kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Племя, нация, народность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует у учащихся знания об этнообразующих факторах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Племя, нация, народность"»

Тема урока: Племя, нация, народность – 7 класс

Цель: сформировать у учащихся представление об основных этнообразующих факторах, раскрыть их сущность, охарактеризовать понятия (племя, народность, нация); развивать умения работы с различными источниками, анализа информации; воспитание толерантности.

После изучения темы учащиеся должны:

Знать, что такое «этнос», «нация», «племя», «народность», признаки различных устойчивых межпоколенных общностей людей;

Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;

Определять сходство и различия между нацией и народностью;

Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.

ХОД УРОКА.

  1. Этап мотивации. Чтение старинной легенды: «Хорошо, что все мы разные»

Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? Согласны ли ребята с этой мыслью?

Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- Нет, - ответила лошадь.

- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира… И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- Нет, - ответил верблюд.

Мудрец сказал:

- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. Перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

В чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков? Согласны ли ребята с этой мыслью?

II. Актуализация знаний.

1.Что такое этнос?

Этнос – (от греч. - племя, народ) собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

Почему общности такие разные?

У одних людей черная, у других белая кожа при встрече древние китайцы пожимали руку сами себе, а европейцы - друг другу.

-Чем сообщество людей отличается от групп животных?

Сообщество людей отличается от групп животных.

1.Наличие поколения как самостоятельного образования с определенными социальными отношениями: заботой

2. Наличие у людей межпоколенной связи.

3.Наличие родословной, семьи, рода, клана.

4.Единство культуры, традиций, быта.

2.Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

Для названия групп людей этносов, необходимы определенные признаки:

1.Общее самосознание – надо чувствовать вою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы ни скитались, носили с собой свои традиции.

2. Кровное родство – единство происхождения от общего предка бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы, которые носили имя предполагаемого предка.

3. Единство языка – отличительный признак этноса. Обычно один этнос один язык. Нередко бывает на одном языке могут говорить несколько народов. Все народы Латинской Америке говорят на испанском, хотя это разные народы.

4.Устойчивые межпоколенная преемственность– кровнородственные узы и межпоколенная общность.

5.Единство территории - она как и язык, может расширяться, обновляться, когда этносы переселяются на новые места или осваивают новые земли. Большинство этносов проживают на определенной территории, название которой, совпадает с названием этноса. Французы проживают во Франции, англичане – в Англии, русские – в России.

6.Общая культура и традиции – каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от другого народа.

7.Общность исторической судьбы - общие традиции, культура, особенности быта, язык и территория.

3.Народности и нации.

Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Основными признаками нации являются:

единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности.

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры.

Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

А. Этнос

1.Исторически первая ступень формирования этноса, представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, общими церемониями.

Б. Племя

2.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

В. Нация

3.Этническая общность, занимающая место между племенем и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью.

Г. Народность

4.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.



А

Б

В

Г.

4

1

2

3





Нация

Народность

Сходство

Язык, территория, обычаи, культура.

Различие

Единая раса, общие экономические связи, религия, привычки, единые ценности.

Превышает племя, близкородственные племена.



Устойчивые межпоколенные общности людей называют этносом. Людей объединяют общие традиции, быт, культура, родство. К этносам относятся племена, народности, нации. Уважительно относиться к традициям и обычаям разных народов к их культуре, жизни.

III. Заключительный этап урока.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф, составить синквейн по теме.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Племя, нация, народность"

Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства