Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по самопознанию "Счастье человека"»
Класс: 7 русский
Предмет: самопознание
Тема: Счастье человека
Цель: углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье».
Задачи:
- формирование осознанного стремления быть счастливым;
развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;
воспитание активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.
Минутка тишины.
1.Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны? Очень хорошо. Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Сделайте глубокий вдох и выдох. Сейчас я приглашаю вас, ребята, совершить волшебное путешествие. Я приглашаю вас всех занять места в космической ракете и приготовиться к полету. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем её. Слушайте музыку и меня…
Зачитываю минутку тишины № 10.
Цитата урока
Для введения в тему урока учитель предлагает ученикам подумать над смыслом изречения, представленного в рубрике учебника «Цитата урока»:
Способ быть счастливым - сделать счастливыми других.
Р. Ингерсолл
Важно подвести учащихся к мысли о том, что человек счастлив не от того, что у него появилась какая-то желанная вещь или он получил высокопоставленную должность. Счастлив по-настоящему духовно богатый человек, чувствующий радость от своего труда, осознающий полезность своего служения обществу.
Чтение
Учитель организует чтение текста, представленного в рубрике учебника «Читаем», и строит его обсуждение таким образом, чтобы помочь учащимся в осмыслении основной идеи. Для этого следует воспользоваться вопросами, содержащимися в тексте, особо обратив внимание на такой: «Когда человек счастлив?».
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЖИЗНИ
По М. Миание
Когда человек счастлив? Жизнь показывает нам - когда он чувствует радость, причины которой могут быть самыми разнообразными: доброе слово, теплое отношение окружающих, вовремя оказанная помощь, искреннее общение с природой, произведение искусства, доставившее неизгладимое эстетическое наслаждение...
Чем больше источников радости находит человек, тем он более счастлив, а значит, духовно богаче. Только счастливый человек ощущает гармонии во всем: в себе, в людях, в мире. Это ощущение складывается у него из позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру.
Если человек понимает, принимает и уважает себя, он укрепляет свои внутренние силы, в совершенстве овладевает собой. Наработка внутренней силы - это процесс совершенствования человека, который сознательно делает себя таким, каким хочет стать в идеале, изменяя свой внутренний мир, свои качества, формируя в себе новые способности.
Познав таким образом себя, человек сможет понять и принять других людей. Человек, ставший на путь самопознания, обретает смысл жизни и понимание своего предназначения, он обретает свое человеческое счастье. Он начинает ценить доброе слово, помощь, чувства, творчество. Духовность человека во многом определяется тем, ЧТО он ценит в этой жизни. Духовное развитие предполагает, что человек учится ценить любовь, истину, добро, время, себя, людей, мир. Ценить и правильно этим богатством распоряжаться, чтобы ответить на главные вопросы жизни: Зачем человек живет? Что познал? Что хорошего сделал? Кому помог в этой жизни? Счастлив ли он и ничему?
Беседа
Направленность вопросов, изложенных в предыдущем тексте, предусматривает творческую рефлексию учеников для Постижения смысла ценности «счастье».
Актуализируя значимость этических основ понятия «счастье», учитель продолжает настраивать учащихся на размышления, используя для этого и вопросы, представленные в рубрике учебника «Размышляем, беседуем»:
1.Что такое счастье?
В чем оно выражается?
Для чего человеку необходимо быть счастливым?
Когда человек счастлив?
Что нужно человеку для счастья?
Успехом данной части урока может явиться коллективное рассмотрение учащимися новых граней ценности «счастье», что далее, в старших классах, будет уточняться, развиваться. При обсуждении этих вопросов, как и на протяжении всего хода урока, важно установление доверительных отношений между учащимися и учителем, поддержание благоприятной творческой атмосферы.
Учебная информация
Подытоживая и корректируя размышления учеников в ходе обсуждения текста и вопросов беседы, учитель подводит их к осмыслению текста установочной учебной информации из рубрики учебника «Узнаем новое»:
Счастье - это состояние души, наполненной чувством радости.
Счастливый человек ощущает себя здоровой, свободной, творческой и уважаемой всеми личностью.
Человеку трудно чувствовать себя счастливым, если он не понимает и не любит себя, окружающих его людей, природу, мир.
Чтение
В качестве вспомогательного материала для восприятия изучаемой темы и дальнейшего осмысления ценности «счастье» вниманию учеников предлагается текст следующей притчи из рубрики учебника «Читаем»:
РАССУЖДЕНИЯ О СЧАСТЬЕ
Притча
Однажды философ Сократ обратился к людям с вопросом: что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них, подумав, сказал: "Самое главное в жизни - это здоровье!" Другой: «Самое главное - это быть красивым и привлекательным». Третьего осенило: "Самое главное - это иметь деньги и положение в обществе".
Высказав свои мнения, люди спросили у Сократа:
- А ты что думаешь об этом? Сократ ответил:
- Я думаю, что самое главное в жизни человека - это счастье! Давайте рассуждать: обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди справедливо заметили ему:
- Нет, Сократ, это не обязательно.
- А человек, имеющий хорошо сложенное тело, Красивый и привлекательный, обязательно ли будет в жизни счастливым?
- Нет, Сократ! И это не обязательно, - ответили люди.
Тогда скажите мне, - продолжал Сократ, - человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда ли является счастливым?
- Нет, Сократ, - отвечали люди, - такие люди часто бывают одинокими.
Представьте, что вам нужен совет лекаря. К какому лекарю вы обратитесь? К очень богатому и привлекательному, имеющему положение в обществе, или вы предпочтете лекаря, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к лекарю, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
Таким образом, - объявил Сократ, - мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться как к самому важному в этой жизни.
1. Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему?
2. Что нужно для того, чтобы вы почувствовали себя счастливыми?
Отвечая на вопросы по содержанию притчи, учащиеся продолжают осмысливать суть понятия «счастье» и сопоставлять свои представления об этой ценности с тем, что узнают на уроке.
Можно предложить учащимся переписать предложенные высказывания в тетрадь и продолжать самим поиск точек зрения на ценность «счастье», записывая их по мере нахождения.
Прочитайте высказывания известных людей, отражающие их представления о счастье. Выберите то, которое кажется вам наиболее интересным, и прокомментируйте его.
В жизни есть только одно счастье - любить и быть любимым.
Ж. Санд
Счастье - это продукт здоровья, а потому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были не более как исключительными явлениями.
Смайлс
На узкой тропе придержи шаг
и дай пройти путнику, идущему
навстречу. За едой возьми себе третью
часть, а остальные отдай ближнему.
Вот секрет того, как всегда быть
счастливым в этом мире.
Цзынчэн
Домашнее задание
Организуя творческое осмысление получаемых знаний, учитель предлагает ученикам выполнить дома задание, представленное в рубрике учебника «Творческая деятельность»:
Напишите сочинение-размышление на тему "Мое понимание человеческого счастья".
Круг «От сердца к сердцу»
Завершая занятие, учитель приглашает всех в круг, благодарит за участие в уроке и может предложить учащимся высказать свое понимание смысла счастья, начав предложение с таких, например, слов:
«Счастье - это, по-моему...»
«Я счастлива, так как ...» «Я считаю, счастью свойственно ...» и т.п.