kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме: "Социальная стратификация."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имеется множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: "Социальная стратификация."»

Обществознание

Урок № 35.

Тема: Социальная стратификация.

Цель: изучить основные современной стратификации России.

Задачи:

(Образовательная) формирование понятий: стратификация, социальная мобильность;

(Развивающая) формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную компетентность;

(Воспитательная) формирование коммуникативных и интегративных умений и навыков.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Что такое здоровый образ жизни.

2. Факторы влияния на здоровье современного общества.

3. Перечислите способы соблюдения здорового образа жизни.


План:

  1. Понятие социальной стратификации.

  2. Исторические типы стратификации.

  3. Современное общество и его социальные слои.

  4. Социальная мобильность.


1. Нередко можно столкнуться с утверждением, согласно кото­рому все люди равны от рождения. С этой точкой зрения можно как соглашаться, так и не соглашаться: Однако равенство от рождения в любом случае остается лишь декларацией, поскольку неизбежной характеристикой любого общества является социальное расслоение.

Идею равенства неоднократно пытались воплотить в жизнь. Ярким примером может служить история нашей страны. И она прекрасно демонстрирует тот факт, что по большому счету равенство – это лишь прекрасная утопия, фантастическая идея, кото­рую не так просто реализовать в жизни. При этом любые, даже самые благородные, идеи могут обернуться негативной стороной. И действительно, стремление освободиться от гнета и обрести сво­боду привело к еще большей несвободе.

Таким образом, неравенство – это неизбежная черта любого общества. Невозможно противостоять желанию человека быть лучше других людей: больше иметь или обладать более высоким статусом. Человеку свойственно соревноваться, и это – один из источников неравенства.

Проявляется же неравенство в виде стратификации общества. "Страта" – это уровень, ярус, слой. В обществе можно выделить несколько слоев, которые отличаются друг от друга с точки зрения уровня жизни, возможностей и власти. И такое расслоение внутри общества в социологии принято называть "стратификацией".

Социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются престижными в сравнении с другими.


2. Имеется множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Наиболее известными являются критерии, лежащие в основе кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако на самом деле более вероятным является предположение, что любое общество предпо­лагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множества их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом. Можно выделить следующие исторические типы стратификации:

  1. Рабовладельческая стратификация основана на пря­мом насилии. Но неравенство людей здесь определяется военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственнос­ти. Определенные социальные группы при такой стратификации превра­щаются в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и закрепляется в поколениях. Приме­ром рабовладельческих может служить античное рабство, а так­же холопство на Руси.

Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерным было долговое, кабальное рабство.

2. Кастовая стратификация основывается на этнических различиях, которые закреплены религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста (от лат. Castus – чистый) является замкнутой группой, которая занимает строго определенное место в общественной иерархии, принадлежность к группе определяется исключительно рождением человека. Существует четкий перечень, определяющий занятия, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие, в результате чего обособленность данной группы увеличивается еще больше. Положение в кастовой системе также передается по наследству, а следовательно, явлений социальной мобильности в организованных по данному принципу системах практически не наблюдается.

Примером системы с господством кастовой стратификации является Индия, в которой юридически кастовое деление было отменено лишь в 1950 г.

3. При сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами и обязанностями, представляющими собой закрепленные в законодательном порядке обязательства перед государством. На конкретном уровне это проявляется в том, что представители одних сословий обязаны нести ратную, другие – чиновничью службу и т.д. Таким образом, сословие, это в первую очередь юридическое, а не экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству, спо­собствуя относительной закрытости данной системы.

Примером развитых сословных систем социальной стратификации являются феодальные западноевропейские общества, а также феодальная Россия.

  1. Классовая стратификация. Классы (от лат. Classis – разряд) – социальные группы, принадлежность к которым определялась экономическим положением людей. Марксизм определяет классы на основе отношений собственности на средства производства. Отсюда во всех классовых обществах выделяются две основные страты: 1) класс имущих (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и 2) класс неимущих (рабы, крестьяне, рабочие). Данная стратификационная система характерна для открытого индустриального (капиталистического) общества с делением на высшие и низшие классы, но с возможностью для всех свободно продвигаться наверх в зависимости от своих способностей и трудолюбия.

В отличие от марксисткой стратификации западная социология использует многомерный подход, при котором классовая стратификация современных обществ проводится по пяти главным критериямдоход, богатство, власть, образование, профессия.

Доход это общая сумма денег, полученных индивидом или всей его семьей за определенный период (зарплата, гонорары, пособия и.т.д.).

Богатство образуется, когда доходы очень высоки и перекрывают текущие расходы "на жизнь". В результате часть доходов накапливается в виде денег или имущества, которые становятся богатством и определяющее влияют на положение человека, его семьи и потомков в обществе.

Власть можно определить как возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле других людей, воздействовать на них. Она значительно превышает социальный вес человека, часто обеспечивая ему определенные привилегии и влиятельность в обществе.

Образование, т.е. совокупность приобретенных человеком знаний, играет в современном интеллектуально-информационном обществе все возрастающую роль. При этом часто важен не только уровень образования (среднее, высшее и т.д.), но и так называемая престижность учебных заведений, в которых оно получено.

Профессия (от лат. Profiteer – объявляю своим делом) – это род трудовой деятельности (занятий) человека, по которой он имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку (например, автослесарь, бухгалтер, врач, программист и т.д.). Здесь тоже важна престижность профессии, а также занимаемая должность (одно дело, скажем, строитель, другое – архитектор; или банковский кассир и председатель правления банка).


3. Социологи выделяют несколько слоев в современных обществах. Остановимся на варианте из четырех основных страт. Он предполагает разделение общества на высший, средний и низший классы.

Высший классэлита общества: президенты, премьер-министры и другие политические лидеры; крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции. Элита – группа лиц, осуществляющих власть в обществе; лучшие представители общества или его части.

Средний класс – зажиточные слои общества; ученые, писатели, художники, врачи, юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены, высококвалифицированные рабочие и др.

Рабочий класс – квалифицированные рабочие фабрик, заводов, строительных фирм, сельскохозяйственных предприятий, сферы услуг и т.д. с постоянной и надежной работой.

Низший класс – неквалифицированные рабочие, а также безработные, неимущие, люди с доходом на грани или за чертой бедности; бродяги, нищие, уголовные элементы и пр.


Особенности стратификации российского общества. В рамках структуры общества можно выделить четыре основ­ных слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой представлен собственниками крупных и сред­них предприятий. Уровень дохода представителей этого слоя во много раз превышает уровень доходов представителей базового и нижнего слоев. За редким исключением к данному уровню принадлежат мужчины молодого или среднего возраста, которые, в большинстве своем имеют высшее образование.

К среднему слою принадлежат менеджеры, предприниматели, наиболее высококвалифицированные рабочие, высшая интеллигенция и т.д. Представители данного класса не обладают капиталом, обеспечивающим им независимость, и не всегда обладают профессионализмом, который необходим в современном обществе. Представители данного слоя также имеют высокий уровень образования, хотя он и несколько ниже, чем уро­вень образования высшего слоя. К данному слою также принадлежат в основном мужчины, как правило, среднего возраста. Более половины представителей данного слоя заняты в негосударствен­ном секторе. Принадлежность к среднему слою не означает высо­кого уровня благосостояния, так как примерно одна седьмая лю­дей, относящихся к нему, живут на уровне бедности.

К базовому слою принадлежат люди, которые занимаются главным образом квалифицированным исполнительским трудом, то есть рабочие, крестьяне, работники сервиса и торговли, а также массовая интеллигенция. Для данного слоя менее характерен высокий уровень образования: вузы закончили лишь около 25% его представителей. В значительной степени (около 60%) данный слой составляют женщины.

К нижнему слою принадлежат представители неквалифицированных профессий, не имеющие специального образования, которые живут за чертой бедности или даже на уровне нищеты.


4. Социальная мобильность – это любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано человеком или испытало на себе его влияние, из одной социальной позиции в другую.

Виды социальной мобильности. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность, представляющая собой добровольное перемещение в рамках социальной иерархии, и мобильность, диктуемая изменениями в структуре общества (например, индустриализацией и демографи­ческими факторами).

В первом случае человек прилагает усилия для того, чтобы изменить свое положение в обществе. Например, он получает образование, которое традиционно не получают люди его положе­ния, и тем самым повышает свою позицию.

Примером второго типа мобильности могут служить измене­ния, которые происходят по мере развития индустриального об­щества и становления постинудстриального общества. При урбанизации и индустриализации увеличивается значимость профессий, что приводит к изменениям в требованиях к профессиональ­ной подготовке. Вследствие этого наблюдается увеличение объема рабочей силы, занятой в индустриальном производстве и управле­нии, и уменьшение численности сельскохозяйственных рабочих.

Существуют два основных типа социальной мобильности: го­ризонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход че­ловека или социально значимого предмета из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером горизонтальной мобильности может служить переме­щение человека из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке, с одного места работы на другое при сохранении им своего профессионального статуса. Во всех этих случаях перемещение может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения человека или соци­ального объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумева­ются те отношения, которые возникают при перемещении инди­вида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух основных формах. Во-первых, это проникновение индивида из одной социальной группы в другую, занимающую более высокое положение в социаль­ной иерархии. Во-вторых, это создание людьми новой группы, которая обладает более высоким положением в социальной струк­туре общества. В этом случае проникновение в более высокий пласт происходит потому, что новая группа имеет более высокое положение в обществе.

Нисходящие течения также имеют две формы. Первая заклю­чается в падении индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Вторая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту.


Закрепление.

    1. Что такое социальная стратификация?

    2. Как связаны понятия "социальная стратификация" и "социальное неравенство"?

    3. Социальная стратификация – это: а) наличие в обществе различных сфер; б) разделение общества на социальные группы; в) поддержка малообеспеченных групп населения; г) повышение социального статуса.

    4. Какие виды стратификации вы знаете?

    5. Охарактеризуйте основные исторические типы стратификации.

    6. Какие критерии стратификации выделяет западная социология?

    7. Охарактеризуйте основные страты современных обществ.

    8. Каковы особенности социальной стратификации России?

    9. Что такое социальная мобильность людей?

    10. Каковы социальные сдвиги в современных обществах?

    11. В средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример … а) социальных взглядов; б) социального неравенства; в) социальной адаптации; г) социальной мобильности.

    12. Возвышение А.Д. Меньшикова, сподвижника Петра I, от денщика до генералиссимуса – это пример … а) социальной стратификации; б) социальной адаптации; в) социальной мобильности; г) социализации.

    13. Что является примером горизонтальной социальной мобильности? а) повышение по служебной лестнице; б) разжалование офицера в солдаты; в) получение второй рабочей специальности; г) понижение в должности.


Домашнее задание: А.И. Клименко, с. 251-260. (7 минуты)

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по теме: "Социальная стратификация."

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 02.01.2021

Номер свидетельства: 569168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок обществознания в 11-м классе на тему "Социальная структура общества» "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-obshchiestvoznaniia-v-11-m-klassie-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "143615"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418564308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства