kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 9 классов. Материал урока интересен, доступен для понимания учащихся. Урок по данному план-конспекту хорошо идет вместе с презентацией, где много иллюстративного фото- и видеоматериалов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"»


Е.О. Мельник, учитель истории и обществоведения

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Борисова»

Урок обществоведения, IXкласс

Конфликтное и бесконфликтное поведение(Слайд)

Цель: Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми и формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах; содействовать развитию культуры отношений в группе и способности идти на компромисс.

Задачи обучения:

образовательные:

  • сформировать представления учащихся о понятиях: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт»;

  • способствовать формированию представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);

коррекционно-развивающие:

  • способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта;

  • мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;

  • способствовать  развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы;

воспитательные:

  • использовать содержание темы урока и его диалоговое пространство для развития коммуникативной культуры учащихся, умения взаимодействовать в группе;

  • воспитывать чувства ответственности перед собой и социальным окружением.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная работа и работа в парах

Учащиеся должны знать и понимать:

определение понятия конфликт;

линии поведения человека в конфликтных ситуациях;

типы конфликтов.

Учащиеся должны уметь:

определять собственную конструктивную линию поведения в конфликтных ситуациях;

проектировать пути разрешения межличностных конфликтов.

Личностно-формирующая направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, умения преодолевать трудности.

Ресурсное обеспечение:

1. Учебное пособие для 9 класса под редакцией профессора, доктора философских наук М.И.Вишневского. - Минск: «Адукацыяівыхаванне», 2009.

2. Лазарев, А.А.1500 понятий и терминов. 9-11 классы / А.А.Лазарев. – Минск: «Аверсэв», 2009. – 208 с.

3. Раздаточный материал.


Этапы урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Введение в тему.

3. Работа по теме (объяснение нового материала).

4. Рефлексия.

5. Итоги урока (заключение).

6. Домашнее задание.

1 этап. Проверка домашнего задания.

Устный опрос класса. Вопросы:

    1. Что такое альтруизм? Какие личностные характеристики способствуют проявлению у человека альтруизма?

    2. Какие личностные характеристики способствуют проявлению у человека альтруизма?

    3. Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или…? Объясните свою точку зрения.

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

    1. Что такое коллективизм и индивидуализм? Чем коллективизм отличается от конформизма?

    2. Согласны ли вы с мнением известного режиссера К.С.Станиславского : « думайте больше о других и поменьше о себе, заботьтесь об общем настроении и общем деле, тогда и вам будет хорошо.»

Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!


2этап. Введение в тему

ХОД УРОКА


Эпиграф. Нужны двое для ссоры, не будьте никогда одним из них.

Д. Леббок (1834 – 1913) английский археолог и этнограф

Учитель: Ребята! Новую тему я хочу начать со стихотворенияМ.Л.Матусовского.(Слайд)

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков,

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Учитель:И как вы думаете, почему именно с этого стихотворения начался наш урок? Да, потому что отношения между людьми не всег­да складываются беспроблемно. Действительно, могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и цен­ностями во всём ладить друг с другом?

Давайте сопоставим несколько ситуаций: в классе идет шумный спор по поводу предстоящего экскурсионного маршрута; одноклассник отказывается дать списать лабораторную работу по физике; родители не хотят покупать, как вам кажется планшет. Что общего во всех этих внешне различных случаях?

Учащиеся: Обмениваются различнымипредположениями с их аргументацией и они приходят к выводу, что их объединяет одно явление – столкновение разнонаправленных интересов, или, одним словом, конфликт.

Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре. Ссора, спор или скандал представляют собой конфликт.

Какие ассоциации вызывает слово «конфликт»? (Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.)

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)(Слайд)


3 этап. Изучение нового материала


Подэтап.1.Структура конфликта.Слайд


2. Типы конфликтов. Слайд

Учитель:Далее обращает внимание на то, что различают следующие виды конфликтов и предлагает выполнить задание.

(Слайд).

Конфликт

Причины возникновения конфликтов

(примерные ответы)

внутриличностный

  • Неуверенность в себе;

  • несогласованность разных социальных ролей;

межличностный

  • Человек занимает позицию, противоположную позиции другого человека, их мнения различны и отличаются;

личностно-групповой

  • Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение отличается от мнения группы;

межгрупповой

  • Столкновения интересов различных групп, входящих в состав определенной организации;



Учащимся дается задание определить виды конфликтов.(Приложение1)


  1. ?





?


2 )





?


3 )





Обращается внимание учащихся на то, что есть еще внутриличностный конфликт или конфликт человека с самим собой. Он может возникнуть низкой удовлетворенности своей работой, недостаточной уверенности в себе. Часто он связан со стрессом.

Учитель: Каковы же причины возникновения конфликтов? Идет дискуссия, выслушиваются различные точки мнения и их аргументация.

Учитель: Учащимся предлагается рассмотреть конструктивный и неконструктивный конфликт.

Учитель: После того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации.


Определяют пять основных стратегий поведения: (Слайд)

1) сотрудничество;слайд

2) компромисс;слайд

3) избегание;слайд

4) приспособление;слайд

5) соперничество, слайд

Рассмотрим схему и разберем на примере, не обсуждая правильности поведения, стратегии поведения в конфликтных ситуациях:






Схема 1


На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой

- человек сам справится с грабителем (соперничество или конкуренция);

- при сотрудничестве человек укажет на богатого знакомого;

- человек договорится с грабителем в обмен на обещание не обращаться с заявлением в милицию (компромисс);

- человек безропотно отдает всю наличность (приспособление);

- человек убегает от грабителя (избегание).




А теперь ребята мы сыграем с вами игру «Путаница» (раздаются карточки группам).

Игра «Путаница».

Приложение 4

Девизы:

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».

Ответ: (избегание)

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Ответ: (конкуренция)

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Ответ: (приспособление)

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Ответ: (компромисс)

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Ответ: (сотрудничество)


Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить.

Путями разрешения конфликта являются:




Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым- значит проявить слабость характера. А как вы думаете?


Учитель: Как известно каждый конфликт имеет свои последствия, они могут быть как позитивные так негативные.

позитивные

негативные

  • Сплочение коллектива;

  • Разрядка напряженности;

  • и т.д;

  • _________;

  • _________;

  • _________;


  • Сложное восстановление дружеских отношений;

  • Ухудшение психологического климата;

  • и т.д;

  • _________;

  • _________;



  • Ребята, давайте сейчас просмотрим видеофрагмент их к/ф «Большая перемена» и попробуем определиться вид конфликта и линии поведения его участников. И, конечно же, попробуем найти пути разрешения из этого конфликта. Просмотр видеофрагмента.


5 этап:Итоги урока (заключение)


Спасибо за нашу совместную работу, урок наш почти завершен, и я думаю, что теперь мы сможем с вами вывести ту формулу решения конфликтов, которая может помочь человеку жить без злости и ненависти в душе. Попробуем? Какие для этого нужны слова в нашем общении? (Перечисляются слова, например: сотрудничество, терпение, уважение и т.д.).

Из слов составляется формула:

Уважение + Понимание Х Сотрудничество = Согласие

Терпение


6 этап:Домашнее задание


Решите проблему:

От римского историка Т. Ливия до нас дошел рассказ о том, что в городе Капуе однажды начался бунт. Народ был недоволен городским сове­том, который представлял аристократию. Только один аристократ Маго добровольно вступил в переговоры с простым народом (плебсом). Он це­ликом согласился с тем, что городской совет — сборище преступников, которых справедливо было бы казнить публично. «Только, - сказал Ма­го, - мы не должны приступать к казни, пока не выберем новый городской совет». Старый совет был заперт в ратуше, а на площади народное собра­ние принялось выбирать новых членов совета. Стали поступать предло­жения. Но при первом имени закричали, что он подлый обманщик; при втором появилось утверждение о том, что он морально развращенная личность. Не намного лучше было с третьим и следующими. Через какое-то время Маго взял слово на этом выборном собрании и предложил: раз оказалось невозможным найти новых и лучших членов в совет, надо пойти и выпустить старых и позволить им возобновить работу. Это пред­ложение было принято подавляющим большинством.


Вопрос: Какой тип конфликта представлен в данном сюжете? Оп­ределите роль и позицию в этой ситуации аристократа Маго.


Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё…

Е.Евтушенко

И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.


  • Закончить наше занятие мне хочется следующими словами:

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.



Я благодарю вас за вашу активность, сотрудничество. Хочу отметить … и поставить им за урок ……… Спасибо за внимание!













11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материалы для урока обществоведения " Конфликтное и бесконфликтное поведение"

Автор: Мельник Евгения Олеговна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537419


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства