Просмотр содержимого документа
«Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"»
ОТКРЫТЫЙ УРОК – ДЕЛОВАЯ ИГРА в 11 классе
«Сегодня - ученик, завтра -избиратель» (выборы)».
Цель: Повышение уровня информированности учеников по вопросам избирательного права. Задачи: помочь учащимся разобраться в вопросах избирательного права; закрепить знания, полученные на уроках обществознания; воспитание чувства гражданственности, патриотизма и долга.
ХОД ИГРЫ - НЕМНОГО ИСТОРИИ - вступительное слово учителя-
-Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и в Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобрела силу закона.
-Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как «активное право», «пассивное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина».
- В Древней Руси царила прямая демократия. Вспомните уроки истории в школе, рассказ о вечевых собраниях. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.
-В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было представлено право принимать участие в выборах депутатов в Государственную Думу.
-В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», закрепивший постоянный статус избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и установивший порядок их формирования, близкий к современному.
-На сегодняшний день, когда мы все являемся непосредственными очевидцами становления демократического правового государства в Российской Федерации, народные выборы в представительные органы местного самоуправления являются единственно допустимым способом избрания.
Правила игры: необходимо разделиться на две команды.
Вопросы командам задаются по очереди. Ответы принимаются только после поднятия руки. На обсуждение даётся не более минуты.
1.Блиц-турнир «Разминка»
1. На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).
2. Во сколько лет человек может стать избирателем? (в 18 лет).
3. Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).
4. За сколько дней разрешается досрочное голосование? (За 15 дней).
5. Какой законодательный акт является основой избирательного права в России? (Конституция РФ).
6. Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).
2. Следующим турниром игры будет «Избирательная лингвистика».
Это развлекательная словесная игра. Смысл её заключается в том, чтобы путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, образовать понятия, связанные с основами избирательного законодательства.
1. Робы + вы = форма участия граждан в управлении государством путём участия в избирательной кампании.
Ответ: Выборы
2. Час + у + кот = образуется для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.
Ответ: Участок.
3. Тюлень + бел = лист с именами кандидатов для голосования.
Ответ: Бюллетень.
4. Дата + динк = претендент на занятие должности, замещаемой в порядке выборов, зарегистрированный в этом качестве в установленном порядке.
Ответ: Кандидат.
5. Путает + д = лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования.
Ответ: Депутат.
6. Льют + бал + дюна = гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.
Ответ: Наблюдатель.
7. Фен + ум + редер = форма прямого волеизлияния граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений.
Ответ: Референдум.
8. Мания + кап = деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведении выборов.
Ответ: Кампания.
3 Турнир «Тёмная лошадка».
Вам предлагаются понятия, а вы должны определить, что они предполагают.
1. Эмблема, отличительный знак государства, города, изображаемая на флагах (знамёнах), денежных знаках, печатях, некоторых официальных документах, зданиях. (Герб).
2. Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан; основа законодательства государства. (Конституция).
3. Официальный документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий сведения о его возрасте, поле, семейном положении, месте жительства, дате и учреждении его выдавшем. (Паспорт).
4. Официальный символ государственной власти; олицетворяет суверенитет государства. Поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств и т. д. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цвета. (Государственный флаг).
4 ТУРНИР «Порядок голосования».
Ученики получили карточки, на которых указаны различные этапы процесса голосования.
Задание – разложить карточки по порядку.
Карточки А. предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию Б. роспись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня В. внесение в список избирателей серии и номера паспорта, проверка избирателем правильности Г. личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке Д. голосование проводится в отдельной кабине (специально оборудованном для тайного голосования месте) путём внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), соответствующий выбору избирателя Е. получение избирателем избирательного бюллетеня.
5.Турнир «Эстафета»
Ученикам необходимо заполнить пропуски в тексте, выбрав из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз (в списке слов больше, чем потребуется). Текст с заданием «Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г). Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».
Список терминов: 1) пропорциональная 2) система 3) смешанная 4) процесс 5) кампания 6) право 7) мажоритарная 8) традиции 9) идеология
Ключи: A 2, Б 6, В 4, Г 8, Д 7,Е 1
6. Турнир «Кто быстрее»
Задание: найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда. 1. Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная кампания. Ответ: 2. Гласность, демократия, политический плюрализм, парламентаризм, принцип большинства, демократия Ответ: 3. Избирательная система, избирательный барьер, одномандатный избирательный округ, распределение мандатов, партийный список, тайное голосование Ответ: 1.избирательное право.2.демократия.3.избирательная система.
7.Турнир «СООТНОШЕНИЕ»
Ученикам необходимо соотнести карточки друг с другом (термин - обозначен цифрами, определение - обозначено буквами). 1. абсентеизм 2. активное избирательное право 3. выборы 4. депутат 5. избирательный ценз 6. кандидат 7. мандат 8. пассивное избирательное право 9. политическая партия 10. электорат А. способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью голосования. Б. выборный представитель в органах власти, полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти. В. устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права Г. лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Д. устойчивая организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами Е. уклонение от участия в выборах Ё. право гражданина быть избранным в представительные органы государства. Ж. документ, удостоверяющий депутатские полномочия предъявителя, права выполнять депутатские обязанности З. избиратели, участвующие в выборах в государственные структуры. И. право граждан участвовать в выборах
Ключи: 1Е, 2И, 3А, 4Б, 5В, 6Г, 7Ж, 8 Ё, 9Д, 10З.
8.ТУРНИР – «Наведи порядок»
Ученики получают листы с заданиями. В левой части листа записаны определения, а в правой соответствующие им понятия, которые надо привести в соответствие прямыми линиями.
Главный избирательный орган страны Избирательный бюллетень
Парламент РФ Народ
Носитель суверенитета и единственный Президент
источник власти в РФ
Документ, выданный для голосования, Федеральное собрание
содержащий фамилии кандидатов
Главнокомандующий Вооруженных сил РФ Центральная избирательная
комиссия
Право избирать в представительные и Пассивное избирательное
исполнительные органы власти право
Право быть избранным в органы Активное избирательное
государственной власти и местного право
самоуправления
9.Турнир «Юридическая консультация»
А теперь представьте, что вы юристы, к вам на консультацию приходят люди, чтобы узнать свои права по избирательному праву и вы должны на них ответить. Итак, следующий турнир так и называется «Юридическая консультация».
1. Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избирательная комиссия исключить такие подписи из подписных листов? Почему? (да, должна, потому что право подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособным гражданам Российской Федерации, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста).
2. В городе Добрянка выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывешены списки избирателей. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуждал он этот вопрос со своим другом Сергеем. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Прав ли Сергей? Почему? (Нет не прав, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет)
3. Во время предвыборной кампании, в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации? (Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей).
4. Избиратель предъявляет два или несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т. д.). Допустимо ли это? (Нет, так как каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень).
5. Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать? (Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся).
10.Турнир - Вопросы не из «легких! »- нужно ответить на вопросы-
1. Какие основные принципы выборов Вам известны?2. Что такое избирательный округ? 3. Для чего создаются избирательные комиссии? 4. Какие избирательные комиссии создаются? 5. В какие сроки проводится предвыборная агитация? 6. Как происходит подсчёт голосов и определение итогов выборов?
ОТВЕТЫ -1. Принцип свободы выборов, принцип всеобщего избирательного права, принцип равного избирательного права, принцип прямого избирательного права, тайна голосования.2. Определённая территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное выборное лицо.3. Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан; осуществляют подготовку и проведение выборов, рассматривают поступившие жалобы на нарушение законодательства в ходе выборов, дают ответы на жалобы.4. ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; районные, городские избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.5. После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня голосования предвыборную агитацию проводить запрещено.6. После того, как кандидат зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией, он имеет право проводить предвыборную агитацию, за сутки до дня голосования предвыборную агитацию проводить запрещено.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ - Нужно продолжить фразу «Я буду голосовать на выборах, потому что …» — живу в этой стране; — я — гражданин своей страны; — имею на это право; — отношусь к этому с большой ответственностью; — мой голос может стать решающим; — мне предоставлено право выбора; — не хочу отличаться от других; — считаю это своей обязанностью; — хочу улучшить обстановку в своей стране; — мне не безразлично будущее своей страны; — подаю пример другим; — голосую за справедливость
Основные выводы. Рефлексия.
ИТАК, подведем итоги – Как вы поняли, что такое выборы, какую роль они играют в жизни человека и государства?
Выборы являются важнейшим элементом демократического государства, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.
Домашнее задание: составить рекламную листовку «Молодежь за выборы!»
Конкурс для болельщиков.
1. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении ещё более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации? ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
2. В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).
3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят»).
4. В какой сказке речь идёт о спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен - проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. («Колобок»).
5. В какой сказке невеста была украдена накануне свадьбы у одного жениха, убежала от другого и вышла замуж за третьего? ( «Дюймовочка»)
)6. Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома среди бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо, роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек. («Колобок»)
7. В какой сказке один долго-долго житель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка»)
8. В какой сказке женщина крайне неопределённых лет замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам современного сбора урожая и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает по рекам. (Гуси-лебеди)
9. Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую клейма, шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда, очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия её не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»).
10. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет всё из-за безмерной тяги к богатству? («Сказка о рыбаке и рыбке»).