kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура общества» Предмет: обществознание. Класс: 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура общества» Предмет: обществознание. Класс: 10»


Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура общества»

Предмет: обществознание.

Класс: 10

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Социальная сфера общества»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать у учащихся стремление к изучению наук для понимания окружающей действительности и себя, закрепить уверенность в знаниях, повысить мотивацию учащихся к обучению

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умения работать с текстом, схемой, сравнивать, обобщать, аргументировать.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, тесты для самостоятельной работы, карточки-задания.

учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент – 0.5 мин.

  2. Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 3 мин.

  3. Повторение, обобщение, систематизация понятий – 31.5 мин.

  4. Подведение итогов работы на уроке - 3 мин.

  5. Сообщение и комментирование домашнего задания - 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вводно-мотивационный этап: определение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Задание для учащихся: Выписать на СИГНАЛЬНОЙ КАРТОЧКЕ понятия по теме «Социальная сфера» (прием “мозгового штурма”).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Социальная структура

Социальная группа

Страта

Стратификация

Социальный статус

Социальная роль

Социальная мобильность

Социальный контроль

Девиантное поведение

Учитель: Все понятия, которые вы написали, являются проверяемыми элементами в рамках ЕГЭ.


  1. Повторение, обобщение, систематизация понятий


А. ВИКТОРИНА «ВАШ ВЫБОР»

Учащиеся выбирают тему и получают вопросы в соответствии с выбранной темой:

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры


Б. Работа в группах по карточкам-заданиям.

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие, средние и высшие слои.


Задание №1:

Причины бедности.

Существуют различные точки зрения на вопрос о причине бедности. Одни считают, что бедность – результат несправедливого общественного устройства, при котором небольшая часть общества присваивает себе плоды труда других людей. Поэтому достаточно устранить класс богатых, и бедность исчезнет сама по себе. Попытки переустроить мир по принципу – каждый получает одинаково с другими (уравнительное распределение) или в соответствии с долей своего труда, как вам известно, не раз предпринимались в прошлом.

В основе другой теории бедности лежит представление о том, что она связана с процессом разделения труда. Всегда существуют отмирающие отрасли, занятые в них люди часто пополняют ряды бедняков.

И, наконец, есть те, кто убежден, что бедняки сами виноваты в своей доле. Они плохо (или совсем) не учились в школе, они предпочитают кратковременные удовольствия и почти не задумываются о будущем, они лишены целеустремленности, способности к длительному упорному труду.


Согласны ли вы с данными утверждениями? Свой ответ аргументируйте.


Задание №2:


Как бороться с бедностью?

В современном мире сложились следующие основные направления борьбы с бедностью:

- установление законом минимума заработной платы, как правило, освобожденной от налога

- предоставление пособий малоимущим гражданам

- перераспределение доходов государства в пользу малоимущих слоев государства

- стимулирование производства и экономического роста

Дополните приведенный перечень. Какое из направлений вы считаете наиболее важным?


Задание №3:


Ты и убогая

Ты и обильная

Ты и могучая

Ты и бессильная

Матушка Русь….

Н. А. Некрасов.


Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России? Ответ аргументируйте.

Задание1


Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

  1. (Ответы. 1. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Сорокин выделяет два направления социальной мобильности: вертикальное – движение вверх и вниз, горизонтальное – передвижение на одном и том же социальном уровне. 2. Образование может выступать «социальным лифтом» при двух условиях: в периоды социальных изменений, в стабильные периоды в момент структурной перестройки экономики. Структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования. 3. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью. Примерами могут служить: переезд человека из деревни в город, зачисление абитуриента в институт, потеря работы. 4. Положительное проявление маргинальности может быть выражено в следующем: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности; маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям; маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни).

Задание2.  В теме социальная стратификация есть понятие социальная роль. Что это такое? Чтобы повторить это понятие, давайте все вместе, выполним задание. В этих заданиях необходимо определить оценочный или фактический характер носят суждения.


(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (З)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений


Следующее задание будет отдельным для всех групп. У каждой группы свои задания из части С. Ваша задача, выполнить задание, можно совместно, и один человек от группы предложит нам решение данного задания.


Задание для 1 группы

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная группа. Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

(Социальная группа – любая совокупность людей имеющая какой либо значимый социальный признак. Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимоотношений, способу организации, возрасту, полу. В группах человек реализует свою социальную роль).


Задание для 2 группы.

Назовите три критерия социальной стратификации. Приведите примеры.

(Критериями социальной стратификации являются: доход, власть, образование. Доход – деление общества на богатых и бедных, власть – деление общества на тех кто может навязывать свою волю большинству и на тех кто этой воли подчиняется, образование – люди с высшим образованием могут получить высокооплачиваемую работу и более престижную).


Задание для 3 группы.

Назовите три вида социальной мобильности. Приведите примеры. (Групповая мобильность – Революция 1917 года, когда дворяне потеряли свое положение в обществе, горизонтальная – смена места жительства, вертикальная – повышение по службе).


Задание для 4 группы.

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

(Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокое положение. В социологии данные факторы называются каналами «лифтами» социальной мобильности).


В. Тестирование по вариантам.

Вариант 1:

1. Какие из названных групп относятся к этническим группам:

1) подростки и юноши 3) народности

2) пенсионеры 4) скауты

2. Крестьяне, рабочие, служащие, учителя составляют общность:

1) политическую 3) профессиональную

2) демографическую 4) этническую

3. Под социальным неравенством понимается:

1) изменения в статусе человека 2) освоение индивидом разных социальных ролей

3) выделение в обществе разных социальных групп 4) различие людей в доступе к социальным благам

4. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:

1) мобильность 3) адаптация

2) стратификация 4) стабильность

5. Отклоняющееся поведение – это поведение:

1) не соответствующее принятым в обществе нормам 2) всегда нарушающее нормы права

3) не имеющее осознанных мотивов 4) обязательно ведущее к негативным последствиям

6. Граф С. Ю. Витте был составителем “Манифеста” от 17 октября 1917 года. Это действие явилось отражением его:

1) личностного статуса 2) социальной роли 3) престижа 4) социальной мобильности

7. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу

1) социализации 2) социального контроля 3) социальной адаптации 4) отклоняющегося поведения

Вариант 2:

1. Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей, - это:

1) социальный статус 3) социальные ценности

2) социальные нормы 4) социальный престиж

2. Свойством, объединяющим мораль, право, обычаи, традиции, является то, что они:

1) закреплены в официальных документах 2) обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) регулируют общественные отношения

3. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии:

1) социальное происхождение 2) социальное неравенство

3) социализация 4) социальная мобильность

4. Положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей, - это:

1) социальный престиж 2) социальный статус

3) социальная дифференциация 4) социальное неравенство

5. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этносоциальными группами

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны

6. Во время первой всероссийской переписи населения царь Николай II вписал в графу “занятие”: “хозяин земли Русской”. Какой аспект своей социальной роли отразил царь:

1) профессию 2) возраст 3) образование 4) принадлежность к конфессии

7. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример

1) адаптивного поведения 2) конформистского поведения

3) противоправного поведения 4) отклоняющегося поведения

Вариант 3:

1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь

2. Любая социальная группа характеризуется

1) малочисленностью состава 2) родственными связями

3) неформальным контролем за поведением 4) общностью социального статуса

3. Какой статус относится к предписанному статусу?

1) муж 2) отец 3) преподаватель 4) внук

4. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается

1) социальная стабильность 2) социальное неравенство

3) социальная мобильность 4) социальное поведение

5. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли 2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социального контроля 4) проявления социальной мобильности

6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются)

1) всенародная слава 2) вручение памятного подарка

3) всеобщее уважение 4) лестные отзывы читателей

7. Примером негативного отклоняющегося поведения является

1) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

2) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

3) применение криминальных методов для решения личных проблем

4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

После выполнения задания, ребята осуществляют взаимоконтроль.

Ответы по вариантам.

Вариант 1: 3341122

Вариант 2: 2422114

Вариант 3: 3442123

РЕФЛЕКСИЯ: СИНКВЕЙН «СФЕРА»

Подведение итогов работы на уроке

Домашнее задание

1. ГЛАВА 5. Тема «Социальная сфера»

2. Составить кластер по теме: “Социальная сфера общества”.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 30.01.2022

Номер свидетельства: 599146


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства