Просмотр содержимого документа
«Методическое руководство по обществознанию на тему: "Глобальные проблемы современности"»
Филиал Бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики
в г. Канаш Чувашской Республики
«Утверждаю»
Зав .учебной частью
Филиала БОУ СПО «ЧМК»
МЗ и СР ЧР
в г. Канаш ЧР
____________ Фадеева Т.Э.
«___»__________ 2012 г.
Методическая разработка
по обществознанию
тема: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты».
Составила: Воронцова А.П.,
преподаватель обществознания
Рассмотрена
на заседании ЦМК ОГСЭ
Протокол № _____
«___» ___________ 2012 г.
Председатель ЦМК ОГСЭ
____________ Романова Л.В.
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Прогресс - отец проблем».
Честертон- английский мыслитель
Тема включает выявление и ознакомление с социальными и гуманитарными аспектами глобальных проблем человечества на современном этапе, определение специфики проблем.
В ходе изучения темы рассматривается характеристика и специфика глобальных проблем, которые особо актуальны в первое десятилетие XXI века – проблема мира и разоружения, проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами и развивающимися странами (проблема Север-Юг), демографическая проблема, экологическая проблема, энергетическая и сырьевая проблема, проблема мирного освоения космоса, проблема использования Мирового океана, продовольственная проблема, проблема международного терроризма, проблема борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением, СПИДом.
В отечественной науке выделяют два подхода к глобальным прогнозам - пессимистический и оптимистический. Алармисты - учёные, разрабатывающие научные прогнозы на основе пессимистического подхода, они считают, что природные ресурсы истощатся, наступят ресурсный, экологический, продовольственный кризисы, и население Земли начнёт вымирать. В оптимистической оценке будущего говорится о ещё неоткрытых богатствах, новых ресурсах, которые помогут улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.
Студентам даётся возможность самим проанализировать и предложить пути решения глобальных проблем.
2. Человек и общество. Обществоведение. Учеб. для учащихся 10-11 кл. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М., Просвещение, 2008.
3.Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. / В.п. Максаковский. – М.: Просвещение, 2012.
4. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт. – сост. О.и. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. www. nsportal.ru
6. www. festival.1september.ru
7. www. arzgirschool22010.narod.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- тестовые задания;
- презентация по теме: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты».
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка содержит материал I раздела Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе программы по обществознанию, тема: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты», которая включает в себя несколько вопросов для изучения:
- понятие о глобальных проблемах;
- причины обострения глобальных проблем, суть их возникновения;
- основные особенности глобальных проблем (общечеловеческий характер, теснейшая взаимосвязь и взаимообусловленность, постоянно возрастающее значение и пр.);
- классификация глобальных проблем;
- важнейшие глобальные проблемы современности.
Методическая разработка рекомендуется для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
- понятие глобальные проблемы;
- особенности глобальных проблем;
- классификацию глобальных проблем;
- важнейшие глобальные проблемы современности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
- определять отрицательные черты глобальных проблем;
- определять причины возникновения глобальных проблем;
- различать оценки учёных по поводу глобальных проблем современности.
Тема: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты».
Тип занятия: теоретическое, изучение нового материала.
Время: 90 минут (1 час 30 мин.).
Место проведения: аудитория.
Цели:
- обучающая:
выявить социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем современности.
- развивающая:
уяснить специфику глобальных проблем.
- воспитательная:
пробудить интерес к изучаемой теме, совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Вводная мотивация (постановка целей, изложение плана урока) – 3 мин.
III. Опрос домашнего задания – 20 мин.
Тестовый материал по ранее изученному материалу (III раздел Экономика).
Работа студентов у доски по карточкам.
IV. Изучение нового материала – 35 мин.
Изучение материала с применением презентации.
Работа по учебнику.
V. Закрепление изученного материала – 20 мин.
1. Сопутствующее: по лекционному материалу приводятся примеры.
2. Последующее: вопросы для рассуждения.
3. Повторное: вопрос-ответ.
VI. Обобщение по уроку, выводы по уроку – 5 мин.
VII. Задание на дом – 3 мин.
Конспект.
Изучение дополнительного материала по теме, используя Интернет-ресурсы.
VIII. Организация завершения урока -2 мин.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы
Время
Самостоятельная деятельность
Методическое обеспечение
преподавателя
студента
1. Организационный момент
2 мин.
Приветствие. Отмечает отсутствующих.
Приветствуют. Проверяют готовность к учебному занятию. Дежурные докладывают об отсутствующих.
Дисциплинирует, дает установку. Мобилизует внимание. Создается деловой настрой, рабочая атмосфера.
2. Вводная мотивация
3 мин.
Сообщает задачи, цели и план работы на учебном занятии.
Слушают, настраиваются на работу на учебное занятие.
Пробуждает заинтересованность к теме учебного занятия, готовит к опросу и восприятию нового материала.
3. Опрос домашнего задания
20 мин.
Часть студентов отвечают на вопросы тестового задания по теме: «Экономика как наука и хозяйство».
Часть студентов работают у доски, отвечая на поставленные вопросы.
Предлагает взаимную проверку.
Отвечают на вопросы тестовых заданий по теме: «Экономика как наука и хозяйство».
Другие студенты отвечают на вопросы у доски. Взаимопроверка.
Проводит с целью проверки усвоения материала.
4. Изучение нового материала
35 мин.
Объясняет, приводит примеры, задаёт вопросы, анализирует ответы, ставит проблемные вопросы, разбирает их.
Предлагает презентацию по теме.
Конспектируют, слушают, отбирают материал для записи. Записывают, слушают объяснение, пояснение. Приводят примеры, отвечают на вопросы, анализируют, разбирают проблемные вопросы.
Лекция с элементами беседы активизирует внимание студентов. Обдуманное конспектирование побуждает к мыслительной деятельности, даёт возможность участвовать в добыче знаний и анализировать материал.
5. Закрепление
- сопутствующее
- последующее
-повторное
20 мин.
По ходу объяснения приводит примеры, отвечает на вопросы.
Задаются вопросы по ходу изучения нового материала.
Вопросы представлены на слайдах.
По ходу рассказа преподавателя разбираются ситуации, задаются вопросы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Позволяет наглядно представить новый материал и контролировать усвоение.
Проверяется усвоение нового материала.
С целью практического усвоения и использования знаний.
6. Подведение итогов
5 мин.
Подводит итоги, делает выводы, выставляет оценки.
Слушают, высказывают свои мнения и впечатления.
Создаётся целостность впечатлений от учебного занятия.
7. Домашнее задание
3 мин.
Объясняет задание.
Записывают, слушают, уточняют.
Активизирует выполнение домашнего задания, творчески организует.
8. Организация окончания урока
2 мин.
Высказываются замечания, требования, пожелания.
Слушают, дежурные готовят аудиторию у следующему учебному занятию.
Воспитывает добросовестность, самодисциплину, требовательность к выполнению.
Приветствие студентов группы.
Ознакомление студентов группы с темой урока, указание целей учебного занятия.
Повторение ранее изученного материала по темам: «Экономические системы», «Спрос. Предложение. Законы спроса и предложения».
Студентам предлагается тестовый контроль из 20 вопросов по вышеуказанным темам. Два студента работают у доски.
Тестовый контроль
1. Понятие «экономика» первоначально означало:
А. управление сельским поместьем
Б. искусство ведения домашнего хозяйства
В. натуральный обмен
Г. денежное обращение
2. Предметы, блага необходимые для жизни человека
А. потребности
Б. товары
В. ресурсы
3. Какие действия людей могут быть предметом изучения экономической науки
А. ребенок играет в песочнице
Б. путешественник в лесу утоляет жажду из ручья
В. решили купить телевизор
4. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть
А. подорожание апельсинового сока
Б. приближение летних каникул.
В. снижение цен на подшипники
Г. новый асфальт во дворе одного дома
5. Какой вариант не относится к трем главным задачам экономики:
А. что производить?
Б. зачем производить?
В. как производить?
Г. для кого производить?
6. Закон предложения выражает:
А. обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара
Б. прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара
В. связь между эластичными и неэластичными товарами
Г. меру эластичности каждого товара
7. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?
А. потребности
Б. спрос
В. необходимость
Г. желание
8. Какое определение наиболее точно отражает задачи экономики
А. проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов
Б. проблемы эффективного распределения благ
В. проблемы максимизации общественного продукта
Г. обеспечение экономического равновесия предприятий
9. Выберите пару товаров - заменителей
А. стол и стул
Б. перьевая ручка и шариковая ручка
В. сим-карта и телефон
Г. ботинки и шнурки
10. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйственное регулирование которой осуществляется ценовым механизмом, называется:
А. рыночной экономикой
Б. командной экономикой
В. смешанной экономикой
11. В государстве N экономические блага производятся с незапамятных времён старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве -
А. рыночная экономика
Б. командная экономика
В. традиционная экономика
Г. смешанная экономика
12. Что из перечисленного ниже мы не можем назвать самостоятельными экономическими ресурсами: А. капитал
Б. деньги
В. земля
Г. труд
13. Экономический закон, гласящий, что с увеличением цены уменьшается количество покупаемых товаров, известен как закон… А. спроса
Б. предложения
В. величины предложения
Г. эластичности
14. В командной экономической системе количество товаров и услуг, которые должны быть произведены, определяется:
А. руководителями предприятий
Б. покупателями этих товаров и услуг
В. национальными традициями
Г. государственными экономическими планами
15. Если цена фотоаппаратов выросла в результате роста спроса на фотоаппараты, то можно ожидать, что результатом этого станет: А. рост спроса на фотоплёнку Б. уменьшение спроса на фотоплёнку В. рост предложения фотоплёнки Г. снижение величины спроса на фотоплёнку при неизменном спросе на неё 16. К чему из ниже перечисленного относится экономический термин «предложение»? А. количество купленных товаров Б. количество проданных товаров В. зависимость между количеством товара на рынке и его ценой Г. количество товара, которое необходимо продать для получения прибыли
17. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если: А. спрос равен предложению Б. цена равна издержкам плюс прибыль В. уровень технологии меняется постепенно Г. объём предложения равен объёму спроса
18. Пересечение графиков спроса и предложения называется… А. равновесной ценой Б. точкой равновесия В. эластичностью спроса Г. таблицей предложения
19. Прямой обмен товаров на товар без использования денег называется… А. бартер Б. безналичный расчёт В. свободная торговля Г. несостоятельность рынка
20. Четыре типа экономических систем - это… А. демократическая, анархическая, авторитарная и тоталитарная Б. рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая В. развивающаяся, развитая, стагнирующая и загнивающая
Г. традиционная, рыночная, централизованная и смешанная
Верные ответы:
1. Б 11. В
2. Б 12. Б
3. В 13. А
4. Б 14. Г
5. Б 15. А
6. Б 16. В
7. Б 17. Г
8. А 18. Б
9. Б 19. А
10. А 20. Г
Обмен тетрадями для взаимной проверки. Оценка работ.
Указание типичных ошибок, допущенных в работе.
Изучение нового материала по теме: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты».
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, усилиями нескольких стран – нужны воля и действия всего человечества.
1. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема мира и разоружения
Сущность: в мире накоплены чудовищные средства массового уничтожения.
Причины: мир подошёл к критической отметке «быть или не быть» в 80-е годы XX века.
Пути решения:
- разоружение;
- контроль за разоружением;
- мирные договоры.
Договор об СНВ-III был подписан президентами Д. Медведевым и Б. Обамой 08.04.2010 г. в Праге и вступил в силу 05.02.2011 г. Договор рассчитан на 10 лет.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) подписан 26.05.1972 г. США и СССР. Срок действия договора не ограничивался. США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО, и включив её в феврале 2001 года.
13.12. 2001 г. президент США Джордж Буш-мл. уведомил Президента РФ об одностороннем выходе США из Договора, после чего договор сохранял силу ещё в течение 6 месяцев, до12 .06.2002 г.
2. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами и развивающимися странами «третьего мира» (проблема Север-Юг)
Сущность: большинство стран, находившихся в колониальной зависимости до второй половины XX в., несмотря на успехи, не смогли догнать развитые страны по экономическим показателям.
Причины: рост населения в данных странах.
Пути решения:
- помощь стран G 8;
- вложение иностранных инвестиций.
3. Глобальная проблема
Характеристика
Демографическая проблема
Сущность:
- неравномерность расселения, отсюда продовольственные, медицинские и экологические проблемы;
- демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в экономически развитых странах;
- региональные конфликты, терроризм;
- проблемы здравоохранения.
Причины:
- различный уровень экономики;
- несовершенство демографической политики;
- ухудшение экологических, социальных условий жизни;
- урбанизация;
- отсутствие должных уровней развития медицины, культуры, образования во многих странах мира;
- наличие «горячих точек».
Пути решения:
- повышение экономического и социального уровней развивающихся стран мира, улучшение условий жизни людей;
- активная демографическая политика;
- улучшение медобслуживания, повышение культуры стран.
4. Глобальная проблема
Характеристика
Экологическая проблема
Сущность:
- выброс отходов в окружающую среду;
- истощение природных ресурсов;
- недостаток технологий.
Причины:
- загрязнение окружающей среды;
- неконтролируемые изменения климата Земли;
- экологический кризис, экологические районы возникновения катастроф, экологических ситуаций в различных районах мира.
2004 г. – цунами в Юго-Восточной Азии
(о. Паттайя, о. Пхукет);
2005 г. – ураган в США, практически уничтоживший г. Новый Орлеан;
2011 г. – землетрясение и цунами в Японии, приведшее к аварии на АЭС Фукусима-1.
октябрь 2012 г. – ураган «Стенди» в США.
Пути решения:
- общество и контроль;
- очистные сооружения;
- рациональное размещение «грязных производств»;
- создание безотходных технологий.
5. Глобальная проблема
Характеристика
Энергетическая и сырьевая проблема
Сущность:
- истощение природных ресурсов;
- исчерпаемость;
- политика развитых стран – навязывание культуры (реклама влияет на развитие).
Причины: использование нерациональных технологий, усиление антропогенного воздействия на добычу и использование природных ресурсов.
Пути решения:
- расширение масштаба использования полезных ископаемых и минеральных богатств;
- использование новейших технологий для замены природного сырья искусственным;
- воспитание нового человека с реальными подробностями.
6. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема мирного освоения космоса
Сущность:
- мирное освоение космоса;
- космический туризм;
- истощение озонового слоя;
- парниковый эффект;
- накопление космического мусора.
Причины:
- потепление климата;
- выход в космос представителей многих стран;
- повышение уровня Мирового океана;
- нарушение баланса углекислого газа в природе.
Пути решения:
- отказ от военных программ;
- применение космических энергоресурсов;
- переход на безотходные технологии;
- использование энергии Солнца, ветра.
Студентам предлагается самостоятельно заполнить таблицу по другим глобальным проблемам.
7. Глобальная проблема
Характеристика
Продовольственная проблема
Сущность: после взрывов в США, Испании, России, Великобритании она входит на одно из первых мест.
Причины:
Пути решения:
8. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема использования Мирового океана
Сущность:
Причины:
Пути решения:
9. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема международного терроризма
Сущность:
Причины:
Пути решения:
10. Глобальная проблема
Характеристика
Проблема борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением, СПИДом.
Сущность:
Причины:
Пути решения:
Повторное закрепление по теме: «Глобальные проблемы современности: социальные и гуманитарные аспекты».
Вопросы для самопроверки
1. К числу глобальных проблем не относится:
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии
2. Демографические проблемы порождены:
1) гонкой вооружения
2) соперничеством СССР и США
3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
4) загрязнением окружающей среды
3. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1) истощении природных ресурсов
2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3)формировании сети международных террористических организаций
4) росте культурного многообразия
4. К глобальным проблемам современного мира относится
1) возникновение новых межгосударственных объединений
2) завершение промышленного переворота
3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты
4) интенсивное развитие науки
5. Чтоиз приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?
1) Истощение плодородного слоя почвы
2) Истощение запасов пресной воды
3) Спад производства
4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым