kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Общение как обмен информацией" - разработка урока по обществознанию в 10 классе, профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку, 10 класс, профильный уровень. Содержательная линия - обществознание. Место урока в курсе - 11 урок в главе "Личность. Межличностное общение" .  Тип урока - изучение нового материала. Материал урока разработан в соответствии с программой по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. и др., профильный уровень. Разработка включает конспект урока, технологическую карту, презентацию, раздаточные  материалы для работы учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока.


Организационная информация


Тема урока



Общение как обмен информацией

Предмет

Обществознание

Класс

10

Автор урока (ФИО, должность)

Липатова Алла Владимировна, учитель истории и обществознания.

Образовательное учреждение

МАОУ СОШ № 2

Республика/край, город/поселение

Г. Боровичи

Методическая информация


Тип урока


Изучение нового материала

Цели урока


  • дать учащимся представление об общении как информационном обмене;

  • познакомить учащихся с различными видами и формами общения;

  • Развивать умения применять полученные знания при подготовке к итоговой аттестации

Задачи урока


Образовательная:

-Усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о необходимости общения, средствах и формах общения, особенностях информационного общения в современном мире

Развивающая:

-Продолжить развитие личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке способов действия с позиций эмоциональных, эстетических, нравственных, мировоззренческих; умение четко организовывать групповую и самостоятельную работу

Воспитательная:

- Ответственный осознанный (не только эмоциональный, но и аргументированный) выбор личностной позиции. Такая позиция включает в себя признание достоинств противника, а также критику «своей» стороны. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Кроме того, личностная позиция предполагает сочувственную и нравственную оценку деяний людей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать, что:

1. Общение означает обмен между людьми определенными результатами их деятельности;

2. Человек, с момента рождения нуждается в общении;

3. Благодаря общению люди учатся взаимодействовать, оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;

4. Существуют различные формы общения

4. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.


Учащиеся должны понимать, что такое:

1. Общение;

2. Какова специфика общения

3. Существуют барьеры, препятствующие общению


Учащиеся должны уметь:

1. Объяснять смысл основных понятий;

2. Доказывать важность общения для человека;

3. Применять знания на практике

Основные понятия урока

1. Общение;

2. Коммуникация;

3. Диалог

4. информационное общество

Формирование компетенций учащихся

Учебно – познавательные компетенции формируются через самостоятельную познавательную деятельность.

Через информационные компетенции формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Компетенции личностного самосовершенствования направляются на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Ценностно – смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика.

Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений

Методы и приемы





- индивидуальная работа, групповая, фронтальная; - диалог; - презентация;

- решение проблемных ситуации;

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Объяснение нового материала

  4. Итоги урока.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание». М., 2008;

компьютер, проектор и экран; презентация по теме урока, раздаточный материал.


Предварительная подготовка

Определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку; составление конспекта учителем и создание на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем; подбор заданий и вопросов к уроку, , презентации, созданной самим учителем.

Ожидаемый результат

Изучение основных понятий темы «Общение как обмен информацией»; формирование ключевых компетенций (поиск, отбор, систематизация полученной информации, умение обобщать результаты своей работы и формулировать выводы, умение оперировать понятиями и применять знания на практике, уметь работать в группе и индивидуально); на примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.


Подготовительный этап.

Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint.

Учитель приглашает уч-ся в класс. Учащиеся распределяются по группам. (4 группы)


Ход и содержание урока.

Мотивация учащихся.


I. Организационный момент.

Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками.

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Раздел, тема


1. Постановка проблемы.

В чем уникальность сущности человека

Слайд 2

Практикум – закончить предложение (из 4 позиций выбрать 1)

Слайд 3


Чем же человек отличается от других живых существ?

Деятельность – назвать виды деятельности

Слайд 4

Из названного мы уже изучили труд, обучение, игру, а сегодня на уроке мы будем говорить о таком виде деятельности как общение.

3. Новый материал


2. Работа с эпиграфами.

« Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»

Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт.

Слайд 5

Определение темы.


Общение как обмен информацией


Представляется план урока.

Что такое общение

Специфика информационного обмена

Средства общения

Барьеры общения

Особенности общения в современном мире

Слайд 6


1.Общение

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Слайд 7

Работа с определением, выделение ключевых слов


Когда говорят о коммуникативной стороне общения, прежде всего имеют в виду обмен знаниями, представлениями, идеями, чувствами и другими результатами психической деятельности. 
Однако в общении людей коммуникация не сводится только к информационному процессу. В общении информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому при описании коммуникативной стороны общения необходимо четко понимать специфику информационного обмена между людьми. 

2. Специфика информационного общения заключается в следующем

Слайд 8

. Во всех случаях общения возникают отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом

Слайд 9

Взаимное информирование людей предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и со стороны его партнера. Другой участник процесса общения также выступает в качестве субъекта, отсюда следует, что, передавая ему информацию, необходимо ориентироваться на его мотивы, цели, установки (в то же время не упуская из поля зрения своих собственных целей, мотивов, установок). Но и этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от партнера. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только простое «движение информации», но и активный обмен ею. По мнению специалистов, главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль для каждого участника общения играет значимость информации. Значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. 

Слайд 10

Вывод, практикум

Слайд 11-12

Термин «коммуникация» часто используют наряду с понятием «общение».

В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт информацию ( это могут быть знания, идеи, указания и т.д.). Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом. Роль получателя могут выполнять и человек, и машина, и животное. Признаки субъекта во всех случаях приёма коммуникационной информации не существенны. А информация практически не меняется.

Слайд 13

Практикум – слайд 14-15

3. Средства общения

Каким же образом передается информация?

- вербальное, невербальное;

Вербальное – (с англ. Словесный) слово

Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов.

Слайд 16

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. 
Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего искажается смысл сообщения.

Слайд 17

Теперь выясним, при каком виде общения лучше всего происходит обмен информацией. Для этого вернемся к определению общения (работа с ключевыми словами).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что лучшим видом общения является диалог

Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Слайд 18


Практикум – слайд 19

  1. Но всегда ли люди понимают друг друга? Существуют ли барьеры при общении? Для этого мы должны вспомнить материал основной школы.

Слайд - 20 (привести примеры)

Практикум – слайд 21


  1. Подумайте и ответьте на вопрос: «Происходят ли изменения в процессе обмена информацией?»

Первобытные люди общались с помощью жестов, мимики, рисунков, затем появляется речь, письмо, телеграф, телефон, и, наконец, информационные технологии.

В чем же особенности современных форм обмена информацией, давайте рассмотрим их, попытаемся выделить положительные и отрицательные стороны данного процесса.

Слайд 22-23.


Новая тема

Рефлексия деятельности на уроке


Наш урок подходит к завершению.

Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что включает в себя общение?

Почему общение необходимо человеку?

Практикум – слайд 24-25

Домашнее задание


  • П. 31 – прочитать, выучить определения

  • Составить сравнительную таблицу: «Общение и коммуникация»

  • Вопросы 2-3 – письменно в тетради

  • «Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский) – как Вы можете объяснить данное высказывание, свой ответ аргументируйте двумя примерами.

Дополнительная необходимая информация

Предлагаемый материал сорокаминутного урока

включает в себя разнообразные виды работ:

- обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий;

- организацию групповой работы по закреплению материала;

- просмотр и работа по мультимедийной презентации;

- выполнение учеников практических заданий

В помощь учителю


Использованные источники и литература

Учебник Л. Н. Боголюбов «Обществознание»;

А. А. Бодалев «Личность и общение». М., 1984

В.А. Мелихов, Н.А. Рыбаков «Искусство общения» Псков. 1999

Н.И. Дорожкина «Современный урок истории» использование мультимедийных презентаций. Практические советы.

http://www.knigge.ru/tests.php - что такое общение? Культура общения, тесты по теме…

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Мультимедийные презентации – современный и удобный способ изучения и закрепления учебного материала.

Для того, чтобы осуществить урок с использованием мультимедиа нужно:

-оборудование: (1 компьютер – автоматизированное место учителя) и проектор, присоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран;

- учитель, владеющий навыками работы на компьютере;

- разработка уроков (презентация)



Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку»

Материалы к уроку


Раздел – «Человек»

Тема – «Личность. Межличностные отношения».

Сущность человека



Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека


  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов

  2. давать отпор любым агрессивным выпадам против него

  3. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной

  4. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)




«Единственная роскошь – человеческое общение»
А. де Сент – Экзюпери французский писатель –

Объяснить высказывание, привести аргументы


Назовите функции общения

- _____________________________________

- _____________________________________

- _____________________________________


Общение как обмен информацией

Основные вопросы:

  • Что такое общение

  • Специфика информационного обмена

  • Средства общения

  • Барьеры общения

  • Особенности общения в современном мире



Определение - знать

Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Выделить ключевые слова:

общение







ОБЩЕНИЕ



ДВУНАПРАВЛЕНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ


ОБЪЕКТ СУБЬЕКТ






Объект = субъект


















специфика информационного обмена между людьми:


  • общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой (в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание);

  • посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга;

  • «важно находить общий язык» - обладание единой или сходной системой кодирования и декодирования информации.



Коммуникация 
однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи .

  • В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт информацию ( это могут быть знания, идеи, указания и т.д.).

  • Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом.

  • Роль получателя могут выполнять и человек, и машина, и животное.

  • Признаки субъекта во всех случаях приёма коммуникационной информации не существенны. А информация практически не меняется.


Средства общения


Неречевые речевые


___________________ __________________________

______________________ __________________________

______________________ ___________________________

______________________ ___________________________


Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».


Что мешает общению


Факторы ______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________

_______________________



особенности информационного общения в современном мире


  • формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения;

  • технические средства (телефон, компьютер), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;

  • сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;

  • характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.


Поставьте «+» там, где положительная сторона

« -« там, где отрицательная сторона

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока по предмету на основе ЭОР

Содержательная линия – обществознание, 10 класс

Тема урока «Общение как обмен информацией».

Цель урока:

  • дать учащимся представление об общении как информационном обмене;

  • познакомить учащихся с различными видами и формами общения;

  • Развивать умения применять полученные знания при подготовке к итоговой аттестации

Место урока в курсе - 11 урок в главе «Личность. Межличностное общение»


Этап урока

Цели Этапа

Форма организации работы



ЭОР (тип, краткая характеристика)

По основным этапам процесса обучения

Вид деятельности учащихся с ЭОР

Модель учебно-познавательной деятельности учащихся на основе ЭОР

Форма контроля

1) Организационный этап.












 призван сконцентрировать внимание учащихся и сориентировать, направить их на работу.

Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации раздаточного материала. Фронтальная, групповая форма работы










Вводный-тестирование, беседа, наблюдение


Текущий -опрос, практическая работа, тестирование(проводится на всех этапах урока)

2)Изучение нового материала



1) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



2) Актуализация знаний.



3) Первичное усвоение новых знаний.



4) Первичная проверка понимания

5) Первичное закрепление.




































  повторить основные теоретические положения (в форме фронтального опроса), выполнить упражнения (на распознавание, классифицирование, выделение, сравнение) на усвоение материала (в форме беседы и ответа с комментарием), проконтролировать степень усвоения материала (в форме теста с последующим самоконтролем), при необходимости, начать работу по коррекции знаний, ликвидации обнаружившихся пробелов, для чего обратиться вновь к изученному теоретическому материалу.

- объяснения в режиме работы с интерактивной доской;

- объяснение учителя в режиме презентации;

- фронтальная работа учащихся;

- самостоятельная индивидуальная работа в классе по изучению нового содержания;

- самостоятельная групповая работа в классе по изучению нового содержания.

Информационные (получение информации, формирование первичных представлений, простейших действий)


- работа с текстами;

- работа с ил-люстрациями;

- работа с анимациями;

- работа со схемами;

- работа с моделями.

- чтение;

- просмотр;

- прослушивание;

- активизация элементов сцены (фрагментов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов, иллюстраций и т.п.).


- работа с интерактивной доской под руководством учителя;

- самостоятельная групповая практическая работа;

- учебное исследование под руководством учителя или в режиме самостоятельной деятельности

Практические (формирование умений, применение знаний, перенос знаний в новую ситуацию, выработка навыка)

конструирование;

- решение задач с подсказками;

- выполнение упражнений с подсказками;

процессами;

- тренажер с подсказками;

- тренажер с проверкой ответа.

- перенос элементов в нужную ячейку;

- установление соответствия между элементами множеств;

- выбор элемента из предложенного списка – однозначный или множественный;

- группировка;

- объединение объектов связями с целью организации определенной системы

- восстановление правильной последовательности.




3) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению









4)Рефлексия (подведение итогов занятия)

 описание должной подготовки учащихся к следующему уроку по направлениям: теоретическая подготовка (работа с теоретическим материалом), закрепление сформированных умений и навыков (практическая работа), творческая деятельность учащихся

краткое обозрение, отчёт о степени и качестве достижения цели урока.


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

РАЗДЕЛ  ЧЕЛОВЕК ТЕМА ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РАЗДЕЛ ЧЕЛОВЕК

ТЕМА

ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ЧЕЛОВЕК

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО

Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  • вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
  • давать отпор любым агрессивным выпадам против него
  • приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
  • к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУД ОБУЧЕНИЕ ИГРА ОБЩЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУД

ОБУЧЕНИЕ

ИГРА

ОБЩЕНИЕ

«Единственная роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения»  А. де Сент – Экзюпери французский писатель   ТЕМА УРОКА ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

«Единственная роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения» А. де Сент – Экзюпери французский писатель

ТЕМА УРОКА

ОБЩЕНИЕ

КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

План  урока

План урока

  • Что такое общение
  • Специфика информационного обмена
  • Средства общения
  • Барьеры общения
  • Особенности общения в современном мире
Общение  — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
  • Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
ОБЩЕНИЕ ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ ОБЩЕНИЕ ДВУНАПРАВЛЕНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ

ОБЩЕНИЕ ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ

ОБЩЕНИЕ

ДВУНАПРАВЛЕНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ

ОБЪЕКТ = СУБЪЕКТ РАВНОПРАВНЫ ОСОЗНАННО ВСТУПАЮТ В КОНТАКТ РАВНОЦЕННЫ ВИДОИЗМЕНЯЮТ ИНФОРМАЦИЮ СВОБОДНЫ ДОПОЛНЯЮТ, УТОЧНЯЮТ АКТИВНЫ

ОБЪЕКТ = СУБЪЕКТ

РАВНОПРАВНЫ

ОСОЗНАННО ВСТУПАЮТ В КОНТАКТ

РАВНОЦЕННЫ

ВИДОИЗМЕНЯЮТ ИНФОРМАЦИЮ

СВОБОДНЫ

ДОПОЛНЯЮТ, УТОЧНЯЮТ

АКТИВНЫ

специфика информационного обмена между людьми

специфика информационного обмена между людьми

  • общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой (в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание);
  • посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга;
  • «важно находить общий язык» - обладание единой или сходной системой кодирования и декодирования информации.
Вывод  В мире общения происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с субъектом.    Проверь себя Общению, в отличие от труда, всегда необходимо творческое начало наличие партнера использование орудий труда следование определенным правилам и нормам

Вывод В мире общения происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с субъектом.

Проверь себя

Общению, в отличие от труда, всегда необходимо

  • творческое начало
  • наличие партнера
  • использование орудий труда
  • следование определенным правилам и нормам

Проверь себя Выберите из перечня один признак, характеризующий специфику человеческого общения. В мире общения происходит взаимодействие: а) объекта с субъектом;       б) субъекта с субъектом;      в) объекта с объектом.  Выберите верное высказывание. 1) Общение — это сторона любой совместной деятель­ности. В процессе труда люди общаются. 2) Общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями. а) верно только первое высказывание; б) верно только второе высказывание; в) и первое и второе высказывания верны; г) оба высказывания неверны.

Проверь себя

  • Выберите из перечня один признак, характеризующий специфику человеческого общения. В мире общения происходит взаимодействие:

а) объекта с субъектом;    

  б) субъекта с субъектом;   

  в) объекта с объектом.

  • Выберите верное высказывание.

1) Общение — это сторона любой совместной деятель­ности. В процессе труда люди общаются.

2) Общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями.

а) верно только первое высказывание;

б) верно только второе высказывание;

в) и первое и второе высказывания верны;

г) оба высказывания неверны.

Коммуникация  –  однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?).

Коммуникация  – однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи (как поняли?).

  • В процессе коммуникации субъект, действующий активно, передаёт информацию ( это могут быть знания, идеи, указания и т.д.).
  • Получателем информации является объект, который должен поступить в соответствии с полученной командой, установкой, приказом.
  • Роль получателя могут выполнять и человек, и машина, и животное.
  • Признаки субъекта во всех случаях приёма коммуникационной информации не существенны. А информация практически не меняется.
Проверь себя Как называется процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека: а) коммуникация;         б) общение;          в) слушание;          г) взаимопонимание.

Проверь себя

Как называется процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека:

а) коммуникация;      

  б) общение;       

  в) слушание;      

   г) взаимопонимание.

Проверь  себя К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит слова всхлипывающей маленькой девочки: «Я плачу не тебе, а тёте Шуре!». Что связывает эту девочку с тётей Шурой: общение или коммуникация? По каким критериям вы бы отличили одно от другого?

Проверь себя

К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит слова всхлипывающей маленькой девочки: «Я плачу не тебе, а тёте Шуре!». Что связывает эту девочку с тётей Шурой: общение или коммуникация? По каким критериям вы бы отличили одно от другого?

СРЕДСТВА  ОБЩЕНИЯ  Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. РЕЧЕВЫЕ: РЕЧЬ ИНТОНАЦИЯ ТЕМП РЕЧИ ТЕМБР ГОЛОСА НЕРЕЧЕВЫЕ: ПОЗА ЖЕСТЫ МИМИКА ВЗГЛЯД

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем.

РЕЧЕВЫЕ:

РЕЧЬ

ИНТОНАЦИЯ

ТЕМП РЕЧИ

ТЕМБР ГОЛОСА

НЕРЕЧЕВЫЕ:

ПОЗА

ЖЕСТЫ

МИМИКА

ВЗГЛЯД

Вербальное
  • Вербальное

общение

использует

систему

фонетических

знаков

Наиболее продуктивная форма общения Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Наиболее продуктивная форма общения

Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Проверь себя  Из приведённого перечня признаков выберите те, которые характеризуют диалог: а) активная позиция каждого;     б) пренебрежение к партнёру; в) стремление утвердить своё мнение;   г) равноправие сторон; д) уважение к мнению собеседника. Исключите неверную характеристику диалога: а) равноправие партнёров;         б) активность каждого ученика; в) уважение к мнению собеседника;           г) готовность к взаимопониманию; д) стремление во что бы то ни стало переубедить собеседника.

Проверь себя

  • Из приведённого перечня признаков выберите те, которые характеризуют диалог:

а) активная позиция каждого;     б) пренебрежение к партнёру;

в) стремление утвердить своё мнение;   г) равноправие сторон; д) уважение к мнению собеседника.

  • Исключите неверную характеристику диалога:

а) равноправие партнёров;         б) активность каждого ученика; в) уважение к мнению собеседника;          

г) готовность к взаимопониманию;

д) стремление во что бы то ни стало переубедить собеседника.

Барьеры в общении: барьеры могут быть  не только психологическими,  но и социальными, политическими,  религиозными,  профессиональными

Барьеры в общении:

барьеры могут быть

не только

психологическими,

но и социальными,

политическими,

религиозными,

профессиональными

Проверь себя Виктор Цой в одной из своих песен поёт: «Тот, кто в 16 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе…» . Какой из барьеров будет в данном случае препятствовать общению: а. профессиональный б. религиозный в. социальный г. политический

Проверь себя

  • Виктор Цой в одной из своих песен поёт:

«Тот, кто в 16 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе…» . Какой из барьеров будет в данном случае препятствовать общению:

а. профессиональный

б. религиозный

в. социальный

г. политический

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

  • формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения;
  • технические средства (телефон, компьютер), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;
  • сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;
  • характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
Недостатки виртуального общения:

Недостатки виртуального общения:

  • открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью;
  • недостает эмоциональной насыщенности и социальной ответственности;
  • интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения.
Какая коммуникационная ошибка допущена в следующей ситуации? В начале Первой мировой войны британский офицер проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: «Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе». Спустя несколько дней офицер отрапортовал: «Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны.»

Какая коммуникационная ошибка допущена в следующей ситуации?

В начале Первой мировой войны британский офицер проходивший службу в Африке, получил депешу от командования:

«Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе».

Спустя несколько дней офицер отрапортовал:

«Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны.»

Проверь себя Согласитесь или опровергните:  « В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение»

Проверь себя

  • Согласитесь или опровергните: « В речи важны три вещи: кто говорит, как он говорит и что он говорит, причем последнее имеет наименьшее значение»

  • Джон Морли английский писатель
Домашнее задание

Домашнее задание

  • П. 31 – прочитать, выучить определения
  • Составить сравнительную таблицу: «Общение и коммуникация»
  • Вопросы 2-3 – письменно в тетради
  • «Чем больше информации, тем меньше смысла». (А.Кончаловский) – как Вы можете объяснить данное высказывание, свой ответ аргументируйте двумя примерами .
Урок закончен

Урок закончен

  • Всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Липатова Алла Владимировна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства