kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Нравственность.Мораль.Этика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна. И психологи и учителя говорят, о том, что современные школьники сильно отличаются от тех, которые окончили школу 10, 5 и даже 2 года назад. Данная разработка направленна на усвоение моральных норм современными подростками с уже сформированными личностными качествами. С применением современных образовательных технологий, а именно: метод критического мышления, обучение в сотрудничестве, проблемный метод (case study), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, интерактивные и игровые методы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Нравственность.Мораль.Этика"»

Муниципальный этап краевого конкурса

«Мультимедийный урок»



Номинация: лучшая разработка в общеобразовательном учреждении по предметам гуманитарного цикла



Предмет: обществознание


Тема: Нравственность, мораль, этика.


Класс: 10


Образовательное учреждение:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 6


Авторы: Якушенко Ольга Александровна,

учитель истории и обществознания

МОБУ гимназии № 6










2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Актуальность. В современных условиях на подростков все большее влияние оказывают различные Интернет-источники, а также телевидение, компьютерные игры. Зачастую родители не контролируют качество поступающей информации к их детям, особенно в старших классах. Национальные традиции многих народов России, такие как уважение старших, защита слабых, помощь друг другу заменяется так называемым «американским шаблоном поведения», а именно – безразличие к окружающим, эгоизм, пренебрежительное отношение к мнению взрослых. Мы считаем, что в этих условиях особенно важна тема морали и нравственности.

Новизна. И психологи и учителя говорят, о том, что современные школьники сильно отличаются от тех, которые окончили школу 10, 5 и даже 2 года назад. Данная разработка направленна на усвоение моральных норм современными подростками с уже сформированными личностными качествами. С применением современных образовательных технологий, а именно: метод критического мышления, обучение в сотрудничестве, проблемный метод (case study), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, интерактивные и игровые методы.

Цели: рассмотреть содержание понятий «мораль» и «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания; обосновать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.

Задачи:

-образовательные: рассмотреть содержание понятий «мораль», «нравственность», «моральный поступок», «аморальный поступок», «золотое правило нравственности», «этика»; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

-развивающие: развивать умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, актуализировать ранее изученное; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций; умение работать в коллективе.

-воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Механизм и продолжительность реализации. Разработка рассчитана на 40 минут. Структура урока соответствует традиционной форме: актуализация знаний учащихся, основная часть, закрепление изученного на уроке.

Ожидаемые результаты: усвоение учащимися основных понятий урока, способность применять полученные знания при решении тестов ЕГЭ, а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Способы проверки:

1. Беседа с учащимися, с применением метода «мозгового штурма» на стадии актуализации знаний учащихся при проведении следующего урока.

2. Решение тестов, разработанных ФИПИ для ЕГЭ по данной теме.

Перспективы дальнейшего развития. В дальнейшем планируется совместное проведение межшкольных внеклассных мероприятий с учащимися МОБУ гимназии № 6 и МОБУ СОШ № 7.

Возможность распространения в других образовательных учреждениях. Данная разработка с легкостью может быть заимствована педагогами других образовательных учреждений, как учителями обществознания, так и классными руководителями при проведении тематических классных часов.



Конспект урока

Этап урока

Действия учителя

Действие ученика

Компетенции учащихся (по Дж. Равену)

слайда

Организация начала урока

Подготовка учащихся к началу урока

Подготовка



Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Активная работа учащихся

Поиск и использование обратной связи


Подготовка к основному этапу урока

Объяснение задачи на нестандартное мышление

Активная работа учащихся

Готовность решать сложные вопросы, самостоятельность мышления, оригинальность

4-8

Ответ: 32

Усвоение новых знаний и способов действий

Объяснение понятий «мораль», «этика»

Запись в тетради


9


Объяснение способа расшифровки текста

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели

10

Ответ: 33


Контроль над деятельностью учеников

Активная работа над рассуждением о высказывании по предложенному плану

Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

самостоятельность мышления, оригинальность;

критическое мышление;

готовность решать сложные вопросы.

11


Объяснение понятия «нравственность», отличие морали от нравственности

Запись в тетради


12-14


Контроль над деятельностью учеников

Активная работа, запись отгаданных категорий морали в тетради

Самостоятельность мышления, оригинальность; использование ресурсов

15-21

Ответ: 34


Разделение учащихся на группы, объяснение дальнейших действий учащихся

Работа в группах: разыгрывание небольшой сценки и оценка деятельности друг друга.

Вовлечение эмоций в процесс деятельности; доверие;

отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

способность принимать решения;

способность к совместной работе ради достижения цели;

способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;

способность разрешать конфликты и смягчать разногласия, критическое мышление.

22


Объяснение золотого правила нравственности

Запись в тетради


23-24

Первичная проверка понимания.

Контроль над деятельностью учеников

Работа в группах: составление портрета высоконравственного человека

Способность к совместной работе ради достижения цели;

способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.

25


Объяснение дальнейших действий учащихся

Самостоятельная работа по заполнению таблицы

Готовность и способность обучаться самостоятельно; самостоятельность мышления, оригинальность.

26-27

Ответ: 35

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль над деятельностью учащихся

Самостоятельное решение тестового задания.

Самостоятельность мышления, оригинальность.

29

Ответ: 36


Рефлексия

Обсуждение с учащимися функций морали в обществе

Составление выводов урока (для чего нужна мораль?)

Самостоятельность мышления, оригинальность; тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели.

30

Информация о домашнем задании

Объяснение домашнего задания

Запись в дневники


31





Методические рекомендации по использованию разработки



I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный вопрос.

III. Подготовка к основному этапу урока. Ребятам предлагается решить задание на проверку нестандартного мышления:

Учитель: Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной;

2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь;

3. Парень/девушка вашей мечты.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее.

Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с девушкой моей мечты».

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи.

IV. Усвоение новых знаний и способов действия. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных.

Запишите в тетрадь определение слова «мораль»:

Мораль – это принятые в обществе нормы поведения, основанные на представлении о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Изучением морали, нравственности, моральных норм и принципов занимается раздел философии – этика.

Далее учитель объясняет следующую ситуацию: На территории школы при посадке деревьев в земле была найдена записка с зашифрованным текстом, которую необходимо расшифровать. Ребятам предлагается сделать это на основе раздаточного материала (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

После расшифровки получилась фраза:

«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков (Лао-Дзы).

Учитель предлагает рассмотреть данное высказывание, опираясь на Памятку по написанию эссе по обществознанию (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Слова учителя: Давайте запишем в тетради определение еще одного термина – это «нравственность».

Нравственность – это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Как вы думаете, существует ли отличие морали от нравственности? (ответ учащихся)

Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые находятся в ведении науки этики. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). Задумайтесь, даже у преступных кланов есть своя мораль! При этом им обязательно противостоит другая часть общества – со своими устоями и нормами, а из этого следует, что моралей одномоментно может быть великое множество. Обычно мораль зафиксирована в законе (кодексе), в котором закреплены определенные нормы поведения. Каждый поступок человека согласно данному закону оценивается обществом негативно или позитивно. Интересно, что в одном и том же социуме мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX веке), диктуя прямо противоположные принципы поведения.

Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность – на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

Далее на слайдах представлены загадки об основных моральных категориях, учащимся необходимо отгадать их и записать в тетрадь:

1. Назовите, какие две основные категории морали изображены на картине. (Добро и зло)

2. О чем повествует притча?

Волчий суд

У одного крестьянина волки сожрали мула. Пришёл крестьянин в суд жаловаться.

- Мы волков не судим, - ответил ему судья.

- Сильных вы не судите, а с беззащитными и наш староста хорошо справляется! - сказал крестьянин. (Справедливость)

3. О чем идет речь в отрывке?

Рыцари Камелота сильны, мужествены и отважны, щит их - прибежище для слабых и угнетенных;

Рыцари Камелота всегда держат свое слово, не злоупотребляют они оказанным доверием;

Рыцари Камелота никого не обижают, ценят дружбу и уважают достойных противников… (Честь)

4. Расшифруйте анаграмму (необходимо поменять буквы словами так, чтобы получилось слово): О Н И Т Д О Т О С В С (Достоинство)

5. Какое слово пропущено в притче?

Будучи судьёй, Мулла Насреддин никак не мог установить, кто виноват: ответчик или истец - и решил обоих наказать палочными ударами. Совершив эту процедуру, он облегчённо вздохнул:

- Теперь моя …чиста, ибо виновный наверняка не избежал кары. (Совесть)

6. 6. О чем идет речь?

… - отношение ответственности личности во взаимоотношениях с другими людьми, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. (Долг)

Затем учащиеся делятся 5 групп (в зависимости от количества учащихся), им раздаются карточки с ситуациями, которые они должны обыграть:

1. Молодой парень не уступает место пожилой женщине в автобусе.

2. На перемене старшеклассник отнимает деньги у ученика начальной школы.

3. У девушки украли на глазах сумку, и никто не хочет ей помочь.

4. Мама сделала замечание сыну, а он ей грубо ответил.

5. Брат, который много раз помогал, попросил помощи у своей сестры и он отказала.

При этом другая команда должна прокомментировать сценку и показать, как необходимо поступать по нормам морали. Учитель направляет действия учеников и контролирует процесс.

Учитель: Вспомните золотое правило нравственности и запишите к себе в тетрадь?

Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой!

V. Первичная проверка понимания. Далее группам раздаются ватманы или листы формата А3, на которых ребята в течение 2х минут должны зарисовать портрет высоконравственного человека (в центре рисуется человечек, а вокруг пишутся положительные качества). Затем рассматриваются творческие работы групп.

Учитель: В обществе существует огромное множество социальных норм. Давайте, вспомним их. (ответ учащихся)

Давайте сравним две наиболее важные социальные нормы мораль и право, для этого необходимо самостоятельно заполнить таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.) Сравнение таблиц учащихся и учителя.

VI. Обобщение и систематизация знаний. Затем предлагается решить задание формата ЕГЭ:

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)Термин «этика» впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии. (Б)Основной целью этики Аристотель называл счастье - деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. (В)Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. (Г)Поэтому основная добродетель, по мнению философа, - это умеренность и благоразумие.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер (А,Б)

2) характер оценочных суждений (Г)

3) характер теоретических утверждений (Д)

VII. Рефлексия. Учитель: Зачем нужна мораль в обществе? Какие функции она выполняет? (ответ учащихся и запись в тетради)

1) Регулятивная функция - мораль регулирует отношения между людьми.

2) Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

3) Ценностно-ориентационная функция - мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.

4) Оценочная функция – мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.

5) Коммуникативная функция – мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.

VIII. Домашнее задание.

Написать эссе по теме: «Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».





Список использованных источников


  1. Алексеев В.О. Философия. – М., 2008.

  2. Алексеев П.В.. Панин А.В., Философия – М., 2005.

  3. Балашов Л. Е. Философия - М., 2009.

  4. Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., 2014.

  5. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

  6. Волков Ю.Г. Обществознание. – М., 2008.

  7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. (и др.) Социология – М., 2003.

  8. Давыдов С.А. Социология. Конспект лекций. – М., 2008.

  9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

  10. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии. - М., 2008.

  11. Кохановский В.П. Философия. Конспект лекций. - Ростов н/Д., 2005.

  12. Кравченко А.И. Психология и педагогика - М., 2008.

  13. Кравченко А.И. Социология. – СПб., 2003.

  14. Крившенко Л.П. Педагогика - М., 2004.

  15. Крюков В.В. Философия.- Новосибирск, 2006.

  16. Макаров И.В. Психология. Конспект лекций. – М., 2010.

  17. Максименко С.Д. Общая психология. – СПб., 2004.

  18. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1976.

  19. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2000.

  20. Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко – М., 2004.

  21. Философия / Под ред. Н.С.Савкин – Саранск, 2002.

  22. Философия / Под ред. О.А.Митрошенкова – М., 2002

  23. Философия науки / Под ред. Лебедева – М., 2007.

  24. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.


Список Интернет-источников


1. www. fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений

2. www. dic.academic.ru – сайт словарей и энциклопедий

3. www.обществознание.решуегэ.рф – Образовательный портал для подготовки к экзаменам

4. www.psychologos.ru Психологос. Энциклопедия практической психологии

5 . www.pritchi.ru сайт собрание притч

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Зашифрованный алфавит




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Памятка по написанию эссе по обществознанию.

1. Как я понимаю высказывание.

2. Я согласен/не согласен с высказыванием и почему.

3. Теоретические положения.

4. Примеры из жизни, истории, литературы.

5. Вывод.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.


Мораль

Право

Кто вырабатывает?



Где закреплено?



Какие последствия нарушения?



Обязательны для исполнения?



Что регулирует?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Нравственность.Мораль.Этика"

Автор: Якушенко Ольга Александровна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 299981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства