kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока обществознания. Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Основная цель урока – развитие критического мышления учащихся через организацию мини-исследований по заданной теме. В ходе активной и творческой  познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению проблемы и ситуаций, связанных с ней, формируется понимание причин конфликтов между учениками и учителями, пути их решения, выявляются последствия конфликтов для учащихся, воспитываются чувства толерантности, ответственности, гуманности, социализации подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания. Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами»»

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Название работы: Методическая разработка урока обществознания.

Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами» (1 академический час).

Краткая аннотация работы:

Основная цель урока – развитие критического мышления учащихся через организацию мини-исследований по заданной теме. В ходе активной и творческой познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению проблемы и ситуаций, связанных с ней, формируется понимание причин конфликтов между учениками и учителями, пути их решения, выявляются последствия конфликтов для учащихся, воспитываются чувства толерантности, ответственности, гуманности, социализации подрастающего поколения.

Ключевые понятия: конфликт, причины конфликтов между учениками и учителями, права учащихся, права учителей, последствия конфликтов, компромисс, консенсус, психическое и эмоциональное здоровье, толерантность, гуманность, чувства собственного достоинства, уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Цель:

Развитие у учащихся способности понимать, что взаимоуважительное отношение ученика и учителя – залог успешной учёбы и сохранения своего нервно-психического здоровья.

Задачи:

- углубить знания учащихся о правах ребёнка как юридических, так и личностных, о позитивных и деструктивных функциях конфликтов в школе, о необходимости предотвращения конфликтов, как важнейшей составляющей психического и эмоционального здоровья;

- формирование критического мышления учащихся (умения анализировать полученную информацию, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, умений сравнивать, делать выводы)

- развитие коммуникативной культуры учащихся (умений работать в группе, формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы);

- формирование компетенции самообразования (самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации).

Описание работы, предоставляемой на конкурс: содержание работы, результаты (ожидаемые и реальные), критерии оценивания результатов.

В ходе изучения темы «Социальная сфера» есть урок «Социальные взаимодействия», в рамках которого провожу дебаты по теме «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами…». На уроке используются технологии: дебатов, групповой работы, критического мышления. Урок нацелен на достижение как личностного результата обучающихся, так и метапредметных и предметных результатов.

Содержание включает:

- доказательства, что школа не может жить без конфликтов, так как …;

- доказательства, что школа может освободиться от конфликтов между учениками и педагогами, если бы …;

- анализ причин конфликтов;

- общее обсуждение, в чём положительные и отрицательные стороны школьных конфликтов;

- выводы о последствиях конфликтов, и как из них достойно выйти ученикам и педагогам.

В ходе работы учащимися должны быть достигнуты следующие результаты: понимание причин и логики развития конфликтов между учениками и педагогами, решение познавательных задач поискового характера при самостоятельном определении направления поиска и целенаправленном осуществлении поиска по теме, собственная аргументированная оценка такого явления, как школьный конфликт между учениками и педагогами.

Форма оценивания результата урока – мнение жюри, учителя, взаимооценка при работе в группах.

Критерии оценивания результатов:

- навыки и умения аргументированной речи; доказательства; обоснования;

- организация материала и речи спикера: соответствие роли спикера, соблюдение регламента, логика построения речи, структурированность речи;

- умение работать корпоративно, в том числе представлять результат групповой познавательной деятельности.


Критерии


1 спикер


2 спикер


3 спикер

Аспекты и аргументы:




- разнообразие




- глубина




- доказательность




- логика речи




- культура речи, поведения




- корректность




Фактические ошибки




Соблюдение регламента






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 10 КЛАССЕ

ДЕБАТЫ

«МЫ НИКОГДА НЕ ОСВОБОДИМСЯ ОТ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ И ПЕДАГОГАМИ…»

Цель урока – достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – осознавать необходимость воспитания и развития таких качеств личности как толерантность, гуманность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей, гражданской ответственности.

  2. Метапредметный результат – уметь анализировать полученную информацию, уметь критически мыслить, приводить аргументы и доказательства, устанавливать логические связи; формировать способность концентрироваться на сути проблемы; формулировать собственную позицию.

  3. Предметный результат – углубить знания учащихся о правах ребёнка как юридических, так и личностных, о позитивных и деструктивных функциях конфликтов в школе, о необходимости предотвращения конфликтов как важнейшей составляющей психического и эмоционального здоровья.

Задачи урока:

На основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать аргументы и доказательства, критически осмысливать позиции учеников и педагогов в конфликтах в школе.

  1. На основе работы с текстом учебника, документами проанализировать разные подходы к решению проблемы, установить логические связи между причинами конфликтов и их последствиями.

  2. В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость формирования толерантности, гуманности, уважения достоинства других людей, гражданской ответственности как важнейшее условие предотвращения конфликтов и сохранения психического и эмоционального здоровья.

Средства обучения:

  1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Казанская В.Г. Психология и педагогика: Краткий курс.-СПб.: Питер, 2008.

  3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник.- М.: Медицина, 2003.

  4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Просвещение, 1988.

  5. http: //nsportal.ru/modules/file/icons/application – pdf.png/ Школьные конфликты, причины возникновения.



ХОД УРОКА

  1. Вводное слово учителя (сопровождается презентацией слайдов):

Сегодняшние дебаты посвящены важнейшему вопросу – «Взаимоотношения между учителями и учениками». Созданы две команды – 1 – представляет интересы учителей, 2 – интересы учеников. Каждая команда состоит из 6 учащихся, но особенность наших дебатов в том, что каждая команда делится на 2 подгруппы по три человека. Одна подгруппа занимает утверждающую позицию, другая - отрицающую.

За игрой будут наблюдать трое судей, которые по ходу урока заполняют судейский протокол, а по окончании дебатов принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам игры (чьи аргументы и способы доказательства были наиболее убедительными).

У каждой команды есть группы поддержки, которые могут им помочь.


2. Каждая команда показывает сценки о конфликтах между учителями и учениками. После показа сценок право проанализировать их предоставляется группам поддержки каждой команды. После анализа можно предоставить слово командам, чтобы задать перекрёстные вопросы:

- первая команда: Имеет ли право учитель выгонять учащегося с урока за нарушение дисциплины или не пустить на занятие в случае опоздания?

- вторая команда: Нужно ли вставать учащимся в начале урока, когда входит учитель?

Предполагаемые ответы:

- учитель может поступить по своему усмотрению. Если учащийся совершил данный поступок впервые, ему может быть сделано замечание в устной или письменной форме с соответствующей записью в дневнике.

- если поведение ученика носит злостный характер (нарушает учебный процесс в классе или представляет опасность для окружающих), учитель вправе удалить нарушителя с урока, при этом он обязан в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учреждения поставить в известность об этом дежурного администратора. Совет: постарайся вспомнить об интересах одноклассников, их праве на образование.

- некоторые учителя считают, что на «вставание» тратится слишком много времени в начале урока. С другой стороны, момент «вставания» - это приветствие учителю, дань уважения педагогу и одновременно включения ученика в рабочий ритм.


3. Учитель: прошу вернуться к главной теме дебатов обе команды

Аргументы отрицающей команды:

- Школа не может жить без конфликтов, так как достаточно учащихся, которые просто не хотят учиться, им скучно на уроке и они всячески пытаются развлекаться…

- Много способных учеников, но ленивых…

- у учащихся отсутствует элементарная культура (могут нецензурно выражаться, перебивать объяснение учителя своими комментариями, не владеют эмоциями и др.);

- повышенная агрессивность некоторых учащихся…

Аргументы утверждающей команды:

Школа может освободиться от конфликтов между учениками и педагогами, если бы учителя …

- более справедливо ставили оценки…

- не оскорбляли бы и не унижали бы детей…

- лучше бы владели своей специальностью и интереснее проводили бы уроки…

- учитель должен понимать каждого ребёнка, а не только тех, кто хорошо учится и ведёт себя…

- учитель должен любить детей и свою профессию…

Аргументы подгруппы в защиту учеников:

-ученик в школе – это становление личности. Срывы могут быть по различным причинам, скажем его недооценивают в классе. Он жаждет самоутверждения, но не всегда это получается;

- некоторые не встречают понимания в семье, довольно часто родители почти нее реагируют на то, что происходит с ребёнком в школе…

- влияние Интернета, СМИ…

- отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях, злоупотребление некоторыми родителями алкоголем, наркотиками…

- специфика окружающей среды: шумы, плохая экология и др.

Аргументы подгруппы в защиту учителей:

- учитель - тоже человек; он – один, а учеников много, и каждый со своим характером, своими желаниями, целями, эмоциями…

- большинство учителей ответственно подходят к разрешению проблемных ситуаций, ведь у учителя больше чем у ученика житейский опыт, объём знаний, мировоззрение сформировано, у них навыки общения с окружающим миром гораздо более развиты;

- учащиеся должны понимать, что школа – это модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми, в том числе между учениками и педагогами.


  1. Учитель: у детей с момента рождения, как и у всех людей, есть права. Существуют юридические права, которые установлены законами. В случае их нарушения мы можем обратиться в суд, органы опеки и попечительства, в Департамент образования, в комиссию по делам несовершеннолетних. А есть личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что ты имеешь право.

Предлагаю командам озвучить права учеников и права педагогов (приложение 1).

Команды могут задать друг другу по 1 вопросу.


  1. Учитель: У конфликтов есть и положительная, и отрицательная сторона.

Предлагаю утверждающей команде ответить на вопрос: Что положительного несёт конфликт?

Отрицающей команде: Каковы отрицательные последствия конфликта?

(Приложение 2)


  1. Подгруппы меняются для последнего задания (те, кто был в утверждающей подгруппе, переходят в отрицающую подгруппу, и наоборот) – необходимо выработать решение:

Утверждающая группа: Как избежать конфликта?

Отрицающая группа: Как выйти достойно из конфликта и учителям и ученикам?

5 минут для выработки решения. (Приложение 3)

7. Заключительное слово учителя:

Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде . Ведь не зря же прозвучала мысль в ходе дебатов, что школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Психологи считают, что культурное поведение следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.

Опасен тезис – «Учитель всегда прав», но печально, что на смену ему продвигается другой _ «Клиент всегда прав» .

Повышение самооценки, формирование позитивного отношения к жизни и учёбе – это основа вашего эмоционального здоровья, - это залог ваших успехов в жизни.


8. Выступления судей





















Приложение 1

УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

- на уважение прав личности и защиту их;

- на выбор альтернативных, факультативных курсов и сдачу курсов экстерном;

- получать дополнительные консультации у учителя-предметника для сверхпрограммного самообразования, при совпадении их профессионально-эвристических интересов, вплоть до разработки индивидуальных программ развития;

- на участие в работе школьного научного общества под руководством выбранного самими учащимися преподавателя;

- на открытую и немедленную оценку своих знаний, сочетающую объективность критериев с индивидуальностью подхода;

- на качественное образование;

- апеллировать в случае конфликта с учителем к Педагогическому совету или администрации ОУ;

- на консультацию специалистов при необходимости;

- на избрание в руководящие органы самоуправления ОУ («Луч» в МБОУ СОШ № 64);

- по взаимному согласию родителей (Лиц, их заменяющих) и Управления образования администрации города Н-Тагила, ученик, достигший 14-летнего возраста, имеет право оставить ОУ до получения им основного общего образования и др.


УЧИТЕЛЬ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НА:

- защиту профессиональной чести и достоинства;

- защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей);

- высказывать в корректной форме (устно или письменно) критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывать претензии к ребёнку в деликатной форме;

- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников;

- свободу выбора методов оценки знаний учащихся;

- установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам;

- при необходимости защиты интересов обучающихся, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

- обращаться индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами;

- предупреждать о замене уроков заранее;

- защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя и др.





























Приложение 2

Положительные последствия конфликтов:

- конфликты способствуют определённому движению вперёд, предотвращают застой;

- конфликт- это определённое отрицание старых отношений, что приводит к формированию новых;

- конфликт проясняет позиции сторон; необходимость решения конфликта приводит к кооперации, концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации;

- в конфликте изживается внутренняя напряжённость, выплёскиваются агрессивные отрицательные эмоции и чувства.


Отрицательные последствия конфликтов:

- негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;

- ухудшается качество мышления;

- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению;

- выброс агрессии или эмоций не способствует установлению взаимопонимания, чаще усугубляет конфликт, чем его разрешает.



















Приложение 3

Как не допустить конфликта?

- прежде чем, вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить; утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен;

- учитесь контролировать свои эмоции;

- ум, такт, осторожность;

- учиться защищать свои законные права без конфликтов;

- для того, чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей;

- заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных;

- уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои;

- учитель не должен обсуждать проблему ребёнка в присутствии класса;

- нельзя наказывать за поведение плохими отметками;

- нежелательно отчитывать ученика при всех;

- спорить только о сути проблемы, не переходя на личность;

- запомнить, что легче предотвратить конфликт, чем его ликвидировать.


Как выйти из конфликтной ситуации?

- дать выход свои чувствам, предупреждая об этом других;

- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;

- поставить себя на место другого человека;

- осознать право на существование другой точки зрения (толерантность);

- в конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека;

- соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты;

- будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте;

- не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием;

- будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя;

- умейте вовремя остановиться;

- дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 01.05.2016

Номер свидетельства: 323722


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства