Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"
Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"
Данный урок предназначен для учащихся 9 классов. Материал урока интересен, доступен для понимания учащихся. Урок по данному план-конспекту хорошо идет вместе с презентацией, где много иллюстративного фото- и видеоматериалов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"»
Е.О. Мельник, учитель истории и обществоведения
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»
Урок обществоведения, IXкласс
Конфликтное и бесконфликтное поведение(Слайд)
Цель: Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми и формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах; содействовать развитию культуры отношений в группе и способности идти на компромисс.
Задачи обучения:
образовательные:
сформировать представления учащихся о понятиях: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт»;
способствовать формированию представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);
коррекционно-развивающие:
способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта;
мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы;
воспитательные:
использовать содержание темы урока и его диалоговое пространство для развития коммуникативной культуры учащихся, умения взаимодействовать в группе;
воспитывать чувства ответственности перед собой и социальным окружением.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная работа и работа в парах
Учащиеся должны знать и понимать:
определение понятия конфликт;
линии поведения человека в конфликтных ситуациях;
типы конфликтов.
Учащиеся должны уметь:
определять собственную конструктивную линию поведения в конфликтных ситуациях;
проектировать пути разрешения межличностных конфликтов.
Личностно-формирующая направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, умения преодолевать трудности.
Ресурсное обеспечение:
1. Учебное пособие для 9 класса под редакцией профессора, доктора философских наук М.И.Вишневского. - Минск: «Адукацыяівыхаванне», 2009.
2. Лазарев, А.А.1500 понятий и терминов. 9-11 классы / А.А.Лазарев. – Минск: «Аверсэв», 2009. – 208 с.
3. Раздаточный материал.
Этапы урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Введение в тему.
3. Работа по теме (объяснение нового материала).
4. Рефлексия.
5. Итоги урока (заключение).
6. Домашнее задание.
1 этап. Проверка домашнего задания.
Устный опрос класса. Вопросы:
Что такое альтруизм? Какие личностные характеристики способствуют проявлению у человека альтруизма?
Какие личностные характеристики способствуют проявлению у человека альтруизма?
Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения.
(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)
Что такое коллективизм и индивидуализм? Чем коллективизм отличается от конформизма?
Согласны ли вы с мнением известного режиссера К.С.Станиславского : « думайте больше о других и поменьше о себе, заботьтесь об общем настроении и общем деле, тогда и вам будет хорошо.»
Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.
И решили потянуть к себе одеяло.
Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.
Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.
Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.
Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.
И мораль здесь такова: серединка золота!
Мудро, смело размышляй и собою управляй!
2этап. Введение в тему
ХОД УРОКА
Эпиграф. Нужны двое для ссоры, не будьте никогда одним из них.
Д. Леббок (1834 – 1913) английский археолог и этнограф
Учитель: Ребята! Новую тему я хочу начать со стихотворенияМ.Л.Матусовского.(Слайд)
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Учитель:И как вы думаете, почему именно с этого стихотворения начался наш урок? Да, потому что отношения между людьми не всегда складываются беспроблемно. Действительно, могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями во всём ладить друг с другом?
Давайте сопоставим несколько ситуаций: в классе идет шумный спор по поводу предстоящего экскурсионного маршрута; одноклассник отказывается дать списать лабораторную работу по физике; родители не хотят покупать, как вам кажется планшет. Что общего во всех этих внешне различных случаях?
Учащиеся: Обмениваются различнымипредположениями с их аргументацией и они приходят к выводу, что их объединяет одно явление – столкновение разнонаправленных интересов, или, одним словом, конфликт.
Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт.
Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)(Слайд)
3 этап. Изучение нового материала
Подэтап.1.Структура конфликта.Слайд
2. Типы конфликтов. Слайд
Учитель:Далее обращает внимание на то, что различают следующие виды конфликтов и предлагает выполнить задание.
(Слайд).
Конфликт
Причины возникновения конфликтов
(примерные ответы)
внутриличностный
Неуверенность в себе;
несогласованность разных социальных ролей;
межличностный
Человек занимает позицию, противоположную позиции другого человека, их мнения различны и отличаются;
личностно-групповой
Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение отличается от мнения группы;
межгрупповой
Столкновения интересов различных групп, входящих в состав определенной организации;
Учащимся дается задание определить виды конфликтов.(Приложение1)
?
?
2 )
?
3 )
Обращается внимание учащихся на то, что есть еще внутриличностный конфликт или конфликт человека с самим собой. Он может возникнуть низкой удовлетворенности своей работой, недостаточной уверенности в себе. Часто он связан со стрессом.
Учитель: Каковы же причины возникновения конфликтов? Идет дискуссия, выслушиваются различные точки мнения и их аргументация.
Учитель: Учащимся предлагается рассмотреть конструктивный и неконструктивный конфликт.
Учитель: После того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации.
Определяют пять основных стратегий поведения: (Слайд)
1) сотрудничество;слайд
2) компромисс;слайд
3) избегание;слайд
4) приспособление;слайд
5) соперничество, слайд
Рассмотрим схему и разберем на примере, не обсуждая правильности поведения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях:
Схема 1
На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой
- человек сам справится с грабителем (соперничество или конкуренция);
- при сотрудничестве человек укажет на богатого знакомого;
- человек договорится с грабителем в обмен на обещание не обращаться с заявлением в милицию (компромисс);
- человек безропотно отдает всю наличность (приспособление);
- человек убегает от грабителя (избегание).
А теперь ребята мы сыграем с вами игру «Путаница» (раздаются карточки группам).
Игра «Путаница».
Приложение 4
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
Ответ: (избегание)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Ответ: (конкуренция)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Ответ: (приспособление)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Ответ: (компромисс)
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Ответ: (сотрудничество)
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить.
Путями разрешения конфликта являются:
Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
Учитель: Как известно каждый конфликт имеет свои последствия, они могут быть как позитивные так негативные.
позитивные
негативные
Сплочение коллектива;
Разрядка напряженности;
и т.д;
_________;
_________;
_________;
Сложное восстановление дружеских отношений;
Ухудшение психологического климата;
и т.д;
_________;
_________;
Ребята, давайте сейчас просмотрим видеофрагмент их к/ф «Большая перемена» и попробуем определиться вид конфликта и линии поведения его участников. И, конечно же, попробуем найти пути разрешения из этого конфликта. Просмотр видеофрагмента.
5 этап:Итоги урока (заключение)
Спасибо за нашу совместную работу, урок наш почти завершен, и я думаю, что теперь мы сможем с вами вывести ту формулу решения конфликтов, которая может помочь человеку жить без злости и ненависти в душе. Попробуем? Какие для этого нужны слова в нашем общении? (Перечисляются слова, например: сотрудничество, терпение, уважение и т.д.).
Из слов составляется формула:
Уважение + Понимание Х Сотрудничество = Согласие
Терпение
6 этап:Домашнее задание
Решите проблему:
От римского историка Т. Ливия до нас дошел рассказ о том, что в городе Капуе однажды начался бунт. Народ был недоволен городским советом, который представлял аристократию. Только один аристократ Маго добровольно вступил в переговоры с простым народом (плебсом). Он целиком согласился с тем, что городской совет — сборище преступников, которых справедливо было бы казнить публично. «Только, - сказал Маго, - мы не должны приступать к казни, пока не выберем новый городской совет». Старый совет был заперт в ратуше, а на площади народное собрание принялось выбирать новых членов совета. Стали поступать предложения. Но при первом имени закричали, что он подлый обманщик; при втором появилось утверждение о том, что он морально развращенная личность. Не намного лучше было с третьим и следующими. Через какое-то время Маго взял слово на этом выборном собрании и предложил: раз оказалось невозможным найти новых и лучших членов в совет, надо пойти и выпустить старых и позволить им возобновить работу. Это предложение было принято подавляющим большинством.
Вопрос: Какой тип конфликта представлен в данном сюжете? Определите роль и позицию в этой ситуации аристократа Маго.
Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…
Е.Евтушенко
И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
Закончить наше занятие мне хочется следующими словами:
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.
Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок ……… Спасибо за внимание!