kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока обществознания Человек в группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый план-конспект урока позволяет довольно легко и грамотно првести урок. Вся необходимая информация находится перед глазами. Нет необходимости использовать несколько источников что значительно сокращает момент объяснения материала. В плане наблюдаются все этапы классического комбинированного урока. На этапе мотивации предложены вопросы которые помогут обучающимся подготовиться к восприятию материала 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания Человек в группе»

План урока.


Преподаватель: Залогина Т.В.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема урока: Человек в группе.

Цель: сформулировать понятие «общение». Дать понятия различных видов общения, охарактеризовать их в зависимости от взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важение. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.















Ход урока.

1. Организационный момент.


2. Мобилизация опорных знаний.

Задание 2. (с. 9).

Допишите недостающие понятия.

  1. В социологии выделяются такие виды личности, как:

- нормативная личность;

- модальная личность;

- маргинальная личность.

2. На формирование личности оказывают влияние такие фак­торы, как:

- наследственность;

- воспитание;

- социальная среда;

- социальные отношения.

3. Выделяют две составляющих социальной среды:

- макросреда;

- микросреда.

4. Социальные отношения включают в себя два уровня:

- социальный;

- психологический.

5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:

- начальная социализация;

- продолженная социализация.

6. Существует две стороны воспитания:

- привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов;

- стихийное усвоение правил поведения.


З.Содержание учебного материала.

Человек — существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его члена­ми, которое называется общением.

Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обсто­ятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое обще­ние. Речь — важнейшее социальное свойство человека. Часто ко­роткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с по­мощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений — все это несет определенную информацию. Форма­ми неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализа­ция. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцеп­тивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное об­щение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще воз­можно между близкими людьми — родителями и детьми, влюб­ленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких лю­дях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное обще­ние — это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от го­ворящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

Диалог — наиболее распространенная форма вербального обще­ния. Он предполагает самостоятельность и активность его участ­ников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога про­ходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог — основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.

Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при со­вместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного об­щения люди приспосабливаются друг к другу, между ними воз­никают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоро­вой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, туше­ние огня пожарниками совместно с жителями соседних домов — все это виды интерактивного общения.

В связи с развитием средств передачи информации видовое раз­нообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выде­лить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотно­шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинако­вым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как извест­но, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приво­дит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями ко­торой становятся все участники общения. Коммуникация же пред­полагает передачу информации одним субъектом другому без об­ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, ин­формационная функция. Общение служит средством передачи ин­формации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую ин­формацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитатель­ная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образ­цы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа­ния совместной деятельности людей и включения человека в об­щество как равноправного его члена.

В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуще­ствляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

Бытовое (повседневное) общение — это общение между близки­ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повсе­дневной бытовой жизни.

Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в про­цессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инст­рукций, указаний и имеет целью достижение положительных ре­зультатов трудовой деятельности. В рамках делового общения ру­ководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способ­ствовать улучшению качества работы.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, роди­тели могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кан­дидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, орга­ны пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обра­щаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза на­казания и т.д.

Обучающее общение — это воздействие обучающего на обучае­мого с целью привить ему определенный комплекс знаний, уме­ний и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обы­денной жизни.

Культурное общение связано с взаимодействием людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посе­щение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных кол­лективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

Научное общение сопровождает научно-исследовательскую дея­тельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велоси­пед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разде­ляющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимо­действие представителей разных направлений в музыке, искусст­ве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на ос­нове сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

Ритуальное общение — это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жиз­ни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, вхо­дящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при со­вершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие пригла­шения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

Одной из разновидностей ритуального общения выступает эти­кет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом на­зывают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведе­ние в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержан­ным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчи­ненный — с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с челове­ком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при при­ветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протяну­той для рукопожатия, считается оскорблением.

Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину — женщине, сотрудника — ру­ководителю. Отдельного человека представляют группе.

На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опозда­нии следует извиниться и объяснить причины задержки.

Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет не­вежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспраши­вать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хо­тели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стари­ками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой жен­щине, выбора темы для разговора в обществе т.д.

Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы об­щения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скром­ность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.







4. Закрепление полученных знаний.


Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

  1. Коммуникация — воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков (передача информации одним субъек­том другому без обратной связи).

  2. Этикет — взаимодействие между людьми (совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим).

  3. Ритуальное общение — общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его (выполнение заранее предписанных правил пове­дения).

  4. Перцептивное общение — общение с помощью слов, то есть речевое общение (общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его).

  5. Бытовое (повседневное) общение — общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни).

  6. Вербальное общение — общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни (общение с помощью слов, то есть речевое общение).

  7. Убеждающее общение — общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности (общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение).

  8. Обучающее общение — передача информации одним субъек­том другому без обратной связи (воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков).

  9. Интерактивное общение — общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение (общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми).

  10. Деловое (служебное) общение — взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям (общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности).

  11. Межкультурное общение — общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность (общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности).

  12. Культурное общение — общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности (взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям).

  13. Общение — выполнение заранее предписанных правил пове­дения (взаимодействие между людьми).

  14. Научное общение — совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим (общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность).

  1. Анализ занятия.

  2. Домашнее задание.

С. 77-80

Ответы на вопросы с.80












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока обществознания Человек в группе

Автор: Залогина Татьяна Владимировна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства