План-конспект урока обществознания Человек в группе
План-конспект урока обществознания Человек в группе
Развернутый план-конспект урока позволяет довольно легко и грамотно првести урок. Вся необходимая информация находится перед глазами. Нет необходимости использовать несколько источников что значительно сокращает момент объяснения материала. В плане наблюдаются все этапы классического комбинированного урока. На этапе мотивации предложены вопросы которые помогут обучающимся подготовиться к восприятию материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания Человек в группе»
План урока.
Преподаватель: Залогина Т.В.
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема урока: Человек в группе.
Цель: сформулировать понятие «общение». Дать понятия различных видов общения, охарактеризовать их в зависимости от взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Средства обучения: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важение. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мобилизация опорных знаний.
Задание 2. (с. 9).
Допишите недостающие понятия.
В социологии выделяются такие виды личности, как:
- нормативная личность;
- модальная личность;
- маргинальная личность.
2. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:
- наследственность;
- воспитание;
- социальная среда;
- социальные отношения.
3. Выделяют две составляющих социальной среды:
- макросреда;
- микросреда.
4. Социальные отношения включают в себя два уровня:
- социальный;
- психологический.
5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:
- начальная социализация;
- продолженная социализация.
6. Существует две стороны воспитания:
- привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов;
- стихийное усвоение правил поведения.
З.Содержание учебного материала.
Человек — существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое называется общением.
Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое общение. Речь — важнейшее социальное свойство человека. Часто короткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с помощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений — все это несет определенную информацию. Формами неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализация. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.
В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцептивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное общение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще возможно между близкими людьми — родителями и детьми, влюбленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких людях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное общение — это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от говорящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).
Диалог — наиболее распространенная форма вербального общения. Он предполагает самостоятельность и активность его участников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога проходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог — основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.
Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при совместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоровой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, тушение огня пожарниками совместно с жителями соседних домов — все это виды интерактивного общения.
В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как известно, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.
Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, информационная функция. Общение служит средством передачи информации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую информацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитательная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образцы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержания совместной деятельности людей и включения человека в общество как равноправного его члена.
В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.
Бытовое (повседневное) общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни.
Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности. В рамках делового общения руководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способствовать улучшению качества работы.
Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, родители могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кандидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, органы пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обращаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза наказания и т.д.
Обучающее общение — это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.
Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных коллективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.
Научное общение сопровождает научно-исследовательскую деятельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велосипед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.
Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на основе сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.
Ритуальное общение — это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жизни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, входящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие приглашения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.
Одной из разновидностей ритуального общения выступает этикет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом называют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.
Наиболее распространенное правило в нашей жизни — это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержанным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчиненный — с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с человеком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при приветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протянутой для рукопожатия, считается оскорблением.
Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину — женщине, сотрудника — руководителю. Отдельного человека представляют группе.
На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опоздании следует извиниться и объяснить причины задержки.
Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет невежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспрашивать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хотели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.
Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стариками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине, выбора темы для разговора в обществе т.д.
Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы общения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скромность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.
4. Закрепление полученных знаний.
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Коммуникация — воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков (передача информации одним субъектом другому без обратной связи).
Этикет — взаимодействие между людьми (совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим).
Ритуальное общение — общение, которое связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его (выполнение заранее предписанных правил поведения).
Перцептивное общение — общение с помощью слов, то есть речевое общение (общение, которое связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его).
Бытовое (повседневное) общение — общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности (общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни).
Вербальное общение — общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни (общение с помощью слов, то есть речевое общение).
Убеждающее общение — общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности (общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение).
Обучающее общение — передача информации одним субъектом другому без обратной связи (воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и навыков).
Интерактивное общение — общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение (общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности (общение между близкими людьми).
Деловое (служебное) общение — взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям (общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение положительных результатов трудовой деятельности).
Межкультурное общение — общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность (общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности).
Культурное общение — общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности (взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям).
Общение — выполнение заранее предписанных правил поведения (взаимодействие между людьми).
Научное общение — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим (общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность).