Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 8 классе "Долг и совесть"»
8 класс Обществознание
Тема « Долг и совесть»
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока:Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
д) неформальность; е) связь с религиозными нормами
III. Актуализация
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова
Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ, соединив его с поступком, но соединив, тем самым оценили, что сделано в поступке ТО.
Вот лес горит! Его чиновник гуляет где-нибудь в горах или на море отдыхает, долг, превратив свой в пыль и прах.
И долги совесть. Эти чувства созвучны мерою одной. Без совести нет долга, нет и чувства, что ты ответственен перед страной.
Рабочий, фермер, служащий, чиновник и даже в ранге олигарх на сделку с совестью не ставьте фишку предавший совесть и страну предаст.
В России долг всегда ценился, был выше почестей, наград, был выше смерти, равен жизни, о том названья эти говорят: Бородино - 1812 год; Крейсер "Варяг" 1904 год Сталинград - 1942 год.
- Определите, пожалуйста, тему нашего урока - (Тема урока «Долг и совесть»)
- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:
Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
Раскрыть суть общественного и морального долга.
IV. Просмотр мультфильма «Подвиг русских пилотов» по сценарию Р.Рождественского режиссер В.Самсонов
- Что же такое долг? Как его определить?
- Вот послушайте арабскую притчу «Долг».
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.
Беседа по притче
- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?
(Ответы детей)
-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)
- Чему научила Вас притча о долге?
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.
Работа со словарями. (найти толовые словари)
ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.
ДОЛГ - греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere — одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Долгом, именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Долге — о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым
Физкультминутка:
Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже, не ленись
Поклонись и улыбнись
- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)
- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)
Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.
- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
Просмотр видеоролика «Памяти Януша Корчака» (с 1.15 до 2.30). Работа с учебником – стр. 68. Прочитайте о Януше Корчаке и ответьте на вопрос:Как вы можете объяснить поступок Я. Корчака?
После просмотра и работы с текстом учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово «совесть».
Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М.А. Савицкий
2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
Л.С. Лихачев
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
7. Самое лучшее украшение – чистая совесть
Цицерон
- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.
- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.
Работа в группах.
- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. (Приложение 1)
- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.
После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.
- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.
1. «100 рублей»
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
«Сотовый телефон»
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
«Находка»
Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия
- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)
- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.
Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.
Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.
- Что у нас получилось?
- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.
И завершить наш урок мне бы хотелось тренингом «Как не попасть в сети зла?»
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Э то – первый пальчик. Вы начинаете взращивать егов себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце
Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.
Запишите домашнее задание:
обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.
творческая работа по выбору:
*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!
Афоризмы:
Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М.А. Савицкий
2. Честь - это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
Л.С. Лихачев
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
7. Самое лучшее украшение – чистая совесть
Цицерон
Правила:
Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом.
Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
Сострадайте чужому горю. Сопереживание не даст вашему сердцу ожесточиться.
Будьте ответственны за свои поступки. Всегда необходимо отвечать перед собой и другими за те действия, которые вы совершили.
Не допускайте формального выполнения долга. Недопустимо исполнять долг «для галочки», позерства.
Недопустимо также выполнение долга из страха.
1. «100 рублей»
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
«Сотовый телефон»
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
«Находка»
Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия
Самоанализ урока обществознания в 8 классе
на тему «Долг и совесть».
Данный урок является по типу «изучение нового материала», сочетая актуализацию полученных ранее знаний о морали и нравственности и изучение нового материала о долге и совести.
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока:Урок открытия нового знания
УУД:
Регулятивные действия:
постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
совместная постановка учебных целей и задач
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учёт разных мнений;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах
Методы и методические приемы.
Для достижения цели урока использовались методы и приемы обучения, которые являлись инструментом развития учащихся, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить эти знания на новые ситуации. Данные способы и приемы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.
Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы:
1. словесные методы:
объяснение
беседа с учащимися по теме
2. наглядные методы:
изобразительная наглядность (иллюстрации)
использование ИКТ и мультимедийных материалов
3. Методы контроля и самоконтроля:
индивидуальный опрос
фронтальный опрос
взаимный контроль
4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
работа под руководством учителя
самостоятельная работа
работа в парах
работа в группах
5. Методы оценивания:
словесная оценка (поощрение)
5-ти бальная система отметок
В рамках новых требований и стандартов ФГОС второго поколения особое внимание было уделено формированию коммуникативных и познавательных УУД с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Для реализации поставленных целей, использовались следующие технологии:
1) технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
2) технология сотрудничества (парная работа, групповая);
3) коммуникативные технологии;
4) технология критического мышления;
5) здоровье сберегающие технологии.
Ведущими технологиями явились: технология критического мышления и технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.
Сильные стороны урока:
Все виды деятельности были направлены на достижение цели урока. Их разнообразие способствовало решению поставленных задач.
Интерес ребят поддерживался через активные формы урока.
Эффективно использовались современные средства обучения.
Целесообразно применялся материал учебника
Каждый блок был проверен, ошибки были исправлены.
При подготовке к уроку мною были учтены:
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
уровень подготовки, высокий интерес к изучению данного предмета;
достаточно высокая мотивация учащихся к изучению истории.
В целом, можно сделать вывод, что цель урока достигнута, планируемые результаты получены.