Методическая разработка урока обществознания. Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами»
Методическая разработка урока обществознания. Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами»
Основная цель урока – развитие критического мышления учащихся через организацию мини-исследований по заданной теме. В ходе активной и творческой познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению проблемы и ситуаций, связанных с ней, формируется понимание причин конфликтов между учениками и учителями, пути их решения, выявляются последствия конфликтов для учащихся, воспитываются чувства толерантности, ответственности, гуманности, социализации подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания. Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами»»
Автор: Карташова Наталья Ивановна
Название работы: Методическая разработка урока обществознания.
Дебаты в 10 классе «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами» (1 академический час).
Краткая аннотация работы:
Основная цель урока – развитие критического мышления учащихся через организацию мини-исследований по заданной теме. В ходе активной и творческой познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению проблемы и ситуаций, связанных с ней, формируется понимание причин конфликтов между учениками и учителями, пути их решения, выявляются последствия конфликтов для учащихся, воспитываются чувства толерантности, ответственности, гуманности, социализации подрастающего поколения.
Ключевые понятия: конфликт, причины конфликтов между учениками и учителями, права учащихся, права учителей, последствия конфликтов, компромисс, консенсус, психическое и эмоциональное здоровье, толерантность, гуманность, чувства собственного достоинства, уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.
Цель:
Развитие у учащихся способности понимать, что взаимоуважительное отношение ученика и учителя – залог успешной учёбы и сохранения своего нервно-психического здоровья.
Задачи:
- углубить знания учащихся о правах ребёнка как юридических, так и личностных, о позитивных и деструктивных функциях конфликтов в школе, о необходимости предотвращения конфликтов, как важнейшей составляющей психического и эмоционального здоровья;
- формирование критического мышления учащихся (умения анализировать полученную информацию, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, умений сравнивать, делать выводы)
- развитие коммуникативной культуры учащихся (умений работать в группе, формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы);
- формирование компетенции самообразования (самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации).
Описание работы, предоставляемой на конкурс: содержание работы, результаты (ожидаемые и реальные), критерии оценивания результатов.
В ходе изучения темы «Социальная сфера» есть урок «Социальные взаимодействия», в рамках которого провожу дебаты по теме «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами…». На уроке используются технологии: дебатов, групповой работы, критического мышления. Урок нацелен на достижение как личностного результата обучающихся, так и метапредметных и предметных результатов.
Содержание включает:
- доказательства, что школа не может жить без конфликтов, так как …;
- доказательства, что школа может освободиться от конфликтов между учениками и педагогами, если бы …;
- анализ причин конфликтов;
- общее обсуждение, в чём положительные и отрицательные стороны школьных конфликтов;
- выводы о последствиях конфликтов, и как из них достойно выйти ученикам и педагогам.
В ходе работы учащимися должны быть достигнуты следующие результаты: понимание причин и логики развития конфликтов между учениками и педагогами, решение познавательных задач поискового характера при самостоятельном определении направления поиска и целенаправленном осуществлении поиска по теме, собственная аргументированная оценка такого явления, как школьный конфликт между учениками и педагогами.
Форма оценивания результата урока – мнение жюри, учителя, взаимооценка при работе в группах.
Критерии оценивания результатов:
- навыки и умения аргументированной речи; доказательства; обоснования;
- организация материала и речи спикера: соответствие роли спикера, соблюдение регламента, логика построения речи, структурированность речи;
- умение работать корпоративно, в том числе представлять результат групповой познавательной деятельности.
Критерии
1 спикер
2 спикер
3 спикер
Аспекты и аргументы:
- разнообразие
- глубина
- доказательность
- логика речи
- культура речи, поведения
- корректность
Фактические ошибки
Соблюдение регламента
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В 10 КЛАССЕ
ДЕБАТЫ
«МЫ НИКОГДА НЕ ОСВОБОДИМСЯ ОТ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ И ПЕДАГОГАМИ…»
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать необходимость воспитания и развития таких качеств личности как толерантность, гуманность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей, гражданской ответственности.
Метапредметный результат – уметь анализировать полученную информацию, уметь критически мыслить, приводить аргументы и доказательства, устанавливать логические связи; формировать способность концентрироваться на сути проблемы; формулировать собственную позицию.
Предметный результат – углубить знания учащихся о правах ребёнка как юридических, так и личностных, о позитивных и деструктивных функциях конфликтов в школе, о необходимости предотвращения конфликтов как важнейшей составляющей психического и эмоционального здоровья.
Задачи урока:
На основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать аргументы и доказательства, критически осмысливать позиции учеников и педагогов в конфликтах в школе.
На основе работы с текстом учебника, документами проанализировать разные подходы к решению проблемы, установить логические связи между причинами конфликтов и их последствиями.
В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость формирования толерантности, гуманности, уважения достоинства других людей, гражданской ответственности как важнейшее условие предотвращения конфликтов и сохранения психического и эмоционального здоровья.
Средства обучения:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012.
Казанская В.Г. Психология и педагогика: Краткий курс.-СПб.: Питер, 2008.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник.- М.: Медицина, 2003.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Просвещение, 1988.
Вводное слово учителя (сопровождается презентацией слайдов):
Сегодняшние дебаты посвящены важнейшему вопросу – «Взаимоотношения между учителями и учениками». Созданы две команды – 1 – представляет интересы учителей, 2 – интересы учеников. Каждая команда состоит из 6 учащихся, но особенность наших дебатов в том, что каждая команда делится на 2 подгруппы по три человека. Одна подгруппа занимает утверждающую позицию, другая - отрицающую.
За игрой будут наблюдать трое судей, которые по ходу урока заполняют судейский протокол, а по окончании дебатов принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам игры (чьи аргументы и способы доказательства были наиболее убедительными).
У каждой команды есть группы поддержки, которые могут им помочь.
2. Каждая команда показывает сценки о конфликтах между учителями иучениками. После показа сценок право проанализировать их предоставляется группам поддержки каждой команды. После анализа можно предоставить слово командам, чтобы задать перекрёстные вопросы:
- первая команда: Имеет ли право учитель выгонять учащегося с урока за нарушение дисциплины или не пустить на занятие в случае опоздания?
- вторая команда: Нужно ли вставать учащимся в начале урока, когда входит учитель?
Предполагаемые ответы:
- учитель может поступить по своему усмотрению. Если учащийся совершил данный поступок впервые, ему может быть сделано замечание в устной или письменной форме с соответствующей записью в дневнике.
- если поведение ученика носит злостный характер (нарушает учебный процесс в классе или представляет опасность для окружающих), учитель вправе удалить нарушителя с урока, при этом он обязан в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учреждения поставить в известность об этом дежурного администратора. Совет: постарайся вспомнить об интересах одноклассников, их праве на образование.
- некоторые учителя считают, что на «вставание» тратится слишком много времени в начале урока. С другой стороны, момент «вставания» - это приветствие учителю, дань уважения педагогу и одновременно включения ученика в рабочий ритм.
3. Учитель: прошу вернуться к главной теме дебатов обе команды
Аргументы отрицающей команды:
- Школа не может жить без конфликтов, так как достаточно учащихся, которые просто не хотят учиться, им скучно на уроке и они всячески пытаются развлекаться…
- Много способных учеников, но ленивых…
- у учащихся отсутствует элементарная культура (могут нецензурно выражаться, перебивать объяснение учителя своими комментариями, не владеют эмоциями и др.);
- повышенная агрессивность некоторых учащихся…
Аргументы утверждающей команды:
Школа может освободиться от конфликтов между учениками и педагогами, если бы учителя …
- более справедливо ставили оценки…
- не оскорбляли бы и не унижали бы детей…
- лучше бы владели своей специальностью и интереснее проводили бы уроки…
- учитель должен понимать каждого ребёнка, а не только тех, кто хорошо учится и ведёт себя…
- учитель должен любить детей и свою профессию…
Аргументы подгруппы в защиту учеников:
-ученик в школе – это становление личности. Срывы могут быть по различным причинам, скажем его недооценивают в классе. Он жаждет самоутверждения, но не всегда это получается;
- некоторые не встречают понимания в семье, довольно часто родители почти нее реагируют на то, что происходит с ребёнком в школе…
- влияние Интернета, СМИ…
- отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях, злоупотребление некоторыми родителями алкоголем, наркотиками…
- специфика окружающей среды: шумы, плохая экология и др.
Аргументы подгруппы в защиту учителей:
- учитель - тоже человек; он – один, а учеников много, и каждый со своим характером, своими желаниями, целями, эмоциями…
- большинство учителей ответственно подходят к разрешению проблемных ситуаций, ведь у учителя больше чем у ученика житейский опыт, объём знаний, мировоззрение сформировано, у них навыки общения с окружающим миром гораздо более развиты;
- учащиеся должны понимать, что школа – это модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми, в том числе между учениками и педагогами.
Учитель: у детей с момента рождения, как и у всех людей, есть права. Существуют юридические права, которые установлены законами. В случае их нарушения мы можем обратиться в суд, органы опеки и попечительства, в Департамент образования, в комиссию по делам несовершеннолетних. А есть личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что ты имеешь право.
Предлагаю командам озвучить права учеников и права педагогов (приложение 1).
Команды могут задать друг другу по 1 вопросу.
Учитель: У конфликтов есть и положительная, и отрицательная сторона.
Предлагаю утверждающей команде ответить на вопрос: Что положительного несёт конфликт?
Подгруппы меняются для последнего задания (те, кто был в утверждающей подгруппе, переходят в отрицающую подгруппу, и наоборот) – необходимо выработать решение:
Утверждающая группа: Как избежать конфликта?
Отрицающая группа: Как выйти достойно из конфликта и учителям и ученикам?
5 минут для выработки решения. (Приложение 3)
7. Заключительное слово учителя:
Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде . Ведь не зря же прозвучала мысль в ходе дебатов, что школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Психологи считают, что культурное поведение следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
Опасен тезис – «Учитель всегда прав», но печально, что на смену ему продвигается другой _ «Клиент всегда прав» .
Повышение самооценки, формирование позитивного отношения к жизни и учёбе – это основа вашего эмоционального здоровья, - это залог ваших успехов в жизни.
8. Выступления судей
Приложение 1
УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:
- на уважение прав личности и защиту их;
- на выбор альтернативных, факультативных курсов и сдачу курсов экстерном;
- получать дополнительные консультации у учителя-предметника для сверхпрограммного самообразования, при совпадении их профессионально-эвристических интересов, вплоть до разработки индивидуальных программ развития;
- на участие в работе школьного научного общества под руководством выбранного самими учащимися преподавателя;
- на открытую и немедленную оценку своих знаний, сочетающую объективность критериев с индивидуальностью подхода;
- на качественное образование;
- апеллировать в случае конфликта с учителем к Педагогическому совету или администрации ОУ;
- на консультацию специалистов при необходимости;
- на избрание в руководящие органы самоуправления ОУ («Луч» в МБОУ СОШ № 64);
- по взаимному согласию родителей (Лиц, их заменяющих) и Управления образования администрации города Н-Тагила, ученик, достигший 14-летнего возраста, имеет право оставить ОУ до получения им основного общего образования и др.
УЧИТЕЛЬ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО НА:
- защиту профессиональной чести и достоинства;
- защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей);
- высказывать в корректной форме (устно или письменно) критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывать претензии к ребёнку в деликатной форме;
- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников;
- свободу выбора методов оценки знаний учащихся;
- установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам;
- при необходимости защиты интересов обучающихся, знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- обращаться индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами;
- предупреждать о замене уроков заранее;
- защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя и др.
- конфликт- это определённое отрицание старых отношений, что приводит к формированию новых;
- конфликт проясняет позиции сторон; необходимость решения конфликта приводит к кооперации, концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации;
- в конфликте изживается внутренняя напряжённость, выплёскиваются агрессивные отрицательные эмоции и чувства.
Отрицательные последствия конфликтов:
- негативные эмоции оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;
- ухудшается качество мышления;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению;
- выброс агрессии или эмоций не способствует установлению взаимопонимания, чаще усугубляет конфликт, чем его разрешает.
Приложение 3
Как не допустить конфликта?
- прежде чем, вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить; утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен;
- учитесь контролировать свои эмоции;
- ум, такт, осторожность;
- учиться защищать свои законные права без конфликтов;
- для того, чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей;
- заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных;
- уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои;
- учитель не должен обсуждать проблему ребёнка в присутствии класса;
- нельзя наказывать за поведение плохими отметками;
- нежелательно отчитывать ученика при всех;
- спорить только о сути проблемы, не переходя на личность;
- запомнить, что легче предотвратить конфликт, чем его ликвидировать.
Как выйти из конфликтной ситуации?
- дать выход свои чувствам, предупреждая об этом других;
- найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- поставить себя на место другого человека;
- осознать право на существование другой точки зрения (толерантность);
- в конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека;
- соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты;
- будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте;
- не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием;
- будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя;
- умейте вовремя остановиться;
- дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.