Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка урока на тему "Почему важно соблюдать закон" »
Тема: «Почему важно соблюдать закон»
Цель:
Образовательная: объяснить учащимся, что закон устанавливает порядок в обществе.
Развивающая: способствовать развитию умения работать с документами (текстами законов) и вести диалог.
Воспитательная: способствовать формированию уважения к закону, установки на правомерное поведение.
Основные понятия: закон, Конституция.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин.)
Тест. Приложение 1.
Объяснение нового материала
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Давайте вспомним период истории начала 17 века, как он назывался?
Что такое Смута?
Как это выразилось в экономике?
Как это выразилось в политической сфере?
Как это связано с отношениями с другими странами?
Как это отразилось на жизни людей, их быте, отношениях?
И все это стало возможным, потому что в России перестали соблюдаться законы. А это может привести к самым трагическим последствиям. Наша страна в начале 17 века стояла на пороге потери независимости.
На какой вопрос нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке?
Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что такое закон. Высказывайте свои предположения.
Обобщив все выше сказанное, мы можем записать определение закона: это правила или нормативно-правовые акты, которые устанавливает государство для регулирования общественных отношений.
В каких документах у нас зафиксированы законы?
Какой из этих законов является основным законом страны?
Давайте познакомимся с отдельными статьями Конституции и обсудим правила, которые в них обозначены.
Планирует дифференцированный подход в изучении темы: работа в группах, индивидуальная работа с учащихся с понятием «закон», работа с интернет ресурсами
Обобщив работу групп, мы можем придти ответить на вопрос урока: Почему важно соблюдать законы?
Законы устанавливают порядок в обществе.
А порядок – по словам Пифагора – абсолютная надежность.
Государство не только устанавливает законы, но еще и заботится, и добивается их соблюдения.
А если кто-то нарушил закон. То оно должно наказать виновного.
Смута
Это период хаоса, разрушений, разрухи и беззакония.
Началась жестокая борьба за власть, в России развелось множество самозванцев, некоторым удалось даже попасть на московский трон.
На территорию нашей страны вторглись войска иностранных государств.
Люди стали ненавидеть друг друга, брат пошел на брата, отмечались случаи людоедства во время голода, на дорогах было очень опасно, так как по стране бродили шайки разбойников.
Почему важно соблюдать закон?
Закон – акт государственной власти, содержащий нормы права.
Закон – высший нормативный акт государственной власти.
Законы – обязательные правила в обществе, которые устанавливает государство.
Законы – обязательные нормы поведения в обществе.
Законы – правила, которые устанавливает государство.
Законы зафиксированы в Конституции, Уголовном кодексе, Семейном кодексе, Трудовом, есть специальные законы об образовании, о средствах массовой информации, об охране природы.
Анализ Конституции - работа в группах. (5 групп)
1 группа
Вопросы:
1. С какими правами вы познакомились? (Право на жизнь. Право на охрану достоинства. Право на свободу и личную неприкосновенность)
2. К какому виду прав они относятся? (гражданские права)
3. Для чего нам нужны эти права? (Чтобы в жизни людей был порядок)
2 группа:
С какими правами вы познакомились? права участвовать в государственном управлении, избираться и быть избранным в государственные органы, право участвовать в отправлении правосудия, право обращаться в государственные органы)
К какому виду прав они относятся? Это политические права
Для чего нам нужны эти права? Они необходимы для установления порядка в политической сфере.
3 группа:
С какими правами вы познакомились? Право на частную собственность, право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом, право на труд.
К какому виду прав они относятся? Это экономические права
Для чего нам нужны эти права? Они нужны, чтобы был порядок в экономической сфере.
4 группа:
С какими правами вы познакомились? Право на жилище, на медицинскую помощь, право на образование, на социальное обеспечение.
К какому виду прав они относятся? Это социальные права
Для чего нам нужны эти права? Они необходимы чтобы устанавливать порядок в социальной сфере.
5 группа:
С какими правами вы познакомились? Право на свободу научного, художественного, литературное, техническое творчество, право пользоваться учреждениями культуры, участвовать в культурной жизни, а обязанность – охранять и беречь культурное наследие.
К какому виду прав они относятся? Это культурные права
Для чего нам нужны эти права? Их написали, чтобы соблюдать порядок в культурной сфере.
Общий вывод групп: закон нужен, для того, чтобы поддерживать порядок в государстве.
Закрепление (5 мин.) Составление синквейна с понятием «Закон»
Итоги (рефлексия) (2 мин.)
Продолжите фразу:
Я понял…
Я узнал…
Я познакомился …
Я научился …
Домашнее задание (1 мин.) Стр. 78-80, подобрать пословицы о порядке и законе (не менее 5).
Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. I вариант.
А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:
Привычка 2) Ритуал 3) церемония 4) Образ
А 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?
Образ жизни и действий
традиционно установившиеся правила поведения
установленные государством общеобязательные правила
Внешние формы поведения человека
А 3. Формальные нормы (правила) это
Нормы, четко зафиксированные в письменной форме
Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно
Нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой
Поведение, которое обязательно для данной группы людей
А 4. Система правил поведения, принятая в определённых социальных кругах и составляющая единое целое
Этикет 2) норма 3) церемония 3) ритуал
А 5. Права, которые обеспечивают возможность участия в управлении страной
1) экономические 2) культурные 3) политические 4 ) социальные
А 6. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан
Конституция 2) Хартия вольности 3)Декларация прав человека 4) Административный кодекс
В1. Укажите вид прав
Права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это_____________________________________________________________________
В2. Укажите характер прав человека
Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других, это значит, что права человека носят _________________ характер
С1. Какими правами обладает ребёнок, которому не исполнилось 14 лет?
Тест по темам «Что значит жить по правилам?» и «Права и обязанности граждан» 7 класс. II вариант.
А 1. По направленности выделяют виды норм
Предписывающие и запрещающие
Формальные и неформальные
Нормы-правила и нормы-ожидания
Групповые и индивидуальные
А 2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству это
Обычай 2) закон 3) норма 4) церемония
А3. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих это
Манеры 2) этикет 3) норма 4) закон
А4. А. Правила этикета складывались веками
Б. Правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени
1) верно и А и Б 2) верно только А 3) верно только Б 4) оба утверждения неверны
А 5. Права, обеспечивающие духовное развитие личности, это
Культурные 2) гражданские 3) экономические 4) политические
А 6. Обеспечивает соблюдение и гарантирует права человека
Родители 2) государство 3) политическая партия 4) сам человек
В1. Укажите вид прав
Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни _____________________________________________________________________
В2. Укажите характер прав человека
Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят _________________ характер
С1. Какие возможности приобретает ребёнок, когда ему исполняется 14 лет?
Группа № 1.
Конституция Российской Федерации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Вопросы:
С какими правами вы познакомились?
К какому виду прав они относятся?
Для чего нам нужны эти права?
Группа № 2.
Конституция Российской Федерации.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Вопросы:
1. С какими правами вы познакомились?
2. К какому виду прав они относятся?
3. Для чего нам нужны эти права?
Группа № 3.
Конституция Российской Федерации.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Вопросы:
1. С какими правами вы познакомились?
2. К какому виду прав они относятся?
3. Для чего нам нужны эти права?
Группа № 4.
Конституция Российской Федерации.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Вопросы:
1. С какими правами вы познакомились?
2. К какому виду прав они относятся?
3. Для чего нам нужны эти права?
Группа № 5.
Конституция Российской Федерации.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.