Данный коспект составлен в соответствии с ФГОС. В нем подробно указаны этапы урока с видами работ. Содержание учебного материала соответствует учебникам. Этот конспект можно использовать при проведении уроков по теме в других классах. Предусмотренное закрепление учебного материала позволяет сократить подготовку учащихся дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обществознания »
План урока.
Преподаватель: Залогина Т.В.
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема урока: Философские представления о социальных качествах человека.
Цель: объяснить учащимся понятия «человек», «антропогенез», «социогенез». Объяснить в чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека.
Понятия: Антропогенез
Экзогамия
Язык
Социогенез
Эндогамия
Человек
Тип урока: лекция.
Методы: словесный.
Средства обучения: Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студ.
Сред. Проф. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2005. – 368 с.
Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мобилизация опорных знаний.
- Что изучает «Обществознание»?
- Какие разделы рассматриваются в обществознании?
З.Содержание учебного материала.
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homosapiens(человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т. д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.
- Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу?
В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии,т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Появилась экзогамия— брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.
С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются расизми фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.
Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики.
Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.
В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
4. Закрепление полученных знаний.
Задание 1.
Установите соответствие между понятием и определением.
Антропогенез — существо биологического вида Homosapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции.
Экзогамия — становление человека.
Язык — становление общества.
Социогенез — брачные связи внутри группы особей.
Эндогамия — брачные связи вне данного человеческого стада.
Неолитическая революция — представления о происхождении племени от общего предка, в большинстве случаев от животного.
Тотемизм — процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
Человек — переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Социологизаторская концепция — теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке.
Биологизаторская концепция — теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.
Задание 2.
Допишите недостающие понятия.
Антропосоциогенез объединяет два процесса:
- антропогенез — становление человека;
- социогенез - становление общества.
2. Брачные связи, в зависимости от того, как они осуществляются — внутри одной группы особей или вне нее, называются:
- эндогамия;
- экзогамия.
3. Концепции, рассматривающие первичность либо биологических, либо социальных начал в человеке, называются:
- биологизаторская;
- социологизаторская.
4. Биологизаторскими концепциями являются:
- фашизм;
- расизм.
Задание 3.
Исправьте ошибки в предложениях.
Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.
Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.
Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.
Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и самопожертвование в пользу других людей.
С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.
Биологизаторские концепции считают не существенным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.
Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.