kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока обществознания "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма  урока:

Урок – групповая работа с элементами дискуссии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания "Добро и зло"»





Урок обществознания

в 8 классе по теме:

«Добро и зло»





Составила учитель истории

и обществознания

Сидоренко

Ольга Анатольевна

В ходе урока ученики могут научиться:


- работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ;

- навыкам работы в группе;

- навыкам ведения дискуссии;

- гражданской позиции личности, сотрудничеству,

-уважению к многообразию окружающего мира;

- аналитическим способностям, сравнивая альтернативы развития;

- устанавливать коммуникацию, общаться представителями других культур;

- толерантности;

- умению ставить себя в позицию представителя другой культуры и воспринять ценности уважительного отношения к иным взглядам и культурам;

- представлениям о многообразии моделей гражданственности в мире;

- раскрытию нравственного содержания доброты и гуманности;

- мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

- давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей;

- видеть опасность зла и жестокости.



Дидактические материалы:


- Комплект плакатов Всероссийского конкурса рисунков 2003 года

«Имею право!»

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Конституция РФ.


Форма урока:


Урок – групповая работа с элементами дискуссии.


Термины и понятия:


  • Конвенция – это международное соглашение,

  • доброта,

  • гуманность,

  • справедливость,

  • сдержанность,

  • человечность,

  • человеколюбие,

  • благотворительность,

  • злобность,

  • жестокость,

  • бездушие,

  • мстительность.



Оборудование:

старинная книга,

пергамент с записями,

медали каждому ученику «Ты – добрый человек!»,

карточки с проблемными заданиями для групп,


Использованная литература:

  • Учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова,-

  • М., «Просвещение» 2018год

  • «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год

  • Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии//Антология мировой фи­лософии,—М., 1972.—Т. 4.—С. 241—242.

  • Медведева И. Я. Подумай, скажи, сделай: Разговор в письмах.— М., 1978.— С. 3 — 7.

  • Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.— Минск, 1990.— С. 568, 570.

  • Эпиктет. В чем наше благо?//Римские сто­ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 209.


Эпиграфы:


«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.


«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.


«Доброму сухари в пользу, а злому мясо не в прок»

Русская пословица



«Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться. Если искры попадут ему в лицо».

Б.Франклин.


«Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх»

Сенека


«Тот, кто сеет зло – пожинает раскаяние»

Саади.


«Злой плачет от зависти, а добрый - от радости»

Пословица


Ход урока:

1.Распределение учеников на группы.

Вводное слово учителя:

- что самое ценное в человеке?

- что хотел сказать великий русский историк В.О.Ключевский (эпиграф урока)?

-почему в сказках добро всегда побеждает зло?

- всегда ли в жизни добро торжествует над злом?


2.Обсуждение выполнения домашнего задания:

Прочитать п.49 «Что такое мораль?» и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 ,3 на стр. 328

Обсуждение ответов на вопросы:

-В чем суть спора философов вокруг понятий «нравственность» и «мораль»?

-Зачем человеку нужна мораль?

-Что изучает наука «этика»?


3 Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»:

Мужество честь

Хвастливость жестокость

Скромность милосердие

Совесть трусость

Зависть жадность

Честность тактичность

Болтливость правдивость

Хитрость бестактность

Лживость малодушие.

Справедливость

Выдержка

Эгоизм

4.Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент:


Добро со злом не разделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.


Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

5. Учитель раздает группам карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:


- «Ни один …. человек не бывает счастлив»

Ювенал


- «Жизнь …. людей полна тревог»

Д.Дидро


- «Добро помни, а … забывай»

Пословица


- « Не делай … , не то на зло нарвешься»

Восточная мудрость


- « Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус


6.Вопрос учителя группам:

Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. Выберите вариант ответа:

- вы пройдете мимо;

- вы побежите за помощью;

- вы постараетесь помочь сами.

Предположим, что вы спасли его, а он скрылся, не поблагодарив. Но сами вы оказались в воде. Что бы вы ему сказали?


7. Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В.Суворова. После штурма Чертова моста, Суворов вынужден был оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взяли в плен французы. Каково же было удивление французского маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французы, итальянцы… Маршал воскликнул: «Вы подбирали всех раненых после боя?» Вернадский получил орден от врага - французский орден Почетного легиона.

Вопрос учителя:

- Чему так удивился французский маршал?


8. Задания группам:

На доске по очереди подобрать однокоренные слова к слову «Добро»:

та

Д ОБРО




9.Задания группам: ответить на вопросы и задания по документам


Текст 1. Что люди называют добром


И. Г. Чернышевский (1828—1889) русский мыслитель, литературный критик, публицист.

Очень давно было замечено, что различные люди в одном общест­ве называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже про­тивоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследст­во посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а род­ственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в од­ном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что поня­тие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, под­лежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зави­сящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в от­ношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении од­на общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они назы­вают его дурным делом... Отдельный человек называет добрыми по­ступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия на­ций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.

Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии//Антология мировой фи­лософии,—М., 1972.—Т. 4.—С. 241—242.


Вопросы: 1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых? 2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охаракте­ризовать как добрый и злой? 3. Почему понятия добра и зла не могут быть посто­янными во все времена?






Текст 2. О доброте и лицемерии


И. Я. Медведева современный российский автор

А научиться быть добрым трудно. Говорю сейчас о доброте устой­чивой, постоянной, а не о той, которая возникает раз в году от хоро­шего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир. Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь.

Когда понимаешь, что злым быть нехорошо, это уже можно рас­сматривать как первый шаг к воспитанию в себе доброты. Желание стать добрым — прекрасное желание, но оно сразу не может быть по-настоящему осуществлено.

Вы спросите: а как же быть с лицемерием, фальшью?.. Когда че­ловек лицемерит, он все время думает о пользе для себя. Ну, напри­мер, сегодня я ей посочувствую, а завтра она мне даст задачку спи­сать. Или: я буду притворяться, что восхищаюсь им, тогда он меня не побьет. Таким образом, лицемер может стать на защиту хулигана. А человек истинно добрый не задумываясь защитит слабого.

И потом, от постоянного лицемерия невозможно стать добрее, на­оборот: вполне закономерно возненавидеть людей, перед которыми приходится пресмыкаться. А тот, кто искренне пытается быть добрым, часто в конце концов добрым становится.

Довольно часто в обыденной жизни необходим трезвый взгляд со стороны, чтобы помочь товарищу, попавшему в беду. А иногда надо се­бе просто запретить быть добрым. Это особенно важно, когда сталки­ваешься с несправедливостью, с жестокостью. Если твой товарищ, пусть даже самый близкий друг, бьет или запугивает слабого, ты про­сто не имеешь права не замечать этого, пройти мимо только потому, что это сделал твой друг. Доброта — противоположность равнодушия.

И последнее, что хочется сказать: не торопитесь упрощенно де­лить людей на добрых и злых. Старайтесь быть человечнее, когда су­дите о человеке.

Медведева И. Я. Подумай, скажи, сделай: Разговор в письмах.— М., 1978.— С. 3 — 7.


Вопросы: 1. Что значит быть истинно добрым человеком и что, по вашему мне­нию, для этого необходимо делать? 2. Согласны ли вы со словами автора, что «ино­гда надо себе просто запретить быть добрым»? Какие примеры, подтверждающие или опровергающие это положение, вы могли бы привести?


Текст 3. Как относиться к своим врагам


Д. Карнеги (1888—1955) американский специалист в об­ласти ораторского искусства и человеческих взаимоотношений

Мы можем не быть настолько святыми, чтобы любить своих вра­гов, но ради своего собственного здоровья и счастья давайте по край­ней мере простим их и забудем об их существовании. Пожалуй, это самое мудрое, что мы можем сделать. «То, что вас обидели или обо­крали,— сказал Конфуций,— ничего не значит, если вы не будете по­стоянно об этом вспоминать».

Можно наверняка научиться прощать и забывать своих врагов; для этого следует увлечься каким-то важным, возвышенным делом. Тогда оскорбления и вражда, которые мы встречаем в жизни, не имеют никакого значения, потому что мы будем помнить только о своем деле.

Эпиктет девятнадцать веков назад заметил, что мы обычно пожи­наем плоды того, что сеем, и почему-то судьба почти всегда заставля­ет нас расплачиваться за наши злодеяния. «В конечном счете,— ска­зал Эпиктет,— каждый человек заплатит за свои преступления. Че­ловек, который это помнит, не будет ни на кого сердиться, не будет ни на кого негодовать, не будет никого бранить, не будет никого оскорб­лять, не будет никого ненавидеть».

Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.— Минск, 1990.— С. 568, 570.


Вопросы и задания: 1. Как рекомендует поступать Дейл Карнеги в отношении своих врагов? Считаете ли вы эти советы полезными и хотели бы их придерживать­ся? 2. Какие советы могли бы дать вы, исходя из своего жизненного опыта?


Текст 4. «Не давай завлекать себя в болото»


Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) римский философ

В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общество людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоми­нать и читать поучения мудрых людей, живших прежде тебя.

Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблаз­нительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Скажи ей:

— Подожди немного, мысль! Дай мне разобрать, кто ты такая и к чему ты клонишь меня. Дай мне обсудить тебя.

Потом не давай ей хода дальше, а представь себе пояснее все то, что выйдет, если ты поддашься этой соблазнительной мысли. Если ты поддашься ей, то она завлечет тебя за собою, куда толь­ко ей захочется. Призови себе на подмогу какую-нибудь другую мысль, честную и добрую, и замени ею свой нечистый помысел.

Если ты приучишь себя к такой борьбе, то сам увидишь, каким силачом ты сделаешься.

Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными по­мыслами. Борись, братец, и не давай себя завлекать в болото.

Эпиктет. В чем наше благо?//Римские сто­ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 209.


Вопросы: Возникают ли у вас недобрые мысли? Как советует бороться с пороч­ными мыслями Эпиктет и как вы преодолеваете недобрые мысли?



10. Вопрос учителя группам:

Можно ли заставить человека быть добрым?


11.Выводы:

Злого человека нельзя заставить быть добрым.

Добро – душа человека. Человек без души - недобрый человек.

Добро сильнее зла.


Учитель предлагает подумать над стихотворением:


Есть люди необычной доброты.

Её всю без остатка отдавая,

Горят, как маленькие, яркие костры,

Своим теплом нас согревая.


Рядом с добрым человеком всегда тепло.


12.Домашнее задание:

Прочитать п.50, выполнить письменно в рабочей тетради задания №1, 4,5 на стр. 332-333 учебника



13. Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:

« Ты – добрый человек!»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока обществознания "Добро и зло"

Автор: Ольга Анатольевна Сидоренко

Дата: 25.10.2020

Номер свидетельства: 561237

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства