I. Организационный момент. Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками. 2. Актуализация знаний Слайд 1 Раздел, тема 1. Постановка проблемы. В чем уникальность сущности человека Слайд 2 Практикум – закончить предложение (из 4 позиций выбрать 1) Слайд 3 Чем же человек отличается от других живых существ? Деятельность – назвать виды деятельности Слайд 4 Из названного мы уже изучили труд, обучение, игру, а сегодня на уроке мы будем говорить о таком виде деятельности как общение. 3. Новый материал 2. Работа с эпиграфами. « Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт. Слайд 5 Определение темы. Общение как обмен информацией Представляется план урока. Что такое общение Специфика информационного обмена Средства общения Барьеры общения Особенности общения в современном мире Слайд 6 1.Общение Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Слайд 7 Работа с определением, выделение ключевых слов Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности. Однако в общении людей коммуникация не сводится только к информационному процессу. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при описании коммуникативной стороны общения необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми.
2. Специфика информационного общения заключается в следующем Слайд 8 . Во всех случаях общения возникают отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом Слайд 9 Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Слайд 10 Вывод, практикум Слайд 11-12 Термин «коммуникация» часто используют наряду с понятием «общение». В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт информацию ( это могут быть знания, идеи, указания и т.д.). Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут выполнять и человек, и машина, и животное. Признаки субъекта во всех случаях приёма коммуникационной информации не существенны. А информация практически не меняется. Слайд 13 Практикум – слайд 14-15 3. Средства общения Каким же образом передается информация? - вербальное, невербальное; Вербальное – (с англ. Словесный) слово Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов. Слайд 16 Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения. Слайд 17 Теперь выясним, при каком виде общения лучше всего происходит обмен информацией. Для этого вернемся к определению общения (работа с ключевыми словами). Таким образом, мы можем сделать вывод, что лучшим видом общения является диалог Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Слайд 18 Практикум – слайд 19 Но всегда ли люди понимают друг друга? Существуют ли барьеры при общении? Для этого мы должны вспомнить материал основной школы. Слайд - 20 (привести примеры) Практикум – слайд 21 Подумайте и ответьте на вопрос: «Происходят ли изменения в процессе обмена информацией?» Первобытные люди общались с помощью жестов, мимики, рисунков, затем появляется речь, письмо, телеграф, телефон, и, наконец, информационные технологии. В чем же особенности современных форм обмена информацией, давайте рассмотрим их, попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны данного процесса. Слайд 22-23. |