Методическая разработка урока по обществознанию «Правовое положение несовершеннолетних по трудовому законодательству»
Методическая разработка урока по обществознанию «Правовое положение несовершеннолетних по трудовому законодательству»
В 9 классе обучающиеся получают представления о трудовых правоотношения, праве на труд, правовом статусе несовершеннолетнего работника и трудоустройстве несовершеннолетних.
Цель занятия:
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема занятия Правовое положение несовершеннолетних по трудовому законодательству
Пояснительная записка
Представленный материал - методическая разработка урока
Целевая аудитория - 9 класс.
В курсе обществознания (включая экономику и право) достаточное внимание уделяется правам ребенка. Права ребенка рассматриваются в различных разделах курса обществознания 5-7 классов. Обучающиеся знают,что согласно Конвенции о правах ребенка ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка.Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка(Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 27 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В 9 классе обучающиеся получают представления о трудовых правоотношения, праве на труд, правовом статусе несовершеннолетнего работника и трудоустройстве несовершеннолетних.
Цель занятия:
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Личностные, метапредметные и предметные результаты занятия
Личностнымирезультатами занятия являются :
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
Метапредметные результаты проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
3. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
Предметными результатами
Выпускник научится:
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с трудовыми правоотношениями;
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
Основные
этапы
организа
ции
учебной
деятель
ности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Деятельность учителя Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва
« Вечером в семье Игнатьевых разгорелся спор . Дело в том что 17-летняя Ира ,окончив школу, решила пойти работать. Ее знакомые предложили девушке устроиться на работу в ночной клуб - сначала помогать на кухне, а там видно будет
-Ира, не смей даже об этом думать- кричал отец Иры, Олег Николаевич, -Это не место для девчонки!
-Папа,ну почему! Там очень красиво, музыка играет, люди такие нарядные. Я все равно пойду! -со слезами в голосе говорила Ира
-Ирочка! Отец прав,- пыталась убедить дочь мама, Ольга Леонидовна.Ну подумай чему ты там можешь научиться?!
- Мама, Вы отстали от жизни, ничего не понимаете ,я уже взрослая. Я так решила.-говорила Ира.
Ребята, как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
А теперь послушайте окончание этой истории и попытайтесь определить тему нашего занятия!
На следующий день когда Ира вернулась домой, родители сидели на кухне, ждали её.
-Ну, что Ирочка, устроилась на работу?- со страхом спросила Ольга Леонидовна.
-Нет, мам, все по- вашему вышло. Не взяли меня, сказали: несовершеннолетним нельзя работать в ночном клубе, закон запрещает,- ответила Ира и ушла в свою комнату
-Ну, слава богу! Теперь все образуется. Может быть,зря мы наши законы ругаем,- подумала Ольга Леонидовна.
Деятельность обучающихся
Познавательная
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативная Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Регулятивная Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Тема нашего урока это права несовершеннолетних при трудоустройсте на работу.
2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи.
Деятельность учителя
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Деятельность обучающихся
В жизни каждому выпадает свой путь, своя судьба. Многое зависит от самого человека, от его желаний, планов, возможностей. Немало - от внешних обстоятельств, от условий его жизни. Окончив 9 классов, вы окажитесь перед выбором: учиться дальше или начитать самостоятельную трудовую жизнь .Есть и третий вариант- совмещать работу и обучение. Каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет (В исключительных случаях-с 14)
В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Однако в области охраны труда, режима рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетние работники пользуются преимуществом. Трудовое законодательство, охраняя физическое и нравственное здоровье молодых людей устанавливает определенные ограничения для приема молодых людей на работу, предоставляет им льготы и гарантии, создает условия для успешного сочетания работы и обучения
Итак, на какие вопросы Вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем занятии?
Познавательная Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Коммуникативная
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Регулятивная Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Обучающие обсуждают
Конечная формулировка вопросов
1.Трудоустройство несовершеннолетних
2.Рабочее время и время отдыха
Зарплата несовершеннолетних.
3.Ограничение на применение труда несовершеннолетних
4.Льготы несовершеннолетним, совмещающим работу с учебой.
5.Расторжение трудового договора с несовершеннолетними. Служба занятости.
3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Деятельность учителя
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей
Материал можно изучить применяя технологию групповой работы.
Чтобы, ответить на поставленные вопросы мы организуем работу в группах с документами (Приложение1-5)
Деятельность обучающихся
Познавательная
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из адаптированных источниках различного типа;
Коммуникативная
Воспринимают ответы обучающихся
Регулятивная
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Деятельность учителя
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Деятельность обучающихся
Каковы же эти условия и гарантии (материал изучается по приложению 1-5).
Первичное закрепление материаламожно провести, обсуждая следующие вопросы:
-В чем состоят основные дополнительные гарантии для несовершеннолетних?
- Что необходимо оговорить в трудовом договоре, чтобы не возникало конфликтов, и все ваши трудовые права были соблюдены?
В структуре государственных органов есть специальные службы, осуществляющие надзор и контроль за обеспечением охраны труда и соблюдением трудовых прав работников (прокуратура, суд, государственная инспекция труда и др.)
- Какие гарантии работодатель обязан устанавливать для лиц при приеме их на работу?
. Познавательная Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия
Коммуникативная
Участвуют в обсуждении содержания материала
Регулятивная Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осуществляют самоконтроль
Извлекают информацию из приложений отвечают с опорой на источники
- выделение квоты для трудоустройства молодежи;
- прохождение бесплатного медицинского осмотра при приеме на работу;
- снижение продолжительности рабочего времени в неделю;
- снижение норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей;
- увеличение продолжительности очередного отпуска
- иной порядок расторжения трудового договора.
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Деятельность учителя
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Игра “Крестики-нолики”.Раздаю заготовки игрового поля.- Работа в парах
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вопросы для игры “Крестики-нолики”.
Ответьте - Да или Нет.
1. Трудовые права несовершеннолетних отличаются от трудовых прав взрослых- НЕТ
2. Несовершеннолетним обязательно проходить медосмотр при приёме на работу. ДА _____
3. 14-летний подросток может работать без письменного согласия родителей. НЕТ
4. Несовершеннолетним можно совмещать работу и учёбу. ДА
5.16-летнему подростку можно работать в киоске, торгующим табачными изделиями. НЕТ
6. Работника до 18 лет можно уволить только с разрешения инспекции по труду и комиссии по делам несовершеннолетних.- ДА
7.Рабочая смены 17-летнего работника начинается в 22 часа и заканчивается в 6 часов НЕутра. НЕТ
8. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу,предъявляет работодателю паспорт или иной документ удостоверяющий личность.-ДА
9.При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется работодателем.-ДА
. Деятельность обучающихся
Познавательная Осуществляют работу по выполнению отдельных операций
Коммуникативная
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивная Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Представьте себе, что вы юристы. Оценим некоторые правовые ситуации, которые встречаются в жизни.
Ситуация 1
Принимая на работу выпускника профессионально-технического училища, начальник отдела кадров сказал: «Все документы в порядке, осталось только принести характеристику, подписанную директором ПТУ. И предупреждаю, что придется пройти испытательный срок для проверки профессиональных качеств, после чего мы окончательно решим вопрос о приеме на работу»
Все ли действия этого начальника отдела кадров соответствовали трудовому законодательству?
Ответ
Статья 70 Испытание при приеме на работу.
Испытания при приеме на работу не устанавливаются для лиц не достигших возраста 18 лет.
(У взрослых существует испытательный срок).
Ситуация 2.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ответ Для подростков до 18 лет сверхурочными считается работа сверх установленной продолжительности рабочего времени. Администрация не должна даже с согласия несовершеннолетнего привлекать его к сверхурочной (для него) работе.
Ситуация 3.17-летний чертежник Артем проработал в учреждении 9 месяцев и подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска. Начальник отдела, ссылаясь на то, что очередной отпуск может быть предоставлен только через 11 месяцев непрерывной работы на предприятии, отказал в просьбе. Соответствовало ли трудовому законодательству решение начальника отдела?
Ответ Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается не менее 31 календарного дня. Отпуск за первый год работы может быть предоставлен им по истечении трех месяцев работы.
Ситуация 4.Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?
Ответ
Статья 63 Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.
С согласия одного из родителей или органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Ситуация 5. Несовершеннолетний Иван устроился на предприятие «Луч». В распоряжении о приеме на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении трех месяцев работника уволили, признав неудовлетворительным результат испытания . Правомерно ли увольнение Ивана. Почему?
Ответ Расторжение трудового договора с работником моложе 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
Статья 70 Испытание при приеме на работу.
Испытания при приеме на работу не устанавливаются для лиц не достигших возраста 18 лет.
Ситуация 6.Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ответ Статья 96 Работа в ночное время.
К работе в ночное время не допускаются работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании и исполнении художественных произведений и других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Ситуация 7.17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Ответ
Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается не менее 31 календарного дня. Отпуск за первый год работы может быть предоставлен им по истечении трех месяцев работы. Использовать свой отпуск могут в любое удобное для них время.
. Учащиеся делятся на группы по 2-3 человек, рассматривают предложенные им ситуации. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.
Познавательная
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки
Коммуникативная
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивная Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Деятельность учителя
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельн
Задание: Составить синквейн.
Синквейн- 5-стишие, которое в виде кратких выражениях отражает тему урока и которое пишется по определенным правилам. Учитель объясняет правила составления синквейна.
Порядок составления синквейна:
1 строка - «труд»,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.
Примерный синквейн.
Труд
Добровольный, оплачиваемый
Радует, удовлетворяет, обогащает.
Только свободный труд может способствовать самореализации личности.
Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.
Рефлексия
На листе бумаги обведите руку и напишите на соответствующих пальцах свое отношение к сегодняшнему уроку права:
1. на большом –новое;
2. на указательном – полезное;
3. на среднем –интересное;
4. на безымянном – пожелания;
5. на мизинце –затруднения.
Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что соблюдение прав и гарантий в трудовой деятельности это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.
В заключении хотелось бы пожелать всем получить образование и найти достойную работу. Пусть у вас будет много творческих планов, надежд. Пусть в трудовой книжке будут заполнены не только первые страницы, но и страницы для награждений и поощрений!
Д/з Эссе на одну из предложенных тем:
-«Делу время, потехе – час» (русская пословица),
-«Безделье – не есть отдых» (Ф.Купер),
-Использование труда подростков неэффективно.
.Деятельность обучающихся
Познавательная Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат
Коммуникативная
Рефлексия своих действий
Регулятивная
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Материалы для работы в группах
Приложение 1
Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
В основе современных взглядов на общество и его экономику лежит принцип свободы личности. Декларация прав свобод человека и гражданина утверждает его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства.
Декларация признает, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Конституция Российской Федерации – высший правовой акт Российской Федерации, нормативно закрепляющий право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий.
Принудительный труд в Российской Федерации запрещен.
С 1 февраля 2002 года труд работников в возрасте до 18 лет регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Принятый Кодекс решает задачу создания работникам благоприятных условий для проявления ими своих способностей к труду и обеспечения социальной защиты тех, кто в ней особенно нуждается.
Для него характерно расширение договорного метода регулирования трудовых отношений, направленного на сбалансирование интересов работодателей и работников. Договорные отношения в организации осуществляются не только между работодателем и работником, но и посредством коллективно-договорного регулирования, где представителем интересов работников выступает профсоюзная организация (профком).
Приложение 2.
Труд несовершеннолетнего
Граждане имеют право на выбор работы путем прямого обращения к работодателю либо через службу занятости.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Одной из целей государственной политики в области содействия занятости населения, является, как заявлено в ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих, обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите к числу которых Закон относит и молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу. Следовательно, одним из действенных средств такой защиты является квотирование рабочих мест.
Кроме того, указанный выше Закон РФ предусматривает право выпускников общеобразовательных учреждений, а также граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших)и при этом не имеющих профессии (специальности) в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации через орган занятости.
Органы государственной власти устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан. Квотирование является одним из средств обеспечения их трудоустройства.
Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации.
Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель не имеет право принять на это рабочее место взрослого человека.
Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в своих трудовых правах приравниваются к совершеннолетним.
Из общих правил регулирования трудовых отношений сделаны исключения для несовершеннолетних по вопросам приема на работу и увольнения с работы, установления особого режима труда и отдыха и т.д.
Лица, не достигшие 14-летнего возраста, при приеме на работу предъявляют свидетельство о рождении (с 14 лет паспорт) и справку о состоянии здоровья.
При приеме на работу с работником заключается трудовой договор в письменной форме.
Российским законодательством установлена только письменная форма трудового договора. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник
Заключение трудового договора в письменной форме означает, что работник и работодатель составляют специальный документ – договор, в котором отражаются наименование сторон, обязательные условия трудового договора, в том числе наименование должности, время работы, размер заработной платы, продолжительность отпуска (не менее 31 календарного дня), иные условия труда. Этот договор составляется в двух экземплярах, каждый их которых удостоверяется подписью работника и руководителя организации (учреждения) – работодателем. Один экземпляр трудового договора для работника, другой для работодателя. После заключения трудового договора в письменной форме руководитель издает приказ о приеме на работу.
Вступая в трудовые отношения, работник приобретает комплекс прав:
-право на признание и обеспечение приоритета его жизни и здоровья по отношению к производственной деятельности работодателя;
-на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
-на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации;
-право на отдых;
-выходные и праздничные дни с оплачиваемым отпуском и др.
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста, что является важной гарантией охраны здоровья несовершеннолетних.
Приложение 3 .
Ограничения на применение труда несовершеннолетних.
Закон ограничивает применение труда подростков до18 лет на тяжелых работах, работах с вредными ,опасными условиями труда ,на любых подземных работах – даже если эта работа не является физической или является временной, эпизодической. На опасных взрывных работах нельзя использовать труд лиц, не достигших 21 года.
Ограничено применение труда подростков до 18 лет и на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию. Поэтому их нельзя принимить на работы в ночные клубы и кабаре,,в игорный бизнес, на работу по производству, перевозке и торговле спиртными напитками,табачными изделиями,наркотическими и токсическими препаратами.
Учитывая то обстоятельство, что организм молодого человека растет и развивается законодательство ограничивает предельные нормы переноски и передвижения тяжестей.Несовершеннолетние не могут быть приняты на работу связанную с погрузочно-разгрузочными операциями.
Ограничения ,установленные законодательством ,имеют обязательную силу для всех юридических лиц.
Приложение 4.
Льготы, представляемые несовершеннолетним. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
Для работников моложе 18 лет закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени:
От 16-18 лет- не более 36 часов в неделю
От 15-16 лет –не более 24 часов в неделю
Для уч-ся в возрасте от 14 -15 лет, работающих в период каникул -не более 24 часов в неделю
Закон запрещает привлекать к ночным и сверхурочным работам. Ночными считаются работы с 10 часов вечера до 6 часов утра. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Для подростков до 18 лет сверхурочной считается работа сверх установленного для них сокращенного рабочего времени.
Заработная плата ,выплачивается несовершеннолетним работникам в таком же размере как совершеннолетним при полной продолжительности рабочего времени. Учитывая, что несовершеннолетние работники не имеют опыта работы, не обладают высокой квалификацией и навыками, трудовое законодательство запрещает при заключении с ними трудового договора устанавливать условия об испытательном сроке
Приложение 5.
Льготы несовершеннолетним работникам, совмещающим работу с обучением.
Поощряя учебу молодых работников в школе, институте, техникуме(колледже) или училище трудовое законодательство обязывает администрацию в период учебного года устанавливать для них сокращенную на один лень рабочую неделю или сокращать на соответствующее количество часов рабочий день. За эти часы тем, кто работает и учится, выплачивается 50% их средней заработной платы. Может быть предоставлен и еще один свободный день –без сохранения заработной платы. Так же предоставляется оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов