kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коспект составлен в соответствии с ФГОС. В нем подробно указаны этапы урока с видами работ. Содержание учебного материала соответствует учебникам. Этот конспект можно использовать при проведении уроков по теме в других классах. Предусмотренное закрепление учебного материала позволяет сократить подготовку учащихся дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания »

План урока.


Преподаватель: Залогина Т.В.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема урока: Философские представления о социальных качествах человека.

Цель: объяснить учащимся понятия «человек», «антропогенез», «социогенез». Объяснить в чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека.

Понятия: Антропогенез

Экзогамия

Язык

Социогенез

Эндогамия

Человек

Тип урока: лекция.

Методы: словесный.

Средства обучения: Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студ.

Сред. Проф. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр

«Академия», 2005. – 368 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.





Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мобилизация опорных знаний.

- Что изучает «Обществознание»?

- Какие разделы рассматриваются в обществознании?

З.Содержание учебного материала.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно­стей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т. д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

- Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду?

В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенезстановление человека и социогенезстановление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, на­пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот­ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво­дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного че­ловеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в пер­вую очередь запреты (табу). Появились представления о проис­хождении своего племени от общего предка, в большинстве слу­чаев — от животного (тотемизм). Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению от­личия человека от животных. Запреты касались всех членов об­щины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в живот­ном мире запреты существуют только для слабых.

Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык это процесс передачи информации с по­мощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.

Важным шагом, еще более отдалившим человека от живот­ных, было использование огня как источника тепла, средства обо­роны от хищников, приготовления пищи.

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все боль­ше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источ­ников существования привел в конечном итоге к неолитической революциипереходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социально­го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник­ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с проти­воположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, ут­верждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходи­мость опеки над ними, регулирования их численности, а в неко­торых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарви­нисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики.

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность. Человек воспринимается как часть общества, вин­тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол­нению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достиже­ния определенного социального идеала.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про­гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле­мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.

4. Закрепление полученных знаний.

Задание 1.

Установите соответствие между понятием и определением.

  1. Антропогенез — существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволю­ции.

  2. Экзогамия — становление человека.

  3. Язык — становление общества.

  4. Социогенез — брачные связи внутри группы особей.

  5. Эндогамия — брачные связи вне данного человеческого стада.

  6. Неолитическая революция — представления о происхожде­нии племени от общего предка, в большинстве случаев от живот­ного.

  7. Тотемизм — процесс передачи информации с помощью зву­ков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

  8. Человек — переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

  9. Социологизаторская концепция — теория, утверждающая пер­вичность биологических начал в человеке.

  10. Биологизаторская концепция — теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.

Задание 2.

Допишите недостающие понятия.

  1. Антропосоциогенез объединяет два процесса:

- антропогенез — становление человека;

- социогенез - становление общества.

2. Брачные связи, в зависимости от того, как они осуществляют­ся — внутри одной группы особей или вне нее, называются:

- эндогамия;

- экзогамия.

3. Концепции, рассматривающие первичность либо биологиче­ских, либо социальных начал в человеке, называются:

- биологизаторская;

- социологизаторская.

4. Биологизаторскими концепциями являются:

- фашизм;

- расизм.

Задание 3.

Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.

  2. Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.

  3. Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению аб­страктного мышления.

  4. Поведение человека сводится только лишь к инстинкту са­мосохранения, поскольку для него не свойственно самоог­раничение и самопожертвование в пользу других людей.

  5. С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.

  6. Биологизаторские концепции считают не существенным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.

  7. Биологическое и социальное существуют в человеке обособ­ленно.



  1. Самостоятельная работа.

Задание 4, задание 5.

  1. Анализ занятия.

  2. Домашнее задание.

  1. Прочтите § 2.1 учебника.

  2. Ответьте на вопросы 1-6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока обществознания

Автор: Залогина Татьяна Владимировна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства