Просмотр содержимого документа
«Модульное обучение как средство повышения уровня обученности учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС»
Девятова Татьяна Александровна учитель истории и
обществознания ГБОУ СОШ с. Андросовка
м.р. Красноармейский Самарской области
Модульное обучение как средство повышения уровня обученности учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации в рамках реализации ФГОС
За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь.
Клэй П. Бедфорд
Введение ФГОС требует качественного обучения каждого учащегося, которое обеспечивает возможность его дальнейшего развития и образования. Важно не столько дать ребенку как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Изменение целей образования повлекло изменения в методике обучения, что предполагает формирование умения самим получать ответы на поставленные вопросы.
Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ очень сложный процесс, в котором многое зависит от педагога и методики преподавания. Каждый учитель на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Задача учителя - подготовить обучающихся к форме контроля в виде тестов и дать обучающимся знания, научить школьников анализировать, исследовать, выбирать оптимальный способ решения задачи и логично излагать это решение для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Работая учителем в школе и подготавливая учеников к экзамену, я сделала вывод: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Как наиболее продуктивной и полноценной технологией при подготовке к экзаменам, по моему мнению, является модульное обучение. Самое главное в модульном обучении – ученик учится сам, изучая заранее запланированный материал, а учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении учащимися модулей – законченных блоков информации. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно привлекать к изучению какой – либо темы. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, склонностей, умений управлять учебно-познавательной деятельностью. Данную методику я применяла на практике при работе с выпускниками в этом учебном году.
Я работаю в ГБОУ СОШ с. Андросовка м.р. Красноармейский Самарской области. В период пандемии или карантина в школах применяют дистанционное обучение. Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, с применением различных технических средств, позволяющих учащимся и учителям общаться удаленно и интерактивно. При подготовке к экзаменам во втором полугодии проводятся консультации по предметам, которые учащиеся выбрали для сдачи экзаменов. Этих консультаций бывает недостаточно, чтобы повторить все темы и охватить весь объем материала по предмету. Я считаю, что метод модульного обучения помогает в решении этих проблем. Согласно новым требованиям ФГОС, использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Так вот, информационные технологии в дистанционном обучении и самостоятельной работе учащихся являются ведущим средством. На уроках истории и обществознания я создаю с помощью компьютера с учащимися кроссворды, ребусы, таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации. Все это существенно дополняет материалы учебника.
Компьютер для учащегося выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации, наглядное пособие, средство диагностики и контроля. Безусловно, много времени уходит на разработку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики имеют возможность самoреализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.
Такая технoлoгия помогает развивать общеучебные умения и навыки: навык внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, выделять главное; умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии; навыки обращения со словарем, справочником и другими источниками информации.
Есть много сайтов, которые представляют собой систему дистанционной подготовки конкретно к ЕГЭ. Сайты доступны учащимся всех регионов страны и направлены на личностно-ориентированное обучение, диагностику способностей и компетенций. С помощью этих сайтов учащиеся готовятся к ЕГЭ и узнают сразу результаты тестирования. При выполнении тестов ЕГЭ не запрещается использовать конспекты. К этому моменту в тетрадях имеется опорный конспект, который соответствует этапам модуля.
Таким образом, в работе учителя появляется необходимость использования современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ, выработки определённых требований.
Начиная преподавать историю и обществознание с 5 и 6 класса, учитель имеет возможность начать готовить учеников к ЕГЭ задолго до его наступления. При работе с модулем, значительное место занимает работа с текстом учебника. Поэтому учитель, прежде всего, должен научить приёмам работы с информацией (текстом, рисунками, схемами, дополнительными источниками информации); научить кратким записям и умениям их использовать. Работа со сложными этапами проводится под руководством учителя, при этом сильные ученики могут работать самостоятельно и используют дополнительные источники.Особую сложность представляет работа с историческими источниками, проводя их анализ. На уроках используется система работы по плану, чтобы провести более полный анализ текста и сделать выводы.
План работы с историческим источником на уроках истории
1абзац:
вычленить проблему.
Проблема-вопрос, требующий разрешения.
Вопрос автора к читателям.
2абзац:
прокомментировать проблему.
Обосновать значимость этой проблемы.
Ответ на этот вопрос.
3абзац: сформулировать позицию автора
Определить позицию автора.
Ответ автора на поставленный вопрос.
4абзац: аргументировать свою точку зрения
Привести два аргумента.
Мой ответ на этот вопрос.
После такой работы дети начинают понимать, о чем писать в анализе текста.
Как показывает опыт, учащиеся, использующие такую систему при подготовке к ЕГЭ, легко анализируют тексты и пишут исторические сочинения-рассуждения.
Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время.
Считаю, что технология модульного обучения современная и продуктивна. Работу по созданию и освоению модульной технологии нужно совершенствовать.
Модульное обучение является «гибкой» технологией, она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.