kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе «Политический режим. Политическая жизнь современной России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: усвоение новых знаний о политических режимах, особенностях политического режима в Российской федерации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у школьников яркое, образное, логическое  представление об  демократическом, авторитарном, тоталитарном политическом режиме.
  • опираясь на работу в группе, расширить представления учащихся о политическом режиме в Российской Федерации;
  • способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

  • в  ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;
  • в  ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
  • способствовать развитию навыков работы с источниками, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию у учащихся патриотического воспитания
  • содействовать в формировании коллектива как единого целого
  • воспитывать уважительное отношение к другим странам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 10 классе «Политический режим. Политическая жизнь современной России»»







Методическая разработка конкурсного урока обществознания в 10 классе

«Политический режим. Политическая жизнь современной России»

Гаркуши Игоря Петровича,

учителя истории и обществознания

МКОУ «Центрально-Любинская СОШ»











Структура урока

Тема урока: Политический режим.


Цель урока: усвоение новых знаний о политических режимах, особенностях политического режима в Российской федерации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об демократическом, авторитарном, тоталитарном политическом режиме.

  • опираясь на работу в группе, расширить представления учащихся о политическом режиме в Российской Федерации;

  • способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

  • в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

  • способствовать развитию навыков работы с источниками, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию у учащихся патриотического воспитания

  • содействовать в формировании коллектива как единого целого

  • воспитывать уважительное отношение к другим странам.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: работа в группе

Методы ведения урока:

  1. Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);

  2. Методы стимулирования (новизна, занимательность);

  3. Метод групповой работы на уроке

  4. Методы контроля (тестовая проверка, фронтальный опрос, заполнение листа) и др.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, раздаточный материал, презентационный материал, компьютер, проектор, тесты, лист самооценки и рефлексии.

В ходе занятия участники смогут:

  • принять участие в работе малых групп;

  • познакомиться с типами политических режимов.

В результате проведенного занятия участники смогут:

  • определять понятия политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм;

  • называть основные характеристики политических режимов;

  • выражать свое отношение к современным политическим условиям в РФ.

Основные используемые понятия:

  • политический режим;

  • демократия;

  • авторитаризм;

  • тоталитаризм.

Этапы

Время

1.

Организационный этап

0,5

2.

Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала

5

3.

Этап постановки цели

2

4.

4.1.

4.2.

Этап усвоения новых знаний

Основная характеристика политических режимов

Политическая жизнь современной России

28,5


*

Этап первичной проверки понимания учащимися нового материала (проводится в форме вопросов и проблемных задач после изучения каждого раздела темы урока)


5.

Этап закрепления новых знаний

5

6.

Этап подведения итогов урока

3

7.

Этап информирования и инструктирования по выполнению домашнего задания

1


ХОД УРОКА:

1. Организационный этап


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Взаимное приветствие учителя и учащихся.


Приветствует учащихся

«Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Гаркуша Игорь Петрович, сегодня я проведу у вас урок обществознания».

Приветствуют учителя

Садятся за парты. В группах.

Определение отсутствующих

Выясняет отсутствующих на уроке

«Ребята, кто отсутствует на уроке?»

Называют отсутствующих

Проверка подготовленности учащихся к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку

Все готовы к уроку. Обратите внимание на раздаточный материал. У каждого есть свой комплект раздаточного материала (Приложение №1, Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4).

Изучает настрой учащихся на урок и разъясняет правила работы в группах

И так вы готовы к уроку, надеюсь у вас хорошее настроение. Сегодня я разделил вас на 3 группы. Так как сегодня мы будем работать в группах, давайте договоримся соблюдать правила.

1.Каждый член группы задействован в обсуждении и принятии решений

2.Отвечать только при поднятии руки

3.Уважать ваших оппонентов

Соблюдая эти правила у нас будет плодотворная работа

Учащиеся проверяют собственную подготовку к уроку. Настраиваться на урок в группах.







2. Этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала. Актуализация знаний.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Озвучивание темы урока

На предыдущих уроках вы знакомились с экономической сферой, социальной сферой. Сегодня мы продолжим знакомство с политической сферой. Перед вами слайд (№1) где изображены составляющие понятия данной темы. Постарайтесь определить, о какой теме урока пойдет речь.

Учащиеся формулируют тему урока

Совершено, верно «Политические режимы». Ну и конечно мы должны рассмотреть и политическую жизнь современной России. Поэтому тема нашего урока «Политические режимы. Политическая жизнь современной России». Откройте ваши рабочие тетради, запишите дату и тему урока слайд 2









Предлагают свои варианты темы урока







Записывают тему урока


3. Этап постановки цели урока.

Постановка цели, задач урока с опорой на план («узнаем», «научимся»)

Озвучивает план урока. Побуждает учащихся к постановке цели, определению задач урока.

«Перед вами - план сегодняшнего урока. Познакомьтесь с ним и постарайтесь определить цель нашей работы на уроке.

  • 1. Политические режимы

  • А. Тоталитарный

  • Б. Авторитарный

  • В. Демократический

  • 2. Политическая жизнь современной России


Как вы думаете, что нового мы узнаем?

Чему вы должны научиться за время урока?










Предлагают варианты ответов

Корректирует ответы учащихся.

«Вы молодцы, так как сумели самостоятельно поставить перед собой цели».

Демонстрация места урока в системе курса обществознания

Демонстрирует место урока в системе курса обществознания

«Знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут необходимы вам продолжительное время при изучении новых тем по обществознанию и конечно при сдачи ЕГЭ»

Слушают учителя

Обеспечение межпредметных связей

Демонстрирует межпредметные связи

«Как вы думаете, только ли на уроках обществознания вы встретитесь с информацией о политических режимах?

Действительно, о политических режимах вы услышите на уроках истории, географии.»





Предлагают варианты ответов


4. Этап усвоения новых знаний.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объяснение нового материала «Основная характеристика политических режимов»

Ставит учебную задачу.

«И так сейчас я дам краткую характеристику, каждого политического режима, вы должны после моего выступления заполнить в группах пропущенные столбцы, причем для каждой группы будет свой политический режим и она должна выявить и написать основные характеристики режима, при помощи Приложения №1. Далее один представитель от группы продиктует записанное, а остальные группы заполнят у себя бланки.

Будьте внимательны, следите за объяснением»

Рассказ учителя

Политические режимы:

Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь.

А вы можете назвать разновидности тоталитаризма и привести примеры.






Следующий режим авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих оппозиции, но предоставляющих автономию личности во внеполитической деятельности.

Черты:

а) неограниченность власти;

б) опора на силу;

в) режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;

г) не преследуется инакомыслие;

д) политическая элита назначается сверху;

е) полномочия местных органов власти минимальны;

ж) население превращается в объект политических манипуляций;

з) поощряются расовые националистические предрассудки;

и) пропагандируется образ врага.

Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунт.

Приведите примеры стран, где существую либо существовали данные формы.










3) Демократия:

а) классическая демократия;

б) либеральная демократия.

Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.

А теперь работа в группах, т.е. заполнение таблицы




Слушают






































Отвечают на поставленный вопрос приводят примеры.

Разновидности:

а) Фашизм (Италия)

б)Национал-социализм (Германия)

в) Коммунизм (СССР)



























Предлагают варианты ответов

(Эфиопия до 1974, Непал до 2007, Марокко, Саудовская Аравия)

(Гватемала, Куба до 1959, Никарагуа до 1979)

(Алжир, Бирма , Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания, Ирак, Перу )




















Учащиеся работают в группах





Обеспечивает систематизацию знаний

«Попытайтесь выделить основные характеристики режимов, сравните эти режимы»




Применение на практике полученных знаний

А теперь при помощи таблицы и дополнительного материала, охарактеризуйте страны по принадлежности к политическому режиму и особенностей в стране.





Учащиеся зачитывают полученные результаты.

Проводят сравнение политических режимов.








Учащиеся характеризуют страны (США, СССР, Саудовская Аравия). Готовят выступление по каждой из стран.


Объяснение нового материала

«Политическая жизнь современной России»


Объясняет новый материал

Хорошо а теперь давайте рассмотрим политическую жизнь современной России. Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.

Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.

Беседа с учителем и выбор правильного ответа

Как вы думаете, что относится к национальным внутренним интересам России. Выберите из предложенных вариантов (Слайд)

1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.

2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.

3) Завершение процесса становления демократического общества.

4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.

Беседа с учителем и выбор правильного ответа

К национальным интересам в международной сфере относятся:

1) Обеспечение суверенитета.

2) Упрочнение позиций России как великой державы.

3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.

4) Соблюдение прав и свобод человека.

5) Недопустимость двойных стандартов.

Беседа с учителем и выбор правильного ответа

К национальным интересам в военной сфере:

1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.

2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.

3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.

Рассказ учителя

Восстановление вертикали государственной власти:

На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:

1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом.

2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.

3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.

4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.

Изменен порядок формирования Совета Федерации:

Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти.

Реформирована партийная система:

Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.

Беседа с учителем и выбор правильного ответа

Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.

2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.

3) Формирование пояса добрососедства.

4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом.

6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.




Слушают.


















Выбирают и называют правильные ответы


















Выбирают и называют правильные ответы












Выбирают и называют правильные ответы












Слушают учителя
































Выбирают и называют правильные ответы




5. Этап закрепления знаний учащихся



«А теперь, давайте закрепим полученные знания при помощи теста. В данном тесте есть открытые задание, где вам необходимо вписать ответы, и тесты с одним вариантом ответа. (Приложение №3)


Слушают





Выполняют тест


6.Этап подведения итогов урока.


Выводы по уроку.

Подводит итог урока

«Подводя итог урока, вернемся в его начало. Какие цели вы поставили пред собой, едва ознакомившись с планом урока?

Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленных целей?

Что нового вы узнали за время урока?

Чему научились?

На мой взгляд, вы замечательно поработали. Я благодарю вас за работу.»

Отвечают на вопросы, анализируя достижение цели урока

Рефлексия

Проводит рефлексию при помощи листа самооценки

Выделит основные формы деятельности, в которых приняли участие.

Выделяют трудности во время урока.

Выделяют наиболее интересные моменты.

И что нового узнали на занятии.



7. Этап информирования и инструктирования по выполнению домашнего задания


Информирование учащихся о домашнем задании

Озвучивает домашнее задание

«Запишите в дневнике домашнее задание:

- изучить материал параграфа 21;

- выучить новые понятия;

- подготовить сообщение по политическим режимам


Записывают в дневник домашнее задание



Завершение урока

Завершает урок по звонку.


.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гаркуша Игорь Петрович

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства