kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методлическая разработка по обществознанию на тему: Экономика семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая аттестационная работа в рамках проекта по финансовом граммотности населения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методлическая разработка по обществознанию на тему: Экономика семьи»


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Итоговая аттестационная работа на тему:
«Методическая разработка внеурочного занятия: «Контроль расходов семьи»





Разработчики:

Земрах Татьяна Витальевна

Ушакова Юлия Сергеевна

Чумак Инесса Вячеславовна






Старший методист

РМЦ Ростовской области

Е.А. Чекунова





г. Ростов-на-Дону, 2017 г.

Введение

В настоящее время проблема изучения формирования расходов семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. Увеличилось количество детей, совершенно не принимающих участия в формировании статей дохода и расхода семейного бюджета, а значит не всегда понимающих почему родители что-то им не покупают. Часть молодых родителей сами не всегда разумно планируют семейные доходы и расходы, а значит в семье не формируется экономическая культура.

Объектом изучения на данном   занятии являются расходные статьи семейного бюджета.

На занятии предлагается обучающимся 7 класса рассмотреть основные статьи расхода семейного бюджета. Важным является понимание ими на что тратятся семейные деньги, привлекая свой собственный опыт.


Основная часть

Общая характеристика занятия

  • Объект: Ростовская область, г.Новошахтинск, МБОУ- СОШ № 27.

  • Участники проекта: учитель Ушакова Юлия Сергеевна;

  • класс – 7;

  • Форма занятия: внеурочная деятельность;

  • Тип занятия: изучение нового материала.

Условия реализации проекта:

  • Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, раздаточный материал.

  • Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа по курсу: Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»), 2014.

  2. учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг./ Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Методические материалы для учителя: Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»), 2015


Педагогическая характеристика занятия.

  • Предметные образовательные результаты:

  • Узнают понятия: Потребности. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Предметы роскоши. Услуги. Коммунальные услуги.

  • Смогут перечислить основные статьи расходов семьи.

  • Научатся выделять главные факторы, определяющие расходы семьи

  • Метапредметные образовательные результаты:

  • научаться анализировать информацию, обучатся навыкам аргументации выводов.

  • Продолжат формировать навыки самостоятельности, умение работать в команде.

  • Продолжат развивать навыки составления статей расходов семьи.


Цели занятия: рассмотреть направления расходов семьи и

объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов.

Ключевой вопрос: «Как управлять расходами?»

Основные понятия:

Потребности. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Предметы роскоши. Услуги. Коммунальные услуги.

Компетенции:

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки;

• Описывать направления расходов семьи;

• Классифицировать виды благ


Ход занятия.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: «Составить перечень расходов своей семьи за неделю. Спросить у родителей какую сумму тратит семья на оплату коммунальных услуг и посчитать какую часть семейного бюджета составляет эта сумма».

План-характеристика урока

п/п

Этап урока.

Методы и формы организации учебной деятельности.

Время

1.

Организационный момент.

Словесный метод.

1 мин.

2.

Актуализация знаний.

Проблемный метод

5 мин.

3.

Практическая часть.

Частично-поисковый, проблемный методы, групповая работа.

27 мин.

4.

Закрепление нового материала.

Словесный метод.

10 мин

5.

Рефлексия.

Индивидуальная работа.

2 мин.


п/п

Этап занятия.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся





1

Организацион-ный.

Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на активную деятельность.

Делит класс на 4 группы (предлагает каждому выбрать из корзины квитанцию на оплату квартиры, билет в кино, чек из магазина, рекламный флаер). Исходя из результатов, делит класс на группы.


Настраиваются на активную деятельность;

Делятся на 4 группы, рассаживаются по местам, согласно выбранным командам.

2

Постановка проблемы.

Учитель ставит проблему перед обучающимися:

«В семье Ивановых папа получил премию, о чем сообщил вечером после работы своей семье. Сын сказал: «Наконец-то вы мне купите новый телефон». Смогут ли родители купить сыну новый телефон, почему?»


Давайте познакомимся с семейными расходами более подробно.

Обучающиеся предлагают свои версии, объясняя свои ответы.

Обучающиеся приходят к выводу, что скорее всего телефон будет куплен.


3

Основной этап.

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?



А какова цель нашего занятия?






А зачем вам это нужно знать? Где пригодится? (формирование мотивации обучающихся)


Работа группах.

Задание 1: Рассчитать средний расход семьи на продукты питания за неделю и месяц на основе выполненного домашнего задания.


Задание 2. Рассчитать средний расход семьи на оплату коммунальных услуг за месяц на основе выполненного домашнего задания.


Собеседование по результатам расчетов.


-Как вы думаете, к какой группе расходов можно отнести расходы на оплату коммунальных услуг и продукты питания


Задание 3. Предложите, какие еще расходы семьи можно отнести к обязательным


Анализ перечня расходов и выбор общих

Позиций.








Учитель предлагает сделать промежуточный вывод.




Задание 4. Проанализируйте были ли в вашей семье в течение последнего месяца

ситуации, требующие непредвиденные траты (расходы)?





Учитель предлагает сделать промежуточный вывод.





Задание 5. Работа с понятиями.

Учитель предлагает проанализировать общую структуру расходов семьи и объяснить значение отдельных статей расходов:

- Предметы первой необходимости.

- Товары текущего потребления

- Товары длительного пользования

- Предметы роскоши

- Услуги

- Досуг, развлечения, отдых.

- Непредвиденные расходы.

Для закрепления понятий учитель проводит викторину «термины – их примеры» (на карточках у каждого обучающегося написаны термины, учитель выводит на мультимедиа пример расхода семьи, обучающиеся поднимают нужную карточку), (приложение, карточки).

Соотнесите статью расхода и расходы вашей семьи за неделю. Какие статьи расходов использовались меньше, предположите почему?









Вопрос учителя: «Возможно ли уменьшить сумму расходов? И за счет каких статей». Как это сделать?


Учитель предлагает задачу (приложение 1) и предложить программу сокращения расходов семьи, состоящую из трех пунктов.



Ответы обучающихся: «семейные расходы».


Возможные варианты:

- познакомиться с семейными расходами;

- узнать из чего они состоят;

- от чего зависят расходы семьи и т.д.


Предлагают свои варианты.






Учащиеся проводят расчеты и предъявляют результат на доске (прикрепляют лист с итоговой суммой)


Учащиеся проводят расчеты и предъявляют результат на доске (прикрепляют лист с итоговой суммой)




Предполагаемые ответы:

-основные, главные, необходимые, обязательные . . .


Каждая группа предлагает свой список расходов. Лист с перечнем прикрепляет на доску.


Составляется перечень обязательных расходов:

- продукты питания,

- коммунальные услуги,

- средства гигиены,

- оплата детского сада,

- транспортные расходы,

- питание в школе . . .


Вывод: Каждая семья имеет обязательные расходы, сумма которых составляет большую часть доходов семьи.


Обсуждение в группах. Обращение к личному опыту учащихся.

Предполагаемые ответы:

- поломка автомобиля,

- покупка лекарства;

- оплата школьной экскурсии . . .



Вывод: В каждой семье возникают непредвиденные расходы и поэтому нужно иметь некоторый запас денежных средств.




Учащиеся объясняют понятия.











Поднимают карточки с нужными по их мнению терминами.







Обсуждение в группах.

Предполагаемые ответы:

-Такие статьи расходов как «Предметы роскоши», «Товары длительного пользования» требуют накопления денежных средств.

- Такая статья расходов как «Досуг, развлечения, отдых» зависит от размера не только доходов, но и расходов семьи.



Обсуждение в группах. Решают задачу.


Варианты ответов, запись общих решений на доске.


Решают задачу в группах, обсуждают полученные результаты.


Предлагают варианты сокращения расходов. Перечисляют.


Приходят к выводу о необходимости экономии электроэнергии, воды, газа, здорового образа жизни.

4

Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает ответить обучающимся на вопрос, поставленный в начале занятия: «В семье Ивановых папа получил премию, о чем сообщил вечером после работы своей семье. Сын сказал: «Наконец-то вы мне купите новый телефон». Смогут ли родители купить сыну новый телефон, почему?»



Для закрепления понятий учитель проводит викторину «термины – их определения» (на карточках у каждого обучающегося написаны термины, учитель выводит на мультимедиа определение, обучающиеся поднимают нужную карточку),

(приложение, карточки).

Проанализировав все изученные данные, обучающие делают выводы о том, что незапланированная покупка возможна только после анализа основных статей расходов семьи. И лучше совершать запланированные покупки.





Поднимают карточки с нужными по их мнению терминами.

5

Рефлексия. Подведение итогов.

Обучающимся предлагается высказать своё мнение посредством способа «Закончить предложение…»

- В результате сегодняшнего занятия:

1.Я узнал…

2. Я смогу…

3. Я хочу….

4. Мне было трудно…

5. Мне показалось неинтересным….

6. Мне это пригодится….


Учитель спрашивает у обучающихся: «Достигли ли мы цели нашего занятия?».


Учитель предлагает учащимся обсудить дома с родителями возможности экономии расхода их семейного бюджета.


Обучающиеся высказывают своё мнение по предложенным фразам-клише.









Отвечают на вопрос.




Заключение.

В результате проведенного занятия обучающиеся получат элементарные экономические знания по теме «Расходы семьи».

Обучающиеся смогут анализировать статьи расхода семейного бюджета. Научатся классифицировать товары и услуги, используемые в быту. Сформируют собственное представление о факторах, влияющих на экономию семейного бюджета.

Разнообразие методов и приёмов, используемых на данном занятии, способствует формированию устойчивой мотивации у обучающихся 7 класса к дальнейшему изучению данной темы и овладению различными способами учебно-познавательной деятельности.

В результате деятельности всех участников на занятии устанавливается эффективное диалогическое сотрудничество. Достигается определённое снижение барьера восприятия нового материала. В ходе групповой работы обучающемуся легче задавать вопросы сверстникам. В процессе обучения происходит трансформация статуса обучающихся в статус самообучающихся.

Одним из главных аспектов данного занятия является то, что каждый ребенок сможет применить полученные знания в дальнейшей жизни.


Список использованных документов и источников информации.


  1. Методические материалы для учителя: Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»), 2015

  2. Программа по курсу: Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, — (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»), 2014.

  3. Учебник и/ или учебное пособие для учащихся: Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг./ Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 12.07.1999. № 28. Ст. 3492.

  5. Чернов А.Ю. «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» - М.: «Перспектива», 2014.

  6. www.great star.ru «Экономика и финансы».

  7. www.gks.ru Сайт федеральной службы статистики.



Приложения


Задачи 1.

  1. Маша Зайцева ездит в школу на автобусе и проезжает две остановки. Сколько денег тратит Маша в месяц на проезд. Сколько денег сможет сэкономить Маша, если будет ходить пешком а) из школы – домой, б) и в школу, и из школы.

  2. В семье Сидоровых папа курит. Пачка сигарет стоит 80 рублей. Ежедневно папа выкуривает в среднем 10 сигарет. Сколько денег может сэкономить папа, если откажется от курения и будет вести здоровый образ жизни?

  3. Миша Кузнецов каждый день в школе использует 4 тетрадных листа для того, чтобы смастерить бумажный самолетик, написать записки, нарисовать. Сколько тетрадей в месяц уйдет у Миши на эти развлечения. Какую сумму сможет сэкономить Миша в год для семейного бюджета, если перестанет отвлекаться на уроках и использовать тетрадные листы не по назначению? (Предположите, что тетрадь – 18 листов стоит 7 рублей

  4. Кате Петровой и Васе Курочкину родители ежедневно дают по 50 рублей на питание в школьное время. Катя покупает комплексный обед в школе (30 рублей), А Вася тратит деньги на покупку чипсов в соседнем магазине (49 рублей). Сколько ребята потратят денег за неделю? Кто больше сэкономил?





Карточки.

Предметы первой необходимости.


Наиболее нужные и часто употребляемые вещи, предметы, товары.

Покупка круп и макаронных изделий

Товары текущего потребления.


Товары, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.

Покупка зубной пасты

Товары длительного пользования.


Товары, которые используются в течение длительного времени.

Покупка телефона

Предметы роскоши.


Предметы, без которых можно обойтись в жизни, товары изысканного вкуса, доступные по цене только состоятельным людям, семьям.

Покупка золотого кольца

Услуги.

Товар в форме деятельности.

Стрижка

Коммунальные услуги.


Услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилом фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Оплата электроэнергии

Непредвиденные расходы

Расходы семьи на безотлагательные нужды, возникшие внезапно

Ремонт компьютера




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методлическая разработка по обществознанию на тему: Экономика семьи

Автор: Ушакова Юлия Сергеевна

Дата: 20.08.2018

Номер свидетельства: 476058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства