Просмотр содержимого документа
«Основы конституционного строя Республики Беларусь»
План учебного занятия
по теме: «Основы конституционного строя Республики Беларусь»
Цели учебного занятия:
Образовательная:сформировать знания о конституционном строе Республики Беларусь;
Развивающая: способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач при изучении основных конституционных принципов устройства белорусского государства;
Воспитательная: создать условия для воспитания у учащихся политической и правовой культуры, гражданской ответственности, чувства патриотизма и национальной самоидентификации.
Методическая:раскрыть возможности применения различных методов и приемов для активизации деятельности учащихся на учебном занятии.
Тип учебного занятия: комбинированное
Вид учебного занятия: практикум
Оборудование: Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.), учебное пособие для 11 класса «Обществоведение» М.И.Вишневский, презентация
Ход учебного занятия:
1.Организационный момент
Проверка присутствующих на учебном занятии
Проверка готовности учащихся к учебному занятию
2. Мотивация предстоящей деятельности
Сегодняшнее занятие посвящено практике по теме «Основы конституционного строя Республики Беларусь». Вы сможете почувствовать себя не только гражданами своей страны, но и немного государственными деятелями, успешно решающими разные вопросы. Полученные знания вы сможете применить для поиска ответов на вопросы конституционного права
Задача учебного занятия:(совместное целеполагание учебного занятия) закрепить умение характеризовать конституционный строй Республики Беларусь
3. Актуализация знаний
Для того чтобы перейти к конституционному строю РБ, давайте вспомним:
А.Входная диагностика
А) Что такое государство?(Дать определение).
Б) Назовите основные признаки государства:
Соотнесите признаки государства и символы, их обозначающие (слайд презентации).
Вспомните с курса географии, какие государства являются республиками, монархией
Г.Каждый представитель своего государства должен представить государство через основные признаки формы территориального устройства, политического режима:
Раздаются карточки:
А)унитарное демократическое государство
Б) федеративное тоталитарное государство
В)унитарная президентская республика.
Учащиеся с помощью основных признаков данных понятий, должны охарактеризовать государство. А остальные группы должны угадать, что за государство.
На основании данных признаков, назвать государства – унитарные, федеративные.
А что является гарантом права в любом государстве?
(примерный ответ: Конституция)
Дать определение понятию Конституция.
Читаем слайд и анализируем материал, представленный на слайде:
Конституция – (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Задание для групп: назвать основные свойства Конституции
(на слайде показана схема основных свойств Конституции)
Вывод:Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество, как образуются органы власти (центральные и местные), избирательная система каковы основные права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг и столица государства.
Задание: групповая работа по изучению Конституции РБ (с использованием текста Конституции РБ и материала учебного пособия «Обществоведение» 11 класс).
I группа изучает разделI «Основы конституционного строя» и выписывает, что относится к основам конституционного строя РБ и его принципы.
II группа изучает разделII «Личность, общество, государство» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод». (Классификация прав и свобод).
III группаизучает разделVI «Президент Республики Беларусь» и записывает «Президент РБ – это…» и требования при назначении на должность президента.
Итак, мы с вами определили, что такое государство, какими признаками обладает, какие есть государства по форме правления, по форме территориального устройства, по форме политического режима.
Физкультминутка
Теперь эти понятия применим к конституционному строю Республики Беларусь.
Первый раздел Конституции Республики Беларусь, как и соответствующие разделы во многих зарубежных конституциях, содержит общие, основополагающие, отправные положения и называется «Основы конституционной строя». Термин «конституционный строй» является относительно новым в белорусском конституционном праве. Он пришел на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».
Задания для групп:
Первая группа: назвать важнейшие черты конституционного строя:
— реальное подчинение государства праву;
— признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;
— разделение властей, система сдержек и противовесов;
— многообразие форм собственности;
— политический плюрализм;
— наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.
Вторая группа: перечислить элементы конституционного строя Республики Беларусь:
власть народа, политическая система, экономическая система и социальная основа белорусского общества.
Основы конституционного строя— это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.
Третья группа: назвать основы конституционного строя:
К основам конституционного строя можно отнести:
— гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);
— демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;
— социально ориентированная рыночная экономика;
— унитаризм;
— провозглашение Республики Беларусь правовым государством;
— республиканская форма правления;
— государственный суверенитет Республики Беларусь.
Теперь на основании вышеизложенного дадим характеристику конституционного строю РБ:
Итак, РБ –это
Унитарное
Демократическое
Социальное
Правовое государство
Е: основным элементом правового государства является гражданское общество. Что такое гражданское общество? На основании ваших знаний,приведите пример гражданского общества в РБ
3.Рефлексия
А) Закрепления знаний - предлагаю учащимся пройти тест.
В результате практической деятельности учащимся на занятии удалось закрепить их теоретические знания по теме, развить познавательные способности, умения анализировать полученную информацию, решать задачи
Б) Анкета
На учебном занятии я работал
Активно\пассивно
Своей работой на учебном занятии я
Доволен\не доволен
Занятие для меня показался
Коротким\длинным
За учебное занятие я
Не устал\устал
Мое настроение
Стало лучше\стало хуже
Материал занятия мне был
Понятен\не понятен
Полезен\бесполезен
Интересен\скучен
Домашнее задание мне кажется
Легким\трудным
Интересным\неинтересным
4. Оценивание деятельности учащихся на учебном занятии и выставление отметок