kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока экономики в 7 классе по теме "Безработица и её виды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Безработица и её виды.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучение понятия безработицы, рассмотрение видов безработицы.

Задачи урока: развивать экономическое мышление, используя методы индукции и дедукции  как способы учебной работы; развивать устную речь, учить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 7 классе Безработица и её виды»

● Методическая разработка урока в 7 классе.

Тема урока: Безработица и её виды.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучение понятия безработицы, рассмотрение видов безработицы.

Задачи урока: развивать экономическое мышление, используя методы индукции и дедукции как способы учебной работы; развивать устную речь, учить применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций; воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования , 2013.

2. Текст проверочной работы по теме «Структура населения», распечатанный в трёх вариантах.

3. Презентация урока в Power Point.

План урока.

I. Организационный момент. 1 минута

II. Проверочная работа по теме «Структура населения». 12 минут

III. Работа над новым материалом 18 минут

а) постановка темы и задач урока

б) знакомство с новыми понятиями

в) анализ иллюстрации в презентации об условии возникновения безработицы различных видов

IV. Первичное закрепление материала 12 минут

а) задание – выбор из альтернатив

б) работа с анаграммами

в) работа с учебником

V. Выводы. Домашнее задание. 2 минуты

Ход урока

Этапы урока.
Теоретическое
обоснование

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

1. Оргмомент (1 мин).

Приветствие детей. Учитель просит проверить готовность к уроку, сдать на проверку задачи, которые учащиеся придумали по теме «Структура населения».

Приветствие учителя.
Проверяют наличие рабочих тетрадей, тетрадей для самостоятельных работ, сдают тексты задач с решением.

II. Проверочная работа по теме «Структура населения» (12 минут)

/репродуктивный характер учебной активности детей


Организация
дифференцированного подхода




Метод взаимообучения – взаимооценка

Учитель просит выполнить задания в тетради для проверочных работ (см. Приложение 1).


Слабоуспевающим учащимся
учитель предлагает упрощенный вариант работы, разрешает пользоваться учебником.
После выполнения задания просит учеников проверить работы друг друга. На доске запись - тестовый вопрос – 1 балл, задача – 3 балла.

6,7 баллов – «5»

5 баллов – «4»

3,4 балла – «3»

Пишут проверочную работу.








Первое задание выполняют со слайда 2 компьютерной презентации.





Сравнивают ответы в тетради соседа по парте с ответами со слайда 3. Ставят оценку.

III. Работа над новым материалом (18 минут)

а) Постановка темы и цели урока (1 мин) Использование компьютерной презентации как средства обучения









б) Знакомство с понятиями (11 мин)

Использование
объяснительно-
иллюстративного
метода / рассказ с
обращением к слайдам







в) анализ иллюстрации в презентации об условии возникновения безработицы различных видов

Использование
объяснительно-
иллюстративного
метода / рассказ с
обращением к слайдам

Учитель сообщает тему урока - «Безработица и её виды», называет понятия, с которыми учащиеся должны познакомиться:

- безработица

- безработный
- фрикционная безработица
- структурная безработица
- циклическая безработица

Учитель читает текст слайдов 6-8.

Учитель подробнее рассказывает о каждом виде безработицы, приводит конкретные примеры (использует в рассказе материал о видах безработицы из учебников Липсица-1, § 32, Автономова, гл. 17; прикладной экономики стр. 154-155)

Учитель анализирует иллюстрацию в презентации об условиях возникновения безработицы различных видов. Задаёт вопрос: «Какая ошибка закралась в иллюстрирование структурной безработицы?»

Слушают учителя, читают (про себя)
понятия со слайдов.

















Читают вместе с учителем.





Воспринимают и
осмысливают информацию.







Воспринимают и
осмысливают информацию.

Под руководством учителя находят ошибку в иллюстрировании структурной безработицы (неправильно поставлен знак

IV. Первичное закрепление материала 12 минут

а) задание – выбор из альтернатив

Метод индукции







б) работа с анаграммами

Занимательное задание, активизация внимания



в) работа с учебником

Использование рабочей тетради по экономике как средства обучения.

Метод дедукции.















Метод дедукции.


Учитель предлагает выполнить задание на 10 слайде - выбор из альтернатив.













Учитель предлагает учащимся составить анаграммы из данных слов (слайд 11).



Учитель просит учащихся выполнить задание 2 на стр. 35 о наиболее опасном виде безработицы.

















Учитель просит привести примеры по каждому виду безработицы (задание текущего счёта на стр. 37)

Учащиеся рассуждают, о каком виде безработицы идёт речь в каждом конкретном случае: из частных фактов выводятся общие. Приходят к выводу, что первые три описанных вида – это примеры фрикционной безработицы, а в последнем речь идёт о структурной безработице.

Учащиеся составляют слова: циклическая, структурная, безработица, фрикционная.

Учащиеся используют способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём из предшествующих. Так, учащиеся приходят к выводу, что наиболее опасным видом безработицы для человека и общества является циклическая безработица, так как трудности переживает большинство фирм страны, массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно.

Используя теоретический материал, предложенный учителем, ребята рассуждают и приводят конкретные примеры по каждому виду безработицы.

V. Выводы. Домашнее задание. 2 минуты


Учитель просит учащихся сделать вы вод по уроку. Выставляет оценки тем учащимся, которые наиболее активно работали.

Домашнее задание: выучить теорию (распечатываю теоретический материал из презентации), текущий счёт на стр.36(А-е) из рабочей тетради.

Подводят итог урока.

Записывают домашнее задание.


Приложение 1.



Проверочная работа по теме «Структура населения».

I вариант.


1. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.

а) Бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более оплачиваемую работу.

б) Кочегар паровоза, прекративший работу и вышедший на пенсию вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу.

в) Профессор, имеющий право выйти на пенсию, но продолжающий трудится.

г) Домохозяйка, занимающаяся на курсах английского языка.

2. Решите задачу.

В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных в сентябре.


Проверочная работа по теме «Структура населения».

II вариант.

1. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.

а) Инженер, уволенный по сокращению штатов и прекративший поиски работы после долгих бесплодных попыток найти ее.

б) Текстильщица, работающая неполный рабочий день.

в) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.

г) Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы.

2. Решите задачу.

В стране Синеглазии в октябре численность рабочей силы составляла 90 млн. человек. Занятые составляли 80 млн. человек. В течение ноября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите количество безработных в ноябре.


Проверочная работа по теме «Структура населения».

III вариант.


  1. Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве (задание на слайде). Можно пользоваться учебником (стр. 31).

  2. Решите задачу.

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73 млн. человек. Количество занятых в экономике составило 67 млн. человек. Определите количество безработных в составе рабочей силы.



Литература:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 9, 10кл. общеобразоват. учрежд. М.: Вита – Пресс,2001.

  2. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10,11 классов общеобразоват.учрежд. В 2 книгах. Книга 1. – М.: Вита – Пресс, 2006.

  3. Лукьянова Р.С.. Система дидактических игр и творческих учебных заданий – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.

  4. Областная программа экономического образования школьников (5 – 11 классы) из сборника программ по экономике для средней школы. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002 г.

  5. Прикладная экономика: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1993.

  6. Экономика. Рабочая тетрадь. 7 класс – Н. Новгород: Нижегородский

Институт развития образования, 2013.


Просмотр содержимого презентации
«Безработица и её виды. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2»      Урок экономики в 7 классе    Тема урока: «Безработица и её виды»   Надышева Татьяна Борисовна, учитель экономики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №2» Урок экономики в 7 классе Тема урока: «Безработица и её виды» Надышева Татьяна Борисовна, учитель экономики

Определите статус лиц в составе  населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве:   предприниматели студенты домохозяйка не работает, но ищет работу пенсионеры Мальчик 6 лет инвалид

Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве:

предприниматели

студенты

домохозяйка

не работает, но

ищет работу

пенсионеры

Мальчик

6 лет

инвалид

Ответы:  I вариант.  1. а) Рабочая сила, безработный.  б) Выбывший.  в) Рабочая сила, занятый.  г) Выбывшая.  2. 1) 10-1=9 млн.чел. – безработных в сентябре  2) 90+9=99 млн.чел. – рабочая сила  Ответ: 9 млн.чел. – безработных, 99 млн.чел. – рабочая сила.    I I вариант.  1. а) Выбывший.  б) Рабочая сила, занятая.  в) Выбывшая.  г) Выбывшая.  2. 1) 90-80=10 млн.чел. – безработных в октябре  2) 10-1=9 млн.чел. – безработных в ноябре  Ответ: 9 млн.чел. – безработных в ноябре.    I I I вариант.  1.  Инвалид – выбывший.  Домохозяйка - выбывшая.  Пенсионеры - выбывшие.  Не работает, но ищет работу - рабочая сила, безработная.  Предприниматели - рабочая сила, занятые.  Мальчик 6 лет - выбывший.  Студенты - занятые.  2. 73-67=6 млн.чел. – безработных  Ответ: 6 млн.чел. безработных.

Ответы: I вариант. 1. а) Рабочая сила, безработный. б) Выбывший. в) Рабочая сила, занятый. г) Выбывшая. 2. 1) 10-1=9 млн.чел. – безработных в сентябре 2) 90+9=99 млн.чел. – рабочая сила Ответ: 9 млн.чел. – безработных, 99 млн.чел. – рабочая сила. I I вариант. 1. а) Выбывший. б) Рабочая сила, занятая. в) Выбывшая. г) Выбывшая. 2. 1) 90-80=10 млн.чел. – безработных в октябре 2) 10-1=9 млн.чел. – безработных в ноябре Ответ: 9 млн.чел. – безработных в ноябре. I I I вариант. 1. Инвалид – выбывший. Домохозяйка - выбывшая. Пенсионеры - выбывшие. Не работает, но ищет работу - рабочая сила, безработная. Предприниматели - рабочая сила, занятые. Мальчик 6 лет - выбывший. Студенты - занятые. 2. 73-67=6 млн.чел. – безработных Ответ: 6 млн.чел. безработных.

Безработица – это экономическое явление, когда трудоспособные люди не могут трудоустроиться.  Безработным считается только тот, кто активно ищет работу и стоит на учёте в центре занятости населения.

Безработица – это экономическое явление, когда трудоспособные люди не могут трудоустроиться.

Безработным считается только тот, кто активно ищет работу и стоит на учёте в центре занятости населения.

Виды безработицы фрикционная структурная циклическая

Виды безработицы

фрикционная

структурная

циклическая

Фрикционная безработица Обычно возникает по личным причинам: если человек только вступает на рынок труда, либо решает сменить профессию или место жительства, он какое-то время может оставаться без работы. А также связана с сезонными колебаниями спроса на рабочую силу.

Фрикционная безработица

Обычно возникает по личным причинам: если человек только вступает на рынок труда, либо решает сменить профессию или место жительства, он какое-то время может оставаться без работы.

А также связана с сезонными колебаниями спроса на рабочую силу.

Структурная безработица Возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Им придётся осваивать новые профессии.

Структурная безработица

Возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий.

Люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Им придётся осваивать новые профессии.

Циклическая безработица Связана с экономическими циклами. Во время экономического спада фирмы увольняют рабочих или сокращают оплачиваемое рабочее время. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно.

Циклическая безработица

Связана с экономическими циклами. Во время экономического спада фирмы увольняют рабочих или сокращают оплачиваемое рабочее время. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно.

Условия возникновения безработицы различных видов

Условия возникновения безработицы различных видов

Задание (выбор из альтернатив) В каком из примеров речь идет о ином типе безработицы нежели в остальных трех?

Задание (выбор из альтернатив)

В каком из примеров речь идет о ином типе безработицы нежели в остальных трех?

  • Не закончив колледжа, семнадцатилетний Илья решил пойти работать, но всюду, куда бы он ни обратился, ему отказали из-за отсутствия у Ильи необходимой квалификации.
  • Выпускник университета занят поисками своего первого места работы.
  • Сотрудник отраслевого научно-исследовательского института, потеряв работу из-за крупной ссоры с руководством, ищет любое другое место работы.
  • Николай ищет новое место работы в связи с тем, что единственная угольная шахта, на которой он работал горняком, закрывается в связи с выработкой угольных пластов.
Составьте анаграммы из данных слов

Составьте анаграммы из данных слов

  • 1. Акция. Чек. Лис.
  • 2. Таня. Курс. Тур.
  • 3. Боец. Таз и бра.
  • 4. Корица. Финн. Я.
Домашнее задание Рабочая тетрадь - стр. 33-34 ; текущий счёт на стр. 36 (А-е). Текст на листке.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь - стр. 33-34 ; текущий счёт на стр. 36 (А-е). Текст на листке.

Урок закончен

Урок закончен


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока экономики в 7 классе по теме "Безработица и её виды"

Автор: Надышева Татьяна Борисовна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167454

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства