kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Научно-практически конференции. Секция обществознание. Для младших школьников 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



ГБОУ средняя общеобразовательная школа

с.Красноармейское Самарской области











Тема: «Моя родословная»

Исследовательская работа



Научное направление: естествознание 1-4 классы













Выполнила:

ученица 5 «В» класса

Кудинова Дарья



Руководитель:

Шаляева Мария Владиславовна

учитель истории и обществознания













Оглавление







  1. Введение: ………………………………….. ……………….….. стр.3

  2. Основная часть доклада …………………………………..…… стр.5

2.1 Исследовательская работа ………………… ……………... стр.5

2.2 Глава 1. Моя семья.

1.1. Немного о себе ………..………………………………. стр.6

1.2. Моя семья ........................................................................стр.6

2.3 Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни? ....................стр.7

2.1. Мои бабушки и дедушки ............................................... стр.7

2.2. Мои прабабушки и прадедушки ................................... стр. 9

2.3. Мои прапрабабушки и

прапрадедушки………………………………...……... стр.13

2.4. О роде Кудиновых и Чаплыгиных……………………стр.14

  1. Заключение ...................................................................................стр.16

  2. Список использованной литературы ..........................................стр.18

  3. Приложения ..................................................................................стр.19





























1. Введение



«Каждый человек должен знать свою историю, свои корни

А сильные корни дают сильное молодое поколение».

У каждого своя причина для изучения истории семьи, в моем случае это интерес к происхождению моего рода, а также к тому месту где жили почти все мои родственники – селу Волчанка Красноармейского района Самарской области.

А началось всё с воспоминаний моей бабушки о её детстве. Собирались в те времена родственники по праздникам и пели украинские песни. И до сих пор бабушка утверждает, что ее предки были из Украины. Вот и появилась у меня идея составить свою родословную, чтобы убедиться в данном факте.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным и модным. Информационные ресурсы стали наиболее доступными, многие архивы преобразованы в электронный вид. В последнее время современное поколение очень мало общается между собой, родственные связи не поддерживаются. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Почему же так важна связь поколений, сохранение традиций своей семьи? Мир, в котором мы живем, постоянно напоминает нам о давно минувшем прошлом. Память о наших корнях, наших предках и традициях являются актуальными во все времена. Каждый нормальный человек однажды приходит к мысли о том, что он всего лишь звено в цепочке поколений, и что сам он должен передать детям и внукам если уж не материальные ценности, то хотя бы знания о предках, о прошлом своей семьи.

Составление родословного древа - это увлекательный процесс. В ходе поиска изучаешь не только родословную, но и историю Отечества, историю своей малой Родины, причем не по учебникам, а по-настоящему, видишь, что

история семьи тесно переплетена с историей страны, со всеми ее взлетами и

падениями, войнами и революциями.

В моей родословной все люди простые. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Актуальность данной темы вижу в том, что собранная информация может храниться долгое время, при появлении новых фактов возможно дополнение в ветви родословной. Живое общение и рассказы очевидцев со временем уйдут в прошлое, многие воспоминания со временем утрачиваются. Приложив специальные усилия можно сделать так, чтобы история происхождения предков не исчезла бесследно.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы составить свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Передо мной стояли следующие задачи:

1) составить генеалогическое древо моей семьи

2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках с интересной биографией.

Объектом моей работы является родословная.

Предметом – моя родословная.

Гипотеза - каждый человек должен знать о своих корнях, потому что только она может дать сведения о том, кем были далекие предки.

База исследования – это документы, находящиеся в электронных архивах Самарской области, книги Памяти, рассказы и воспоминания живых родственников.

Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Исследования.

Чтобы выяснить, историю своего рода провела поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных, изучение электронных архивов, научных публикаций.

2. Основная часть доклада

2.1. Исследовательская работа

Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:

Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.

Второй этап – практический - заключался в составлении картотеки своих родственников, где записывала основные сведения о их жизни.

Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала смешанную нисходящую родословную. Смешанная, потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери. Нисходящая, потому что запись опускается к все более отдаленным поколениям.

Для графического изображения родословной, я выбрала данную схему (Приложение №1), она мне, казалась, простой и наглядной.

Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположила родственников, о которых собрала сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.

Я планирую собрать больше сведений о своей семье, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в краеведческом музее и написать историю моей семьи, которую я люблю.





2.2. Глава 1. Моя семья.

1.1. Меня зовут Кудинова Дарья Владиславовна,

я родилась 22 июня 2009 года. Учусь в ГБОУ

Красноармейская средняя общеобразовательная

школа, класс 5в.



1.2. Моя семья.

Семья – это самое ценное что есть у меня в настоящий момент.

Мои родители Кудинов Владислав Николаевич и Кудинова (Чаплыгина) Лариса Юрьевна родом из с.Красноармейское. Здесь они окончили среднюю школу, в которой и познакомились. Папа получил высшее образование в Кинельском сельскохозяйственном институте Проработав некоторое время по специальности зооинженер, он в дальнейшем пошел работать органы МВД. Сейчас папа находится на пенсии по выслуге лет. Моя мама, Лариса Юрьевна, закончив Бузулукский финансовый техникум по специальности финансист уже 25 лет работает в налоговой инспекции. Я люблю своих родителей за то, что они подарили мне жизнь. С самого раннего детства они уделяли мне внимание и занимались моим развитием. Также у меня есть старшая сестра Мария. Окончив Самарский гос. университет она получила образование историк и работает в моей школе учителем истории и обществознания.

Рисунок 1. Папа, сестра, мама. 2010 год

Семья - это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.





2.3. Глава 2. Откуда мы родом и где наши корни?

2.1. Мои бабушки и дедушки

А сейчас я хочу рассказать о своих бабушках и дедушках.

Лучше друга не найти - обойди весь свет.

Лучше бабушки моей в целом мире нет.

Ярче солнышка она улыбается

И печали все мои забываются.

Рисунок 2. бабушка Лида

Б абушка: Чаплыгина (Мирошникова) Лидия Ивановна, родилась 25 мая 1950 года в селе Волчанка Красноармейского района Куйбышевской области. Когда бабушка была маленькой, её родители переехали в маленькую деревню Семидворка за 8 км от с.Волчанка. Её и еще несколько ребятишек возили в школу каждый день на лошадях в с.Волчанка Закончила бабушка 8 классов и пошла учиться в кооперативное училище в г.Куйбышев. Нашла свое призвание бабушка в страховом деле. С 1980 года бабушка работает в Росгосстрахе страховым агентом. Её трудовой стаж составляет более 52 лет. До сих пор она трудится на своей любимой работе. Награждена медалью «Почетный работник «РосГосстраха». В 2000 году была приглашена в г.Москву в Кремлевский дворец съездов на торжественное мероприятие, посвященное годовщине «Росгосстраха».

К большому сожалению остальных мои дедушек и бабушки уже нет в живых, но память о них будет в моем сердце навсегда.

Рисунок 3. Бабушка Рая

Б абушка: Кудинова (Пигарева) Раиса Ивановна, родилась 13 октября 1945 года в селе Волчанка Красноармейского района Куйбышевской области. Семья у бабушки была многодетная. Она смогла окончить только 8 классов школы в с.Волчанка и пошла сразу после школы работать в колхоз. Всю свою жизнь бабушка трудилась физическим трудом. Работала телятницей, дояркой, а когда она вышла замуж, то стала жить в с.Красноармейское и работать поваром в Красноармейской ЦРБ. Бабушка с дедушкой воспитали двоих сыновей, один из которых мой папа. Я очень любила проводить свои выходные дни и каникулы у бабушки. Она была мне как подружка. Совсем недавно её не стало.

Рисунок 4. дедушка Коля, 2010 год

Мой дедушка Кудинов Николай Владимирович. Родился 12 декабря 1948 года в с.Волчанка Красноармейского района Куйбышевской области. Закончив 8 классов в с. Волчанка дедушка пошел работать в колхоз водителем. Отслужив в рядах вооруженных сил, он вернулся в родное село и продолжил работать водителем. Поженившись с бабушкой Раей, они переехали в с. Красноармейское. Дедушка всю свою жизнь проработал водителем в разных организациях. Хоть он и не занимал высоких должностей, но пользовался уважением у сотрудников за свой добрый характер. Я была еще маленькой когда его не стало, но я буду его вспоминать по рассказам моих родных.

2.2. Мои прабабушки и прадедушки.

Исследования начали с изучения маминой ветви родственников. Мамина ветвь начинается из далека, хотелось бы рассказать немного о ее родных. Как мне рассказывала бабушка ее предки приехали в Саратовскую (позднее - Самарскую) губернию из Украины. Чтобы установить данный факт нам с мамой пришлось проделать большую работу. А началось всё с поиска в социальных сетях нужной информации. В этом нам помогли сотрудники Самарского государственного архива.

Рисунок 5. Группа "Архивы Самарской области" сайт vk.com

Ч ерез социальную сеть мы вышли на электронный читальный зал Самарского государственного архива, где, пройдя процедуру регистрации, получили доступ к отцифрованным архивам в виде метрических книг и ревизских сказок.





Рисунок 6. Вход в эл читальный зал Самарского гос. архива. сайт.cgaso.regsamarh.ru

Рисунок 7. Система поиска в базе данных архива

Не зная истории образования села Волчанка трудно было начать поиск своих предков, поэтому пришлось изучить историю возникновения села.

Село Волчанка относится к древнейшим поселениям района. Переселенцы с Украины обосновались по берегу р. Сухая Вязовка в глубоком овраге, который спасал их от степных ветров. Название села появилось в связи с тем, что большинство переселенцев прибыли с украинского города Волчанка. 20 июня 1830 года, судя по архивным данным администрации Красноармейского района, была отведена земля под строительство церкви в Вольском уезде Саратовской губернии, в деревне Волчанка. В 1850 году на средства прихожан завершилось строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В самарском архиве находится ревизская сказка от 1835 года в которой упоминается фамилия возможно моего предка, являвшегося одним из тех переселенцев основавших с.Волчанка – Алексея Андреевича Мирошникова.

Рисунок 8. Фрагмент ревизской сказки за 1835 год

Дальнейшие свои исследования мы начали с известных нам фактов о рождении моих прадедушек и прабабушек. В этом нам помогли отцифрованные метрические книги Покровской церкви с.Волчанка за разные года.

Мой прадедушка по маминой линии Мирошников Иван Андреевич (01.05.09-07.10.71) родился в с. Волчанка. Запись о его рождении найдена в метрической книге за 1909 год.

Рисунок 9. Фрагмент из метрической книги Покровской церкви, 1909 год

Работал в колхозе конюхом. В 1942 году ушел на фронт, призывался из Колдыбанского РВК, имел звание ефрейтор, сражался на Сталинградском фронте, неоднократно был н агражден медалями. Вот одна из записей в книге Памяти ВОВ 1941-1945 годов:

Место службы: 118 гв. сп 37 гв. Сд

Рисунок 10. Прадедушка Мирошников И.А. 1945 год

Медаль «За боевые заслуги» Дата совершения подвига: 15.01.1945

Рисунок 11.Фрагмент из наградного листа Мирошникова И.А. 1945 год

Рисунок 12. Прабабушка Мирошникова Т.И. 1955 год



Моя прабабушка по маминой линии Мирошникова(Некипелова) Татьяна Ивановна (02.01.1910-25.10.1978) родом из с.Волчанка.

Окончила два класса церковно-приходской школы при Покровской церкви с.Волчанка. Всю жизнь трудилась на поле за трудодни. Вышла замуж за моего прадедушку в 1927 году и они переехали жить в с. Семидворка. В 1950 году у них родилась моя бабушка Лида.

Рисунок 13.Фрагмент метрической книги Покровской церкви с.Волчанка, 1910 год

Рисунок 14.Прабабушка Пигарева В.Ф.



Прабабушка по папиной линии Пигарева (Прилипская) Валентина Федоровна (20.12.1922-13.11.2000). Родилась и жила в с.Волчанка, работала в колхозе. Образование не имела. Первый муж погиб на фронте. Вышла второй раз замуж и в 1945 году у них родилась моя бабушка Кудинова Раиса Ивановна.













2.3. Мои прапрадедушки и прапрабабушки

О моих прапрадедушках и прапрабабушках по маминой линии известно не очень много.

Рисунок 15. Система поиска участников Первой мировой войны 1914-1918

Мирошников Андрей Федорович (26.11.1988-25.06.1916) родом из с.Волчанка. Известным фактом из его жизни является то, что в 1914 году он ушел на фронт в Первую мировую войну. Вот выдержки из книги памяти героев войны 1914-1918 годов:

Рисунок 16. Запись о ранении, 1916 год

Рисунок 17. Фрагмент полевого журнала учета раненых, 1916 год

О моей прапрабабушке Мирошниковой (Прошкиной) Прасковье(Параскеве) известно о годах её жизни (16.09.1890-30.03.1942). По воспоминаниям моей бабушки 30 марта 1942 года на улице была теплая весенняя погода, прапрабабушка ушла искать гусей. Внезапно началась очень сильная метель, она заблудилась и замерзла.

Имеющиеся в самарском архиве метрические книги позволили найти моих прапрапрадедушку и прапрапрабабушку по маминой линии.

Родителями Мирошникова Андрея Федоровича были Мирошников Федор Иванович и Мирошникова Александра Матвеевна. Родителями Мирошниковой (Прошкиной) Прасковьи(Параскевы) были Прошкин Михаил Яковлевич и Прошкина Варвара Николаевна. Точных дат рождения пока найти не удалось, но уверена в том, что сведения будут найдены.

В связи с тем, что до 1850 года село Волчанка входило в состав Вольского уезда Саратовского губернии часть архивов за этот период находится в государственном архиве Саратовской области. Поэтому мы ставим перед собой задачу на будущее получить необходимые сведения в Саратовском архиве.

2.4. Род Кудиновых и Чаплыгиных В ходе исследования своей родословной нами были изучены другие ветви рода Кудиновых, Чаплыгиных. Род семьи Кудиновых тоже из села Волчанка. Сведения о роде Чаплыгиных были взяты из метрических книг церкви Николая Чудотворца с. Самаровки. Вот некоторые фотографии моих родных:

Рисунок 18. дедушка Чаплыгин Ю.В. 1972 год

Рисунок 19. Прадедушка Чаплыгин В.С., прабабушка Чаплыгина Е.И. и их дети, 1961 год

Н а этой фотографии изображены Чаплыгин Юрий Васильевич (23.09.49-28.04.82) -мой дедушка в детстве, прадедушка Чаплыгин Василий Степанович (27.07.1905-1961), прабабушка Чаплыгина (Горяинова) Евдокия Игнатьевна (23.02.1908-25.09.1991), брат моего дедушки Чаплыгин Виктор Васильевич в детстве.





На снимке фото моей мамы в детстве с её папой, моим дедушкой Чаплыгиным Юрием Васильевичем



Рисунок 20. Прадедушка Кудинов В.И. 1980 год

Прадедушка по папиной линии Кудинов Владимир Ильич (годы жизни дописать). Родился и вырос в с.Волчанка. Закончив курсы водителей всю свою жизнь проработал водителем.







Рисунок 21.Прабабушка Кудинова А.Ф. 1982 год

Прабабушка по папиной линии Кудинова (Фадеева) Антонина Филипповна (годы жизни дописать). Родилась и выросла в с.Волчанка, отучилась на курсах швей-мотористок и работала в Красноармейском КБО


При составлении «Древа Жизни» мною были указаны родственники, сведения о которых нам известны из сохранившихся документов, рассказов оставшихся в живых родственников. Дальнейшее изучение этих ветвей родословной я ставлю как задачу на будущее.



























3. Заключение.

Итак, с помощью родителей, бабушки и остальных родственников, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.

Узнали о профессиях наших родственников, узнали место их рождения, а некоторых даже место жительства.

Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!

Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.

В Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14 июня 2007 г. N 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» обозначена важная роль семьи в развитии государства и общества. Рекомендовано уделить особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укреплению авторитета семьи, базовых семейных ценностей

Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Славная вещь – родословное древо! Но если присмотреться к нему, то можно заметить, будто из меня вырастают папа с мамой, а из них бабушка с дедушкой и т.д. Странная картина получается. Если перевернуть рисунок, то воображаемая крона станет корнем, в большом разветвлении которого выросла я.

Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение.

Я много узнала о своих корнях, многое для меня было ново.

Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.































4. Список использованной литературы

1. Метрические книги в архивных фондах России. Каталог

2. Всероссийский генеологический форум/ Путеводитель

3. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».

2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6

3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.

4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005

5. Асеева А. Сборник песен

6. Король М.В. Витражи мудрости. - Минск: Полымя,1991г. – 414с.

7. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №3 – 28-30.

8. Никонов В.А. География личных имен. – Москва: Наука, 1988г. – 192с.

9. Ответ на вопрос в журнале «Пионер» №4. 2005г. -32.

10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.

11. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.

15. Бирюкова Л. Где искать сведения о предках? -2002г.



























Приложение № 1

Вариант родословной

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка

Автор: Шаляева Мария Владиславовна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Методическая разработка по теме "My family''"
    ["seo_title"] => string(42) "mietodichieskaiarazrabotkapotiemiemyfamily"
    ["file_id"] => string(6) "282871"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453739739"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства