kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Современное российское законодательство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Современное российское законодательство

Задачи занятия:

1) Сформулировать приверженность ценностям, закрепленным в Конституции РФ. Показать, что конституционное право является ведущей отраслью национальной правовой системы

2) Углубить знания понятий «отрасли права». Охарактеризовать отрасли права, их специфические особенности

3) Развить умение оценивать свои поступки и поступки других с позиции их соответствия правовым нормам; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности

4) Формирование гражданской позиции, уважение к закону и правопорядку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Современное российское законодательство" »

Тема урока: Современное российское законодательство

Задачи занятия:

1) Сформулировать приверженность ценностям , закрепленным в Конституции РФ. Показать , что конституционное право является ведущей отраслью национальной правовой системы

2) Углубить знания понятий «отрасли права». Охарактеризовать отрасли права, их специфические особенности

3) Развить умение оценивать свои поступки и поступки других с позиции их соответствия правовым нормам; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности

4) Формирование гражданской позиции, уважение к закону и правопорядку.

 Планируемые образовательные результаты: овладеть навыками познавательной учебно – исследовательской деятельности; уметь ориентироваться в различных источниках правовой информации; уметь применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

 Вводно – мотивационная часть.

 1)Что такое отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую – либо большую сферу общественных отношений.

 2) Какие основные отрасли российского права вы знаете : конституционное, административное, гражданское, уголовное, экологическое и т. д.

 Сегодня мы рассмотрим подробнее каждую из этих отраслей. Тема урока: Современное российское законодательство.  

 План

1.Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы.

2. Характеристика отраслей права. 

А) Административное право.

Б) Гражданское право.

В)  Трудовое право.

Г) Семейное право

3. Изменение и развитие современного российского законодательства.

Этапы урока


Этапы урока


Время для их реализации (мин.)

1. Организационный

3

2. Подготовка к работе в группах, актуализация знаний по теме

3

3. Работа в группах.

Демонстрация усвоения новых знаний через практическую работу в группах.

25

4. Первичное закрепление знаний

5

4. Подведение итогов урока, рефлексия

4



Технологическая карта урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Сообщение темы занятия и актуальности цели

Просьба сформулировать задачи урока

Слушают, осмысливают,

Формулируют задачи урока

2

Подготовка к работе в группах, актуализация знаний по теме

Объяснение преподавателя

«Конституционное право» и «Отрасли российского законодательства»

Слушают, получают инструктаж, задают вопросы

3

Демонстрация усвоения новых знаний через практическую работу в группах

Раздает карточки с практическими задачами по отраслям права и выдержками из кодекса, объясняет смысл и технологию работы, следит за происходящим в группах, по необходимости консультирует, направляет ход мыслей учеников.

Учащиеся знакомятся с заданиями, обсуждают ситуации в группах, предлагают варианты решений, высказываются по очереди вслух, ведут дискуссию

4

Первичное закрепление знаний

Решение задач.


5

Подведение итогов занятия, рефлексия

Заключительные слова учителя, задание оценить свою работу на уроке и объяснить ее практическую значимость

Слушают. Размышляют. Делают выводы с использованием ключевых вводных конструкций.










Группа №1

Рабочий лист «Административное право»

Задание 1. Дать определение понятия «Административное право».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопрос: С какого возраста наступает полная ответственность за административные правонарушения?

__________________________________________________________________________

Назовите участников административных правоотношений.

__________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте кластер «Виды административных проступков»

«Виды административных проступков»











Задание 3. Составьте Кластер «Виды административных взысканий»

«Виды административных взысканий»











Задание 4. Решите задачу

Пятнадцатилетние Вова и Петя появились в кинотеатре в пьяном виде. Администратор кинотеатра не разрешила им войти в зал и передала их дежурному милиционеру. 
Можно ли привлечь этих юношей к административной ответственности и за какое нарушение? 
Несут ли административную ответственность в данном случае их родители? 


Приложение к рабочему листу № 1

Административное правонарушение и ответственность несовершеннолетних

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

 

Правонарушения несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, влекут наложение административного штрафа на их родителей или иных законных представителей.

Виды применяемых к несовершеннолетним административных наказаний:

- предупреждение;

- административный штраф.

 

Несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет,

привлекаются к ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями КоАП РФ: 

Статья 6.8 КоАП РФ — незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических веществ, психотропных веществ или их аналогов влечёт наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 6.9 КоАП РФ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечёт наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 6.11 КоАП РФ – занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение чужого имущества путём кражи, мошенничества. Присвоения или растраты влечёт наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей.

Статья 11.1 КоАП РФ - действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов,влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 

Статья 12.7 КоАП РФ — управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Статья 19.13 КоАП РФ — заведомо ложный вызов специализированных служб, а именно, заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечёт наложение административногоштрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 19.16 КоАП РФ — умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта), либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности, а именно, умышленное уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта), либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трёхсот рублей. 

Статья 20.1 КоАП РФ – мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставаниям к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества влечёт за собой наказание в виде штрафа от пятисот до двух тысяч пятисот рублей. 

Статья 20.2 ч.5 КоАП РФ — нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (за исключением ч.6 ст. 20.2 КоАП), влечёт наложение административного штрафа на участников от десяти до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. 

Статья 20.3 ч.1 КоАП РФ — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения, влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 20.3 ч.2 КоАП РФ — изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. 

Статья 20.20 ч.1 КоАП РФ — потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях и т.д. влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 20.20 ч.2 КоАП РФ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление других одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечёт наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. 

Статья 20.21 КоАП РФ — появление на улицах, стадионах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 20.29 КоАП РФ — массовое распространение экстремистских материалов, включённых в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. А равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей.

 

Административное задержание

Статья 27.3 ч.1 КоАП РФ — Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

 

Статья 27.3 ч.4 КоАП РФ — Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.


Группа № 2

Рабочий лист «Гражданское право»

Задание 1. Дать определение понятия «Гражданское право».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите два условия гражданско-правовых отношений.__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составить кластер «Участники гражданско-правовых отношений»

«Участники гражданско-правовых отношений»











Задание 3. Составьте кластер «Виды гражданских отношений»

«Виды гражданских отношений»








Задание 4. Решите задачу

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.

Вопросы к задаче:

1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?
3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?





























Приложение к рабочему листу № 2

1. Из ч.1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ следует, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В соответствии со ст.28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:1) мелкие бытовые сделки;2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.


2. Ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним). К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 ГК РФ.

3. В случае, если бы Косте было 15 лет, то решение было бы иным.

Общее требование п. 1 ст. 26 знает ряд исключений, когда несовершеннолетний может самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст. 26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом - заработком, стипендией, гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее - доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.










Группа № 3

Рабочий лист «Трудовое право»

Задание 1. Дать определение понятия «Трудовое право», «Трудовой договор».

Задание 2. Составить кластер «Содержание трудового договора».

«Содержание трудового договора»













Задание 3. Составить схему «Обязанности участников трудовых правоотношений»

«Обязанности участников трудовых правоотношений»


Работодатель обязан

Работник обязан










Задание 4. Решите задачу

Денисенко был принят на работу в конструкторское бюро инженером-конструктором с испытательным сроком на один месяц. За два дня до окончания этого срока его предупредили в отделе кадров, что испытательный срок ему продлили еще на месяц, а через неделю он был уволен, как таковой, который не выдержал испытания. Денисенко обратился с иском в суд об восстановлении на работе.
Какое решение должно принять суд?    


Приложение к рабочему листу №3

Прием на работу, испытательный срок

Статьей 63 ТК РФ установлено, что заключение трудового договора допускается только с лицами, достигшими 16-летнего возраста.
Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор только в случаях, если они уже получили основное общее образование либо оставили общеобразовательное учреждение, не получив этого образования.
С учащимися, достигшими 14-летнего возраста, может быть заключен трудовой договор для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Поэтому работодатель вправе потребовать от поступающего на работу учащегося представления справки из соответствующего образовательного учреждения о режиме его обучения.
При этом заключение такого договора возможно только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Форма, в которой должно быть выражено согласие, законодательством не установлена, но в целях предотвращения возможных споров о правомерности приема на работу учащегося работодателю следует получать такое согласие в письменной форме.
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию и здоровью (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ст. 265 ТК РФ).
Кроме того, лица, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть приняты на работу по совместительству (ст. 282 ТК РФ); на работу, выполнение которой потребует от работника заключения договора о полной материальной ответственности (ст. 242 ТК РФ).
Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра за счет средств работодателя (ст. 266 ТК РФ) и не допускаются к работе в ночное время (с 22 до 6 часов) — статья 96 ТК РФ.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Приказ о приеме на работу является первичным документом по учету труда и его оплаты и представляет собой унифицированный документ, форма которого (форма № Т-1) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1. Изданный приказ подлежит предъявлению новому работнику для ознакомления и подписи в течение трех дней со дня заключения трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему заверенную копию приказа. Приказ должен быть также доведен до сведения структурных подразделений организации, так как именно на основании приказа руководителя работнику предоставляются рабочее место, необходимые орудия труда и т.д.
На основании изданного приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка (форма № Т-2), а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника (форма № Т-54).
При приеме на работу кадровик обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором (ст. 68 ТК РФ). Такое ознакомление необходимо производить под расписку, чтобы в дальнейшем при возникновении каких - либо трудовых споров работник не мог ссылаться на то, что не был ознакомлен с такими актами.
Кроме того, работник должен быть ознакомлен с поручаемой работой, условиями труда, его правами и обязанностями, должностной инструкцией. С новым работником должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной безопасности и другим правилам по охране труда.
Вопросы оплаты, условий труда и отдыха, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и т.д. должны регулироваться условиями коллективного договора и другими локальными актами.


Испытание при приеме на работу

Максимальная продолжительность испытательного срока составляет три месяца, а для руководителей, их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, главных бухгалтеров и их заместителей — 6 месяцев (ст. 70 ТК РФ).
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытательном сроке означает, что он работнику не установлен.
Испытание не устанавливается для:
  • беременных женщин;
  • несовершеннолетних;
  • лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;
  • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода по согласованию между работодателями;
  • в иных случаях.
Трудовым кодексом не предусмотрено устанавливать испытания работнику в случае его перевода на другую должность внутри одной организации.
При приеме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается (ст. 289 ТК РФ).
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником (без выплаты выходного пособия), предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях. 
Работник в период испытательного срока имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право (ст. 71 ТК РФ) до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.































Группа № 4

Рабочий лист «Семейное право»

Задание 1. Дать определение понятия «Семейное право».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составить кластер «Условия заключения брака»

«Условия заключения брака»












Задание 3. Заполните схему «Порядок расторжения брака»

« Порядок расторжения брака»


В ЗАГСе

В суде







Задание 4. Решите задачу

Светлана Елисеева жительница г. Владимира и студентка третьего курса ВГПУ, познакомилась с курсантом четвертого курса ВЮИ Романом Тетериным. Светлана и Роман полюбили друг друга. Роман Тетерин предложил Светлане Елисеевой выйти за него замуж. Она согласилась, но сказала, что не может уехать из Владимира к месту его назначения в г. Ленск (Якутия), поскольку ей нужно закончить институт. Однако после окончания института Светлана не поехала к мужу, а устроилась на работу по специальности во Владимире. Роман Тетерин, приехав в отпуск в Владимир, стал настаивать на том, чтобы Светлана уволилась с работы и уехала с ним. Светлана дорожила местом работы и не хотела уезжать. Роман считал, что если она вышла замуж за сотрудника правоохранительных органов, то обязана следовать за ним к месту его службы и жить вместе с ним. Светлане это не казалось обязательным, она полагала, что можно жить в разных городах и ездить друг к другу во время отпуска.
1. Правомерно ли заявление Романа Тетерина о том, что Светлана Елисеева, как его жена, обязана следовать за ним к месту его службы и проживать вместе с ним?
2. Правомерно ли заявление Светланы Елисеевой о том, что они с мужем могут жить в разных городах?
3. Как трактуется в Семейном кодексе право супругов на выбор места жительства?


Приложение

Из ст.31 Семейного кодекса РФ следует, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Современное российское законодательство"

Автор: Алгазина Людмила Никифоровна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства