kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе. « С добрым утром!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность  урока заключается в использовании  системно-деятельностного  подхода.

Форма урока -  урок открытия новых знаний (ФГОС)

Урок   проведен в 5  классе.При подготовке были учтены   умения учащихся планировать свою деятельность.  А также   определенный уровень ассоциативного мышления, предполагающий дальнейшее развитие умений осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, рационально решать познавательные и проблемные задания.

На уроке выполнялась основная цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о здоровом образе жизни , которая реализовывалась через  задачи:

  • Учебная:  усвоение учащимися сведений о мотивах поведения личности,  особенностях жизненных целей человека,  понятий «совы», «жаворонки», «голуби».
  • Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков практического  мышления: умения анализировать, осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать.
  • Воспитательная:  способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Основной используемый подход к реализации цели -   системно-деятельностный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.

На уроке применялись различные  методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе. « С добрым утром!» »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М.Рудченко

с. Перелюб Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413 750 Саратовская область Перелюбский район

с. Перелюб ул. Чкаловская, 59









Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе.

« С добрым утром!»









Выполнила:учитель истории и

обществознания,

классный руководитель 6 «б» класса

Дубинчина

Людмила Николаевна





Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Как вы думаете – что может объединять эти слова?

Сон

Недосыпание

Бессонница

Утренний этикет

завтрак

О чём наш урок?


Поздно утром только сони

Спят, свернувшись калачом,

Мы встаём , лишь солнце тронет

Нас своим косым лучом. (Я.Белинский)


Как называют группы людей, о которых идёт речь в стихотворении ? Можем ли мы назвать первых плохими, а вторых хорошими и почему?

Записывает главный вопрос урока на доске:

От чего зависит утреннее настроение ? Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день ?

Опираясь на знания , ученики могут сказать, что это утро и настроение.










Читают и рассуждают.








Отвечают на вопросы.










Записывают вопрос в тетради.



Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию.

2. Находить достоверную информацию.

3. Анализировать (выделять главное).

4. Выявлять причины и следствия, мотивы поступков людей прошлых эпох.

5. Делать выводы.


Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.








II. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?Выразите их одной краткой фразой.

Записываем ключевыми словами

версии на доске:

1)Сон способствует восстановлению физический сил;

2)причинами недосыпания являются :чрезмерное беспокойство, нездоровый образ жизни;

3)Существуют разные типы сна.




Ученики могут выдвинуть любые

версии, принимаются и абсурдные.


III. Актуализация знаний.

– Чтобы проверить версии, выполните задания в тетради из дополнительного источника.

– Сейчас вам предстоит поработать

в группах.

1 группа – причины недосыпания

2 группа-«совы» , «жаворонки»

3 группа-«голуби»

К какому типу вы можете отнести себя, других членов вашей семьи?


Класс делится на группы. В каждой

группе сообща выбирают главного,

кто будет руководить работой.


Объясняют, что обозначают понятия: совы» , «жаворонки»,

«голуби».


Называют свои тип и объясняют почему ?


IV. Планирование деятельности.

– Рассмотрите иллюстрации в дополнительном источнике. Кто там изображён?

– Как вы думаете, что нам надо

узнать?

Ключевыми словами фиксирует на доске план действий по решению проблемы:

Надо узнать:

1) Как пробуждение влияет на настроение ?

2) Как должно проходить утро?

3) Завтрак, или Как надо есть ?

– Сон, завтрак, утренняя гимнастика


Ученики формулируют план действий по решению проблемы.





1.Надо узнать, как пробуждение влияет на настроение?

2 . Как должно проходить утро?

3) Завтрак, или Как надо есть ?




V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслями, что день принесет удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. (Звучит песня «Улыбка»)

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

- Что еще помогает сохранять хорошее настроение?

(добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца)

Физминутка.

– В соответствии с намеченным планом действий вам необходимо узнать

Какие цели выполняет радиозарядка?

Группа 1.

– Прочитать дополнительный материал про утреннюю зарядку.

Объясните роль зарядки для здоровья и настроения.

Группа 2.

– Как должен питаться подросток?

Группа 3.

– Прочитайте стихотворение А.Дементьева.

Как связаны в нашей жизни вчерашний и сегодняшний день?

Просыпаюсь не от солнца, а от радости, вскакиваю и смотрю в окно. Небо, окольцованное радугой , Солнца, птиц и синевы полно…

Вот попробуй что-нибудь пойми.
Но от счастья никуда не деться.

«Ты вчера с хорошими людьми

Повстречался», - вдруг сказало сердце.


– Обсудите в группе задание, распределите работу и договоритесь, кто будет отвечать.

– Давайте проверим, что у вас получилось

При проверке задания применяем алгоритм самооценки.Оценивается отметкой выступление представителя каждой группы, а словесной оценкой – работа всей команды.







Класс в течение 5 минут работает в группах.

Представители от групп по очереди выходят к доске и рассказывают,

как они выполнили задание.

























Представитель первой группы:

(отвечает)

Представитель второй группы:

(отвечает)

Представитель третьей группы:

(отвечает)


Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

Формирование стратегии поведения.


- Можно ли исправить настроение?







-Аукцион идей «Как я справляюсь с плохим настроением»


Предположение различных способов: подарить улыбку, рассказать смешной случай, пожалеть, позвать играть, угостить конфетой, пригласить в гости и т.д.

(читаю интересную книгу, иду гулять, смотрю мультфильм, иду к друзьям, ем сладости и т.д.)




– Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей, от того ,что он делает. Согласитесь ли вы с таким суждением ?

Высказывают собственное мнение.


Личностные УУД

1. Оценивать события .

VI. Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?

Вывод по проблеме



VII. Рефлексия.



-Прочитайте пословицы, как вы их понимаете?

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнёшь.

За добро добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому.

Злой не верит, что есть добрый.


Что бы вы взяли из нашего разговора для себя?

-Вы ещё дети, и впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.


Звучит песня В.Шаинского «Улыбка»

Высказывают своё отношение.










































Дети подпевают










VIII. Домашнее задание.

– Что в вашем понимании означает

слово «здоровье»?

Составьте проект вашего идеального утра.










Приложение.

Физминутка.


Солнце спит и небо спит,

(Сложенные ладони прикладываем к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало,

(Поднимаем руки вверх, потягиваемсь.)

Все лучи свои послало.

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качаем раскрытыми в стороны руками.)

Небо тучей заволок,

(Закрываем лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Поворачиваем туловище влево - вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыгаем на месте.)

Барабанит дождь по крышам

(Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится все ниже.

(Наклоняемся вперед.)

Вот и спряталось за тучи,

(Приседаем.)

Ни один не виден лучик.

(Встаем, прячем руки за спину.)



Внутри каждого из нас есть "биологические часы", по которым живет не только человек, но и все живые организмы. Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой. В течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становится к 6 часам утра. Меняются и пульс, и работа эндокринной системы. Одновременно в течение дня меняются и настроение, и деловая активность.
Именно поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила "утро вечера мудренее", и тех, кто, наоборот, старается не откладывать дела на утро. Первые - "жаворонки", рано встающие с постели и сразу же берущиеся за дела, вторые — это "совы", пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня, порой даже на ночные часы. Специалисты, проверяя разные группы людей, пришли к выводу, что расклад примерно такой: "жаворонков" — 20— 25%, "сов" - 30-40%, остальные - "голуби", или аритмики, т.е. не подчиняющиеся тому или иному ритму.
"Жаворонкам" стоит ложиться спать не позже 11 часов вечера, иначе они могут нарушить свой биологический ритм и в итоге будут чувствовать себя невыспавшимися, усталыми.
Любопытен биоритм "сов". Мы часто удивляемся, почему некоторые люди утром долго спят. Да просто потому, что они не могут иначе. Их биоритм "подавлен" до 8 часов утра. У них есть несколько вершин работоспособности во второй половине дня - в 5 часов после полудня и в 10 часов вечера, а еще один "пик" случается в два часа ночи. Так, в ночные часы плодотворно работали Бальзак, Моцарт, Менделеев. Наполеон же и Лев Толстой были "жаворонками".
Немецкий ученый Ламперт пришел к выводу, что "совы" отличаются спокойным, уравновешенным характером, стремлением к логическому мышлению; по некоторым другим данным, они менее других подвержены дезориентации и панике. Доктор медицинских наук Б. Алякринский установил, что "сове" присущи качества, необходимые людям "критических" профессий - космонавтам, летчикам, пожарным, саперам. Те же, кто активен в первой половине дня, т. е. "жаворонки", больше предрасположены к восприятию новых идей.
"Совы" гораздо чаще страдают язвой желудка, гипертонией, стенокардией. Средний суточный выброс гормонов у "совы" в 1,5 раза выше, чем у "жаворонков". Это тот "допинг", за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная активность человека. Как любой допинг, он не проходит бесследно для организма человека.
Деловому человеку важно знать и помнить, что биоритмы имеют прямое отношение к конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни. Как полагает словацкий ученый ЭмилШтафф, наибольшая вероятность возникновения конфликтных ситуаций приходится на 14-15 часов. Именно тогда биоритмы "сов" и "жаворонков" пересекаются. В это время не рекомендуется обращаться с какими-либо просьбами к шефу, а шеф, в свою очередь, также должен это учитывать в работе с подчиненными. Следует добавить, что руководитель может полу­чить немало плюсов, если обратит внимание на особенности биоритмов своих подчиненных, комплектуя группы работников, решая вопросы, связанные с дневными и ночными сменами, и т.д.



Совы

«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график.
Все было бы хорошо, но некоторые «совы» не могут синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного трудового режима, в котором им приходится жить, и тогда синдром отставленной фазы сна становится серьезным нарушением, приводящим к бессоннице.

Жаворонки

«Жаворонки» — люди, у которых циркадный ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для «жаворонков», они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса.
Однако у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже могут возникнуть проблемы, приводящие к нарушению сна.

Голуби

«Голуби» — люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток — укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7—14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2—3 месяца. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7—10 дней) отпуск вдали от родных мест.

Необходимо отметить, что очень многие люди принадлежат к промежуточным хронотипам и не являются яркими представителями «сов», «жаворонков» или «голубей».

Интересные факты о совах и жаворонках.

● Ангичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше.
● Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.
● Жаворонки более целеустремленные и настойчивые, чем совы. Это помогает им уверенно шагать по карьерной лестнице и добиваться хороших результатов.
● Часы в клетках организма на самом деле пластичны и существенное влияние на них оказывают условия жизни, наши потребности и интересы. Среди взрослых людей до 30 лет почти половина - совы. В возрасте от 30 до 50 лет сов - примерно 30 %. А вот с 50-55 лет уже мало кто придерживается «совиного» образа жизни.
● Оказывается, наши склонности и выбор профессии зависят еще и от биоритмов. Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга. А вот жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.
● Бесспорно, что совы появились с изобретением электрической лампочки, до этого все были привязаны исключительно к световому дню, поэтому рано ложились и рано вставали - по солнцу. Сегодня же, согласно исследованиям американских ученых, количество жаворонков все уменьшается: в США 56% сов, 35% жаворонков и 19% голубей. В Европе 40% сов, 25% жаворонков и 35% голубей.
● Если из двух влюбленных один - сова, а второй - жаворонок, то такая разница может негативно сказаться на отношениях. По статистике пары, в которых один из супругов жаворонок, а другой - сова, чаще ссорятся, реже занимаются любовью и часто жалуются на одиночество. Если у вас именно такой случай, проявите терпение и понимание к своему спутнику, не упрекайте его за то, что он не такой, как вы. Наши внутренние часы можно перевести на 1,5 часа в любую сторону, не испытывая больших неудобств, поэтому не пытайтесь подстроить под себя свою половинку, а сделайте шаг на встречу друг к другу.

Определение своего хронотипа.

Хронотип необходимо знать для того, чтобы уметь противостоять бессоннице, связанной с неподходящим режимом работы в ночную (для «жаворонков») или в раннюю утреннюю смену (для «сов») и правильно лечить нарушения сна при синдромах отставленной или опережающей фаз сна, а также при смене часовых поясов.

● Многие специалисты утверждают, что уже с самого рождения у человека есть собственные биоритмы. Те, кто родился в период с 4.00 до 11.00 - жаворонки, совы же рождаются с 16.00 до полуночи. Рожденные в оставшиеся часы - голуби.

● Если же вы не знаете точное время своего рождения, есть еще один способ. Утром, как только проснетесь, измерьте пульс, а потом число вдохов за минуту. Если соотношение показателей приблизительно 4:1, то вы - голубь, если 5:1 или 6:1, вы - жаворонок, а если 3:1 и меньше, значит, вы - сова.

● Для того чтобы проверить, к какому типу Вы принадлежите, можно воспользоваться анкетой Остберга, представленной ниже.

Анкета Остберга (сокращенная)

1. Трудно ли Вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда (3)
б) иногда (2)
в) редко (1)
г) крайне редко (0)
2. Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером?
а) после часа ночи (3)
б) с 23 до 1 ч (2)
в) с 22 до 23 ч (1)
г) до 22 ч (0)
3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный (0)
б) менее плотный (1)
в) можно ограничиться вареным яйцом (2)
г) достаточно чашки чая или кофе (3)
4. Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят?
а) в первой половине дня (1)
б) во второй половине дня (0)
5. От чего Вам легче отказаться:
а) от утреннего чая или кофе (2)
б) от вечернего чая (0)
6. Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?
а) меньше минуты (0)
б) больше минуты (2)
7. Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок?
а) очень легко (0)
б) легко (1)
в) трудно (2)
г) не меняете (3)
8. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать?
а) более чем на 2 часа (3)
б) на час-два (2)
в) меньше чем на час (1)
г) как обычно (0)

Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 позволяет считать испытуемого «жаворонком»; от 8 до 13 — «голубем»; от 14 до 20 — «совой».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по обществознанию в 5 классе. « С добрым утром!»

Автор: Дубинчина Людмила Николаевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства