;

г) политические идеи свободы частной собственности;

д) наличие одной политической партии;

е) роль государства как регулятора отношений между различны­ми социальными субъектами.

Выберите из предложенного списка то, что относится к демократи­ческой политической системе: а) б) завоевание власти через участие в избирательных кампаниях; в) г) политические идеи свободы частной собственности; д) е) роль государства как регулятора отношений между различны­ми социальными субъектами.

Выберите из предложенного списка то, что относится к демократи­ческой политической системе:

а)

б) завоевание власти через участие в избирательных кампаниях;

в)

г) политические идеи свободы частной собственности;

д)

е) роль государства как регулятора отношений между различны­ми социальными субъектами.

Выберите из предложенного списка то, что относится к тоталитарной политической системе: а) всевластие государства; Б) рыночная экономика; в) свобода частной инициативы и опреде­ление людьми их общественной позиции; в) жесткий политический контроль за различными сторонами жизни общества; г) роль государства как регулятора отно­шений между различными социальными субъектами; д) завоевание власти через участие в из­бирательных кампаниях; е) поддержание стабильности в обществе насилием, террором.

Выберите из предложенного списка то, что относится к тоталитарной политической системе:

а) всевластие государства;

Б) рыночная экономика;

в) свобода частной инициативы и опреде­ление людьми их общественной позиции;

в) жесткий политический контроль за различными сторонами жизни общества;

г) роль государства как регулятора отно­шений между различными социальными субъектами;

д) завоевание власти через участие в из­бирательных кампаниях;

е) поддержание стабильности в обществе насилием, террором.

Выберите из предложенного списка то, что относится к тоталитарной политической системе: а) всевластие государства; Б) в) в) жесткий политический контроль за различными сторонами жизни общества; г) д) е) поддержание стабильности в обществе насилием, террором.

Выберите из предложенного списка то, что относится к тоталитарной политической системе:

а) всевластие государства;

Б)

в)

в) жесткий политический контроль за различными сторонами жизни общества;

г)

д)

е) поддержание стабильности в обществе насилием, террором.

дать определение понятию государство, научиться определять его сущностные признаки; характеризовать основные и функции государства; анализировать теории происхождения государства; распознавать типы и формы государства.
  • дать определение понятию государство, научиться определять его сущностные признаки;
  • характеризовать основные и функции государства;
  • анализировать теории происхождения государства;
  • распознавать типы и формы государства.
Происхождение государства. Основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства
  • Происхождение государства.
  • Основные признаки государства.
  • Функции государства.
  • Типы и формы государства
Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство -

это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Теории происхождения государства Название теории авторы Теологическая содержание Фома Аквинский Патриархальная Аристотель , Фильмер, Н.К.Михайловский Договорная  Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Классовая  К.Маркс, Ф.Энгельс Экономическая  Вир Гордон Чайлд

Теории происхождения государства

Название теории

авторы

Теологическая

содержание

Фома Аквинский

Патриархальная

Аристотель , Фильмер, Н.К.Михайловский

Договорная

Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо,

Классовая

К.Маркс, Ф.Энгельс

Экономическая

Вир Гордон Чайлд

Теологическая теория Автор : Фома Аквинский Суть теории : Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Минусы теории : Приверженцы теории апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всё равно не способны постичь всей глубины Божественного замысла и поэтому должны просто верить, что всё на Земле создано Богом. Фома Аквинский

Теологическая теория

  • Автор : Фома Аквинский
  • Суть теории : Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом.
  • Минусы теории : Приверженцы теории апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всё равно не способны постичь всей глубины Божественного замысла и поэтому должны просто верить, что всё на Земле создано Богом.

Фома Аквинский

Авторы : Аристотель , Фильмер, Н.К.Михайловский Суть теории : Государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род -в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи превращается во власть главы государства. Минусы теории
  • Авторы : Аристотель , Фильмер, Н.К.Михайловский
  • Суть теории : Государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род -в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи превращается во власть главы государства.
  • Минусы теории : Государство и семья выполняют в обществе различные функции.

Аристотель

Авторы : Г.Гроций , Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев Суть теории : Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Минусы теории
  • Авторы : Г.Гроций , Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев
  • Суть теории : Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности.
  • Минусы теории : Различные группы людей со специфическими интересами не могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур.

Г.Гроций

Авторы:  К.Маркс, Ф.Энгельс Суть теории:  Государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Необходима была организация, регулирующая отношения между ними. Минусы теории
  • Авторы: К.Маркс, Ф.Энгельс
  • Суть теории: Государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Необходима была организация, регулирующая отношения между ними.
  • Минусы теории : Раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе.

К.Маркс, Ф.Энгельс

Автор : Г.Чайлд Суть теории:  Государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей. Минусы теории
  • Автор : Г.Чайлд
  • Суть теории: Государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей.
  • Минусы теории : Ограниченность теории.

Г.Чайлд

Основные признаки государства.

Основные признаки государства.

1.Местные органы власти. 2.Население. 3.Обычаи. 4.Законы. 5.Суд. 6.Аппарат управления (власть). 7.Территория. 8.Суверенитет.9. Традиции. 10.Налоги. 11.Символы (герб, флаг, гимн). 12.Президент (монарх). 13.Аппарат принуждения (армия). 14.Демократия.

1.Местные органы власти. 2.Население. 3.Обычаи. 4.Законы. 5.Суд. 6.Аппарат управления (власть). 7.Территория. 8.Суверенитет.9. Традиции. 10.Налоги. 11.Символы (герб, флаг, гимн). 12.Президент (монарх). 13.Аппарат принуждения (армия). 14.Демократия.

Основные признаки государства.

Основные признаки государства.

Функции государства Функция государства Ключевое понятие Экономическая Социальная Экологическая Культурная Охрана правопорядка Финансовый контроль

Функции государства

Функция государства

Ключевое понятие

Экономическая

Социальная

Экологическая

Культурная

Охрана правопорядка

Финансовый контроль

Функции государства ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РБ ПО БЕЛЫНИЧСКОМУ РАЙОНУ БЕЛЫНИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г. БЕЛЫНИЧИ» РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ОВД БЕЛЫНИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА ИНСПЕКЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

Функции государства

ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РБ ПО БЕЛЫНИЧСКОМУ РАЙОНУ

БЕЛЫНИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ

ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г. БЕЛЫНИЧИ»

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

ОВД БЕЛЫНИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ИНСПЕКЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

Функции государства Функция государства Ключевое понятие Экономическая БЕЛЫНИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ Социальная ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г. БЕЛЫНИЧИ» Экологическая ИНСПЕКЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Культурная РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ Охрана правопорядка ОВД БЕЛЫНИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА Финансовый контроль ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РБ ПО БЕЛЫНИЧСКОМУ РАЙОНУ

Функции государства

Функция государства

Ключевое понятие

Экономическая

БЕЛЫНИЧСКИЙ ЛЕСХОЗ

Социальная

ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 Г. БЕЛЫНИЧИ»

Экологическая

ИНСПЕКЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Культурная

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

Охрана правопорядка

ОВД БЕЛЫНИЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Финансовый контроль

ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РБ ПО БЕЛЫНИЧСКОМУ РАЙОНУ

Типы и формы государства

Типы и формы государства

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками На ПК в мира насчитывается 30 монархий: 14 - в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и 1 - в Океании. По щелчку на соответствующую форму правления появляется текстовое и звуковое сопровождение, второй щелчок – количество данных форм правления в мире, третий щелчок скрывает информацию Республика Монархия 26

В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками

На ПК в мира насчитывается 30 монархий: 14 - в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и 1 - в Океании.

По щелчку на соответствующую форму правления появляется текстовое и звуковое сопровождение, второй щелчок – количество данных форм правления в мире, третий щелчок скрывает информацию

Республика

Монархия

26

По щелчку на соответствующий прямоугольник появление и скрытие определений Федераци я Унитарное Конфедерация 27

По щелчку на соответствующий прямоугольник появление и скрытие определений

Федераци я

Унитарное

Конфедерация

27

Подводя итоги урока: Г – О – С – У – Д – А – Р – С – Т – В – О –

Подводя итоги урока:

Г –

О –

С –

У –

Д –

А –

Р –

С –

Т –

В –

О –

Подводя итоги урока: Г – граждане О – организация С – система У – управление Д – демократия А – автономия Р – республика С – суверенитет Т – территория В – власть О – общество

Подводя итоги урока:

Г – граждане

О – организация

С – система

У – управление

Д – демократия

А – автономия

Р – республика

С – суверенитет

Т – территория

В – власть

О – общество


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Низовцов Владимир Александрович

Дата: 10.02.2021

Номер свидетельства: 572730

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства