Тема урока: Безработица и её виды.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучение понятия безработицы, рассмотрение видов безработицы.
Задачи урока: развивать экономическое мышление, используя методы индукции и дедукции как способы учебной работы; развивать устную речь, учить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 7 классе Безработица и её виды»
● Методическая разработка урока в 7 классе.
Тема урока: Безработица и её виды.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучение понятия безработицы, рассмотрение видов безработицы.
Задачи урока: развивать экономическое мышление, используя методы индукции и дедукции как способы учебной работы; развивать устную речь, учить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования , 2013.
2. Текст проверочной работы по теме «Структура населения», распечатанный в трёх вариантах.
3. Презентация урока в Power Point.
План урока.
I. Организационный момент. 1 минута
II. Проверочная работа по теме «Структура населения». 12 минут
III. Работа над новым материалом 18 минут
а) постановка темы и задач урока
б) знакомство с новыми понятиями
в) анализ иллюстрации в презентации об условии возникновения безработицы различных видов
IV. Первичное закрепление материала 12 минут
а) задание – выбор из альтернатив
б) работа с анаграммами
в) работа с учебником
V. Выводы. Домашнее задание. 2 минуты
Ход урока
Этапы урока. Теоретическое обоснование | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент (1 мин). | Приветствие детей. Учитель просит проверить готовность к уроку, сдать на проверку задачи, которые учащиеся придумали по теме «Структура населения». | Приветствие учителя. Проверяют наличие рабочих тетрадей, тетрадей для самостоятельных работ, сдают тексты задач с решением. |
II. Проверочная работа по теме «Структура населения» (12 минут) /репродуктивный характер учебной активности детей Организация дифференцированного подхода
Метод взаимообучения – взаимооценка | Учитель просит выполнить задания в тетради для проверочных работ (см. Приложение 1).
Слабоуспевающим учащимся учитель предлагает упрощенный вариант работы, разрешает пользоваться учебником. После выполнения задания просит учеников проверить работы друг друга. На доске запись - тестовый вопрос – 1 балл, задача – 3 балла. 6,7 баллов – «5» 5 баллов – «4» 3,4 балла – «3» | Пишут проверочную работу.
Первое задание выполняют со слайда 2 компьютерной презентации.
Сравнивают ответы в тетради соседа по парте с ответами со слайда 3. Ставят оценку. |
III. Работа над новым материалом (18 минут) а) Постановка темы и цели урока (1 мин) Использование компьютерной презентации как средства обучения
б) Знакомство с понятиями (11 мин) Использование объяснительно- иллюстративного метода / рассказ с обращением к слайдам
в) анализ иллюстрации в презентации об условии возникновения безработицы различных видов Использование объяснительно- иллюстративного метода / рассказ с обращением к слайдам | Учитель сообщает тему урока - «Безработица и её виды», называет понятия, с которыми учащиеся должны познакомиться: - безработица - безработный - фрикционная безработица - структурная безработица - циклическая безработица
Учитель читает текст слайдов 6-8. Учитель подробнее рассказывает о каждом виде безработицы, приводит конкретные примеры (использует в рассказе материал о видах безработицы из учебников Липсица-1, § 32, Автономова, гл. 17; прикладной экономики стр. 154-155) Учитель анализирует иллюстрацию в презентации об условиях возникновения безработицы различных видов. Задаёт вопрос: «Какая ошибка закралась в иллюстрирование структурной безработицы?» | Слушают учителя, читают (про себя) понятия со слайдов.
Читают вместе с учителем.
Воспринимают и осмысливают информацию.
Воспринимают и осмысливают информацию. Под руководством учителя находят ошибку в иллюстрировании структурной безработицы (неправильно поставлен знак |
IV. Первичное закрепление материала 12 минут а) задание – выбор из альтернатив Метод индукции
б) работа с анаграммами Занимательное задание, активизация внимания
в) работа с учебником Использование рабочей тетради по экономике как средства обучения. Метод дедукции.
Метод дедукции. | Учитель предлагает выполнить задание на 10 слайде - выбор из альтернатив.
Учитель предлагает учащимся составить анаграммы из данных слов (слайд 11).
Учитель просит учащихся выполнить задание 2 на стр. 35 о наиболее опасном виде безработицы.
Учитель просит привести примеры по каждому виду безработицы (задание текущего счёта на стр. 37) | Учащиеся рассуждают, о каком виде безработицы идёт речь в каждом конкретном случае: из частных фактов выводятся общие. Приходят к выводу, что первые три описанных вида – это примеры фрикционной безработицы, а в последнем речь идёт о структурной безработице. Учащиеся составляют слова: циклическая, структурная, безработица, фрикционная. Учащиеся используют способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём из предшествующих. Так, учащиеся приходят к выводу, что наиболее опасным видом безработицы для человека и общества является циклическая безработица, так как трудности переживает большинство фирм страны, массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. Используя теоретический материал, предложенный учителем, ребята рассуждают и приводят конкретные примеры по каждому виду безработицы. |
V. Выводы. Домашнее задание. 2 минуты | Учитель просит учащихся сделать вы вод по уроку. Выставляет оценки тем учащимся, которые наиболее активно работали. Домашнее задание: выучить теорию (распечатываю теоретический материал из презентации), текущий счёт на стр.36(А-е) из рабочей тетради. | Подводят итог урока. Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Проверочная работа по теме «Структура населения». I вариант. 1. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. а) Бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более оплачиваемую работу. б) Кочегар паровоза, прекративший работу и вышедший на пенсию вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу. в) Профессор, имеющий право выйти на пенсию, но продолжающий трудится. г) Домохозяйка, занимающаяся на курсах английского языка. 2. Решите задачу. В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных в сентябре. |
Проверочная работа по теме «Структура населения». II вариант. 1. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. а) Инженер, уволенный по сокращению штатов и прекративший поиски работы после долгих бесплодных попыток найти ее. б) Текстильщица, работающая неполный рабочий день. в) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать. г) Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы. 2. Решите задачу. В стране Синеглазии в октябре численность рабочей силы составляла 90 млн. человек. Занятые составляли 80 млн. человек. В течение ноября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите количество безработных в ноябре. |
Проверочная работа по теме «Структура населения». III вариант. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве (задание на слайде). Можно пользоваться учебником (стр. 31). Решите задачу. Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73 млн. человек. Количество занятых в экономике составило 67 млн. человек. Определите количество безработных в составе рабочей силы. |
Литература:
Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9, 10кл. общеобразоват. учрежд. М.: Вита – Пресс,2001.
Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10,11 классов общеобразоват.учрежд. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Вита – Пресс, 2006.
Лукьянова Р.С.. Система дидактических игр и творческих учебных заданий – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
Областная программа экономического образования школьников (5 – 11 классы) из сборника программ по экономике для средней школы. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002 г.
Прикладная экономика: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1993.
Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс – Н. Новгород: Нижегородский
Институт развития образования, 2013.
Просмотр содержимого презентации
«Безработица и её виды. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» Урок экономики в 7 классе Тема урока: «Безработица и её виды» Надышева Татьяна Борисовна, учитель экономики
Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве:
предприниматели
студенты
домохозяйка
не работает, но
ищет работу
пенсионеры
Мальчик
6 лет
инвалид
Ответы: I вариант. 1. а) Рабочая сила, безработный. б) Выбывший. в) Рабочая сила, занятый. г) Выбывшая. 2. 1) 10-1=9 млн.чел. – безработных в сентябре 2) 90+9=99 млн.чел. – рабочая сила Ответ: 9 млн.чел. – безработных, 99 млн.чел. – рабочая сила. I I вариант. 1. а) Выбывший. б) Рабочая сила, занятая. в) Выбывшая. г) Выбывшая. 2. 1) 90-80=10 млн.чел. – безработных в октябре 2) 10-1=9 млн.чел. – безработных в ноябре Ответ: 9 млн.чел. – безработных в ноябре. I I I вариант. 1. Инвалид – выбывший. Домохозяйка - выбывшая. Пенсионеры - выбывшие. Не работает, но ищет работу - рабочая сила, безработная. Предприниматели - рабочая сила, занятые. Мальчик 6 лет - выбывший. Студенты - занятые. 2. 73-67=6 млн.чел. – безработных Ответ: 6 млн.чел. безработных.
Безработица – это экономическое явление, когда трудоспособные люди не могут трудоустроиться.
Безработным считается только тот, кто активно ищет работу и стоит на учёте в центре занятости населения.
Виды безработицы
фрикционная
структурная
циклическая
Фрикционная безработица
Обычно возникает по личным причинам: если человек только вступает на рынок труда, либо решает сменить профессию или место жительства, он какое-то время может оставаться без работы.
А также связана с сезонными колебаниями спроса на рабочую силу.
Структурная безработица
Возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий.
Люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Им придётся осваивать новые профессии.
Циклическая безработица
Связана с экономическими циклами. Во время экономического спада фирмы увольняют рабочих или сокращают оплачиваемое рабочее время. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно.
Условия возникновения безработицы различных видов
Задание (выбор из альтернатив)
В каком из примеров речь идет о ином типе безработицы нежели в остальных трех?
- Не закончив колледжа, семнадцатилетний Илья решил пойти работать, но всюду, куда бы он ни обратился, ему отказали из-за отсутствия у Ильи необходимой квалификации.
- Выпускник университета занят поисками своего первого места работы.
- Сотрудник отраслевого научно-исследовательского института, потеряв работу из-за крупной ссоры с руководством, ищет любое другое место работы.
- Николай ищет новое место работы в связи с тем, что единственная угольная шахта, на которой он работал горняком, закрывается в связи с выработкой угольных пластов.
Составьте анаграммы из данных слов
- 1. Акция. Чек. Лис.
- 2. Таня. Курс. Тур.
- 3. Боец. Таз и бра.
- 4. Корица. Финн. Я.
Домашнее задание
Рабочая тетрадь - стр. 33-34 ; текущий счёт на стр. 36 (А-е). Текст на листке.
Урок закончен