1 | Организацион-ный. | Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на активную деятельность. Делит класс на 4 группы (предлагает каждому выбрать из корзины квитанцию на оплату квартиры, билет в кино, чек из магазина, рекламный флаер). Исходя из результатов, делит класс на группы. | Настраиваются на активную деятельность; Делятся на 4 группы, рассаживаются по местам, согласно выбранным командам. |
3 | Основной этап. | Как вы думаете, какая тема нашего занятия? А какова цель нашего занятия? А зачем вам это нужно знать? Где пригодится? (формирование мотивации обучающихся) Работа группах. Задание 1: Рассчитать средний расход семьи на продукты питания за неделю и месяц на основе выполненного домашнего задания. Задание 2. Рассчитать средний расход семьи на оплату коммунальных услуг за месяц на основе выполненного домашнего задания. Собеседование по результатам расчетов. -Как вы думаете, к какой группе расходов можно отнести расходы на оплату коммунальных услуг и продукты питания Задание 3. Предложите, какие еще расходы семьи можно отнести к обязательным Анализ перечня расходов и выбор общих Позиций. Учитель предлагает сделать промежуточный вывод. Задание 4. Проанализируйте были ли в вашей семье в течение последнего месяца ситуации, требующие непредвиденные траты (расходы)? Учитель предлагает сделать промежуточный вывод. Задание 5. Работа с понятиями. Учитель предлагает проанализировать общую структуру расходов семьи и объяснить значение отдельных статей расходов: - Предметы первой необходимости. - Товары текущего потребления - Товары длительного пользования - Предметы роскоши - Услуги - Досуг, развлечения, отдых. - Непредвиденные расходы. Для закрепления понятий учитель проводит викторину «термины – их примеры» (на карточках у каждого обучающегося написаны термины, учитель выводит на мультимедиа пример расхода семьи, обучающиеся поднимают нужную карточку), (приложение, карточки). Соотнесите статью расхода и расходы вашей семьи за неделю. Какие статьи расходов использовались меньше, предположите почему? Вопрос учителя: «Возможно ли уменьшить сумму расходов? И за счет каких статей». Как это сделать? Учитель предлагает задачу (приложение 1) и предложить программу сокращения расходов семьи, состоящую из трех пунктов. | Ответы обучающихся: «семейные расходы». Возможные варианты: - познакомиться с семейными расходами; - узнать из чего они состоят; - от чего зависят расходы семьи и т.д. Предлагают свои варианты. Учащиеся проводят расчеты и предъявляют результат на доске (прикрепляют лист с итоговой суммой) Учащиеся проводят расчеты и предъявляют результат на доске (прикрепляют лист с итоговой суммой) Предполагаемые ответы: -основные, главные, необходимые, обязательные . . . Каждая группа предлагает свой список расходов. Лист с перечнем прикрепляет на доску. Составляется перечень обязательных расходов: - продукты питания, - коммунальные услуги, - средства гигиены, - оплата детского сада, - транспортные расходы, - питание в школе . . . Вывод: Каждая семья имеет обязательные расходы, сумма которых составляет большую часть доходов семьи. Обсуждение в группах. Обращение к личному опыту учащихся. Предполагаемые ответы: - поломка автомобиля, - покупка лекарства; - оплата школьной экскурсии . . . Вывод: В каждой семье возникают непредвиденные расходы и поэтому нужно иметь некоторый запас денежных средств. Учащиеся объясняют понятия. Поднимают карточки с нужными по их мнению терминами. Обсуждение в группах. Предполагаемые ответы: -Такие статьи расходов как «Предметы роскоши», «Товары длительного пользования» требуют накопления денежных средств. - Такая статья расходов как «Досуг, развлечения, отдых» зависит от размера не только доходов, но и расходов семьи. Обсуждение в группах. Решают задачу. Варианты ответов, запись общих решений на доске. Решают задачу в группах, обсуждают полученные результаты. Предлагают варианты сокращения расходов. Перечисляют. Приходят к выводу о необходимости экономии электроэнергии, воды, газа, здорового образа жизни. |
4 | Закрепление изученного материала. | Учитель предлагает ответить обучающимся на вопрос, поставленный в начале занятия: «В семье Ивановых папа получил премию, о чем сообщил вечером после работы своей семье. Сын сказал: «Наконец-то вы мне купите новый телефон». Смогут ли родители купить сыну новый телефон, почему?» Для закрепления понятий учитель проводит викторину «термины – их определения» (на карточках у каждого обучающегося написаны термины, учитель выводит на мультимедиа определение, обучающиеся поднимают нужную карточку), (приложение, карточки). | Проанализировав все изученные данные, обучающие делают выводы о том, что незапланированная покупка возможна только после анализа основных статей расходов семьи. И лучше совершать запланированные покупки. Поднимают карточки с нужными по их мнению терминами. |