kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть применима по теме "Избирательное право" в 11 классе на базовом и профильном уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК – ДЕЛОВАЯ ИГРА в 11 классе

«Сегодня - ученик, завтра -избиратель» (выборы)».

Цель: Повышение уровня информиро­ванности учеников по вопросам избиратель­ного права. Задачи: помочь учащимся разобраться в вопро­сах избирательного права; закрепить знания, полученные на уро­ках обществознания; воспитание чувства гражданственно­сти, патриотизма и долга.

ХОД ИГРЫ - НЕМНОГО ИСТОРИИ - вступительное слово учителя-

-Истоки нынешних вы­боров лежат в Древней Греции и в Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, за­седая в народных собраниях. Воля народа, вы­раженная голосованием в собрании, приобрела силу закона.

-Огромное значение для раз­вития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению та­ких понятий, как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права челове­ка и гражданина».

- В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки исто­рии в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгород­ской земле была сформирована феодальная ре­спублика. Выборные органы власти здесь при­сутствовали с XII по XV века.

-В России выборы приоб­рели особую политическую значимость в на­чале XX в., когда широким кругам населения было представлено право принимать уча­стие в выборах депутатов в Государствен­ную Думу.

-В 1994 году принят Федеральный за­кон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоян­ный статус избирательных комиссий субъек­тов Российской Федерации и установивший порядок их формирования, близкий к совре­менному.

-На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами становления демократического правового государства в Российской Федера­ции, народные выборы в представительные органы местного самоуправления являются единственно допустимым способом избрания.


Правила игры: необходимо разделиться на две команды.

Во­просы командам задаются по очереди. Ответы принимаются только после поднятия руки. На обсуждение даётся не более минуты.

1.Блиц-турнир «Разминка»

1.  На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).

2.  Во сколько лет человек может стать избирателем? (в 18 лет).

3.  Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).

4.  За сколько дней разрешается досроч­ное голосование? (За 15 дней).

5.  Какой законодательный акт являет­ся основой избирательного права в России? (Конституция РФ).

6.  Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).

2. Следующим турниром игры будет «Избирательная лингвистика».

Это развлекательная словесная игра. Смысл её заключается в том, чтобы путём перегруппи­ровки и объединения букв, составляющих сло­ва, образовать понятия, связанные с основами избирательного законодательства.

1.  Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной кампании.

Ответ: Выборы

2.  Час + у + кот = образуется для про­ведения голосования и подсчета голосов из­бирателей.

Ответ: Участок.

3. Тюлень + бел = лист с именами канди­датов для голосования.

Ответ: Бюллетень.

4.  Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в уста­новленном порядке.

Ответ: Кандидат.

5.  Путает + д = лицо, избранное изби­рателями соответствующего избирательно­го округа в представительный орган государ­ственной власти или в представительный орган муниципального образования.

Ответ: Депутат.

6. Льют + бал + дюна = гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голо­сов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.

Ответ: Наблюдатель.

7. Фен + ум + редер = форма прямого волеизлияния граждан РФ по наиболее важ­ным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.

Ответ: Референдум.

8.  Мания + кап = деятельность по подго­товке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должност­ного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении вы­боров до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и прове­дении выборов.

Ответ: Кампания.

3 Турнир «Тёмная лошадка».

Вам предлагаются понятия, а вы должны определить, что они предполагают.

1.  Эмблема, отличительный знак госу­дарства, города, изображаемая на флагах (знамёнах), денежных знаках, печатях, некото­рых официальных документах, зданиях. (Герб).

2.  Основной закон государства, опреде­ляющий основы общественного и государ­ственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельно­сти, права и обязанности граждан; основа за­конодательства государства. (Конституция).

3.  Официальный документ, удостове­ряющий личность гражданина и содержащий сведения о его возрасте, поле, семейном по­ложении, месте жительства, дате и учрежде­нии его выдавшем. (Паспорт).

4.  Официальный символ государст­венной власти; олицетворяет суверенитет государства. Поднимается на зданиях верхов­ных органов государственной власти и управ­ления, посольств и т. д. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновели­ких горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. (Государственный флаг).



4 ТУРНИР «Порядок голосования».

Ученики получили карточки, на которых указаны различные этапы процесса голосования.

Задание – разложить карточки по порядку.

Карточки
А. предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию
Б. роспись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня
В. внесение в список избирателей серии и номера паспорта, проверка избирателем правильности
Г. личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке
Д. голосование проводится в отдельной кабине (специально оборудованном для тайного голосования месте) путём внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), соответствующий выбору избирателя
Е. получение избирателем избирательного бюллетеня.


5.Турнир «Эстафета»

Ученикам необходимо заполнить пропуски в тексте, выбрав из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз (в списке слов больше, чем потребуется).
Текст с заданием
«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология

Ключи: A 2, Б 6, В 4, Г 8, Д 7,Е 1

6. Турнир «Кто быстрее»

Задание: найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда.
1. Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная кампания.
Ответ: 
2. Гласность, демократия, политический плюрализм, парламентаризм, принцип большинства, демократия
Ответ: 
3. Избирательная система, избирательный барьер, одномандатный избирательный округ, распределение мандатов, партийный список, тайное голосование
Ответ: 1.избирательное право.2.демократия.3.избирательная система.

7.Турнир «СООТНОШЕНИЕ»

Ученикам необходимо соотнести карточки друг с другом (термин - обозначен цифрами, определение - обозначено буквами).
1. абсентеизм
2. активное избирательное право
3. выборы
4. депутат
5. избирательный ценз
6. кандидат
7. мандат
8. пассивное избирательное право
9. политическая партия
10. электорат
А. способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью голосования.
Б. выборный представитель в органах власти, полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.
В. устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права
Г. лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность
Д. устойчивая организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами
Е. уклонение от участия в выборах
Ё. право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Ж. документ, удостоверяющий депутатские полномочия предъявителя, права выполнять депутатские обязанности
З. избиратели, участвующие в выборах в государственные структуры.
И. право граждан участвовать в выборах

Ключи: 1Е, 2И, 3А, 4Б, 5В, 6Г, 7Ж, 8 Ё, 9Д, 10З.


8.ТУРНИР – «Наведи порядок»

Ученики получают  листы  с  заданиями. В  левой  части  листа  записаны  определения, а  в  правой  соответствующие  им понятия, которые  надо  привести  в  соответствие  прямыми  линиями.

Главный  избирательный  орган  страны                          Избирательный  бюллетень

Парламент  РФ                                                                    Народ

Носитель  суверенитета  и  единственный                       Президент                 

 источник  власти  в  РФ

 Документ, выданный  для  голосования,                         Федеральное  собрание

содержащий  фамилии  кандидатов

 Главнокомандующий  Вооруженных  сил  РФ               Центральная  избирательная

                                                                                               комиссия                             

Право  избирать  в  представительные  и                         Пассивное  избирательное

исполнительные  органы  власти                                       право                                                                                                                   

                                     

Право  быть  избранным  в  органы                                   Активное  избирательное

государственной  власти  и  местного                               право

самоуправления                                                                        

9.Турнир «Юридическая консультация»

А теперь представьте, что вы юристы, к вам на консультацию приходят люди, чтобы узнать свои права по избирательному праву и вы должны на них ответить. Итак, следую­щий турнир так и называется «Юридическая консультация».

1.  Кандидат в депутаты обратился в из­бирательную комиссию с просьбой зареги­стрировать его кандидатуру. Он сдал в из­бирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддер­живают. Во время проверки подписных ли­стов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избиратель­ная комиссия исключить такие подписи из подписных листов? Почему? (да, должна, потому что право подписей избирателей, участников референдума принадлежит дее­способным гражданам Российской Федера­ции, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста).

2.  В городе Добрянка выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывеше­ны списки избирателей. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуж­дал он этот вопрос со своим другом Сергеем. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Прав ли Сергей? Почему? (Нет не прав, потому что в списки избирате­лей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет)


3.  Во время предвыборной кампании, в дверь пенсионера Николая Максимовича по­звонили. На пороге стояли молодые люди, ко­торые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказы­вали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если вы­берут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения пред­выборной агитации? (Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей).

4.  Избиратель предъявляет два или не­сколько паспортов и просит разрешения прого­лосовать за других граждан (за отсутствующе­го или болеющего члена семьи, соседа и т. д.). Допустимо ли это? (Нет, так как каждый из­биратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятель­но расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень).

5.  Избиратель не имеет при себе па­спорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосо­вать? (Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт граж­данина РФ, избирательный бюллетень не вы­даётся).

10.Турнир - Вопросы не из «легких! »- нужно ответить на вопросы-

1.  Какие основные принципы выборов Вам известны?2. Что такое избирательный округ? 3.  Для чего создаются избирательные ко­миссии? 4.  Какие избирательные комиссии соз­даются? 5.  В какие сроки проводится предвы­борная агитация? 6.  Как происходит подсчёт голосов и определение итогов выборов?

ОТВЕТЫ -1. Принцип свободы выборов, принцип всеобщего избирательного права, принцип равного избирательного права, прин­цип прямого избирательного права, тайна го­лосования.2. Опре­делённая территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо.3. Для обеспечения реализации и защи­ты избирательных прав граждан; осущест­вляют подготовку и проведение выборов, рассматривают поступившие жалобы на нарушение законодательства в ходе выборов, дают ответы на жалобы.4. ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; районные, городские избиратель­ные комиссии; участковые избирательные комиссии.5. После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избира­тельной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня го­лосования предвыборную агитацию проводить запрещено.6. После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избира­тельной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня го­лосования предвыборную агитацию проводить запрещено.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ - Нужно продолжить фразу «Я буду голосовать на выборах, потому что …»
— живу в этой стране;
— я — гражданин своей страны;
— имею на это право;
— отношусь к этому с большой ответственностью;
— мой голос может стать решающим;
— мне предоставлено право выбора;
— не хочу отличаться от других;
— считаю это своей обязанностью;
— хочу улучшить обстановку в своей стране;
— мне не безразлично будущее своей страны;
— подаю пример другим;
— голосую за справедливость

Основные выводы. Рефлексия.

ИТАК, подведем итоги – Как вы поняли, что такое выборы, какую роль они играют в жизни человека и государства?

Выборы являются важнейшим элементом демократического государства, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Домашнее задание: составить рекламную листовку «Молодежь за выборы!»

Конкурс для болельщи­ков.

1.  В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении ещё более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших за­трат на погребение и о неиспользуемом, к со­жалению, в медицине средстве реанимации? ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

2.  В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет ковар­ный план убийства двух лиц и лишь благо­даря общественности всё заканчивается бла­гополучно? («Красная шапочка»).

3.  В какой сказке лицо, имеющее весь­ма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покуше­ние на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и се­меро козлят»).

4.  В какой сказке речь идёт о спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на сорев­нования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему по­дойти к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и гру­бо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»).

5.  В какой сказке невеста была украде­на накануне свадьбы у одного жениха, убе­жала от другого и вышла замуж за третьего? ( «Дюймовочка»)

)6.  Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следую­щая встреча оказалась, видимо, роковой. При­меты: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»)

7.  В какой сказке один долго-долго­ житель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе закон­ную жену? («Царевна-лягушка»)

8.  В какой сказке женщина крайне нео­пределённых лет замышляет похитить чужо­го ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композито­ром Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам совре­менного сбора урожая и тому, как в резуль­тате бесхозяйственности молоко утекает по рекам. (Гуси-лебеди)

9.  Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма, шубу, яви­лась в гости, да так и не захотела уйти оттуда, очень уж ей понравилась архитектура строе­ния? К кому только не обращался хозяин о вы­селении гостьи, пока действия её не были ква­лифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»).

10. В какой сказке одна дама, восполь­зовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвиже­ния по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к богатству? («Сказка о рыбаке и рыбке»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"

Автор: Азанова Марина Рифовна

Дата: 26.03.2021

Номер свидетельства: 576827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства